Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:45, курсовая работа
Целью исследования является взгляд на страницы прошлого для осмысления масштабов человеческих жертв и характеризация тогдашней власти, проводимой ею политикой.
Задачами исследования ставятся:
1. Разделение репрессий сталинизма на периоды и их оценка.
Введение........................................................................................................3
Глава 1 Церковь и крестьяне в 1920-е – 1930-е годы в Беларуси….…..6
1.1 Репрессии против духовенства……………..……...………….6
1.2 Раскулачивание (1929-1933г.г.)………..……………………...13
Глава 2 Период Большого террора…………............................................20
2.1 «Польская операция» НКВД 1937–1938 гг..............................20
2.2 Репрессии среди интеллигенции города Минска...................25
2.3 Западная Беларусь после 17 сентября 1939 года…………….27
Заключение...................................................................................................33
Список использованной литературы.......................................................
Министерство образования Республики Беларусь
Институт парламентаризма и предпринимательства
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ДВИЖЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
ТЕМА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 1920 – 1930-ЫХ ГОДОВ В БЕЛАРУСИ.
Кривонос Т.В., доцент кафедры
Дата поступления и регистрации на кафедре: _________________
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1 Церковь и крестьяне в 1920-е – 1930-е годы в Беларуси….…..6
1.1 Репрессии против духовенства……………..……...………….6
1.2 Раскулачивание (1929-1933г.г.)………..……………………..
Глава 2
Период Большого террора…………...................
2.1 «Польская операция» НКВД 1937–1938 гг............................
2.2 Репрессии среди интеллигенции города Минска...................25
2.3 Западная Беларусь после 17 сентября 1939 года…………….27
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Репрессия (от позднелатинского repressio - подавление), карательная мера, наказание , применяемое государственными органами.
Тоталитарный режим начал своё становлении в СССР с приходом к власти Сталина, и к концу 1920-ых годов не заставил долго ждать своих проявлений, в виде массовых репрессий по отношению к гражданам СССР и беженцам .
Целью исследования является взгляд на страницы прошлого для осмысления масштабов человеческих жертв и характеризация тогдашней власти, проводимой ею политикой.
Задачами исследования ставятся:
1. Разделение репрессий сталинизма на периоды и их оценка.
2. Сделать заключение основываясь на полученных сведениях , с краткой характеристикой политического устройства и её недостатками .
Период 1920-х – 1930-ых годов на территории (современной) беларусии за исключением Западной до 17 сентября 1939 года (На территории которой осуществлялась ассимилицционная политика польских властей ) приходится период сталинских репрессий.
В основе нашего исследования лежат гуманистические и правовые понятия, которые определяю человечество с лучшей стороны.
В этот период сильному гонению подверглась церковь (католическая и православная) , её служители и наследие. Храмы обустраивали под различные хозяйственные постройки, имущество церквей разворовывалось в первую очередь государством, навязывалась ненависть к церковно-служителям среди обычного народа. Жестоко подавлялись антисоветские и контрреволюционные настроения.
Систематически подвергались гонению светлые умы и интеллегенция. Им навязывали различные заговоры, приписывали их к несуществующим контрреволюционным организациям
С 1929г. по 1933 год в СССР идёт политика раскулачивания, при которой с территории беларуси было выслано “на перевоспитание” в отдалённые районы России свыше 100 тысяч человек, конфисковывалось имущество в пользу колхозов.
В период политических репрессий “Большого террора” 1937-1938 годов массовое уничтожение в 1937-1938 партийно-государственных кадров, интеллигенции и других людей в СССР, подозреваемых в оппозиционных настроениях. Так же выпадает “Польская операция” НКВД 1937-1938 годов в ходе которой на территории Беларуси было выявлено и осуждено около 20 тысяч польских шпионов, из них 13179 человек были приговорены к высшей мере наказания.
Присоединение Западной Беларуси в сентябре 1939 , так же означало продолжение “ искоренения паразитов общества ” . До начала ВОВ люди (в основном это были интеллегенция, зажиточные крестьяне, в прошлом польские чиновники ) подвергались различным мерам наказания за “различные преступления”.
По мнению историков Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского, если понятие репрессий определить узко — как репрессии органов госбезопасности по политическим обвинениям, «тогда, с небольшими погрешностями, число репрессированных в период с 1921 по 1953 год составит около 5,5 млн человек». Если же в их число включить «разные типы депортированных, умерших от искусственного голода и убитых во время спровоцированных конфликтов…, и тех детей, которые не родились из-за того, что их возможные родители были репрессированы или погибли от голода», то число жертв возрастёт на порядок. Об общих масштабах смертности от голода и репрессий можно судить по демографическим потерям, которые только в период 1926—1940 годы составили 9 млн чел.
В Статистическом сборнике Верховного суда 1958 г. говорится о 17,96 млн приговорённых по указам военного времени, из которых 22,9 %, или 4 113 тыс., были приговорены к лишению свободы, а остальные — к штрафам или исправительно-трудовым работам. Из них к жертвам политических репрессий могут быть отнесены осуждённые по Указу Президиума ВС СССР от 6 июля 1941 г. об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. 15,75 млн человек по этим указам были осуждены за самовольный уход с работы (самовольно менять место работы многим категориям работающих запрещалось и после окончания войны).
В ходе данной работы я постараюсь
отобразить действия проходившие на территории
Беларуси в межвоенный период. Попытаемся
разобраться в последствиях проводимых
властями тогдашних репрессий, и взглянуть
на последствия. Предоставленными материалами
, постараемся пробудить политическую
сознательность и ответственность . С
моей точки зрения пассивное отношение
к политическим процессам , является залогом
возникновения пропасти между аппонирующими
сторонами в политических отношениях.
ГЛАВА 1 ЦЕРКОВЬ В 1920-Е – 1930-Е ГОДЫ
В БЕЛАРУСИ
1.1Репрессии против
Марксистско-ленинское учение о религии
и атеизме имело огромное практическое
значение для разработки стратегии и тактики
Коммунистической партии и Советского
государства в отношении религии и церкви,
что нашло свое отражение в решениях съездов,
конференций и пленумов ЦК, а также в ряде
произведений В. И. Ленина.
“Марксист должен быть материалистом,
т. е. врагом религии, но материалистом
диалектическим, т. е. ставящим дело борьбы
с религией не абстрактно, не на почву
отвлеченной, чисто теоретической, всегда
себе равной проповеди, а конкретно, на
почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей
массы больше всего и лучше всего” – Ленин.
[11.c.421]
В дальнейшем будет предоставлен отрывок из статьи Александр Врублевского “Репрессии против духовенства и верующих в советской Белоруссии в 1920-30-е годы” в которой на мой взгляд очень подробно отображены события разворачивающиеся в тот период.
Из всех гонений, выпавших на долю церкви в годы советской власти , самыми беспощадными и жестокими были террор и массовые репрессии против духовенства и верующих. Это была та категория людей, кто за веру и религиозные убеждения, пожалуй, больше всех испытали произвол и насилие властей. Уже в первые годы существования Советской власти террор большевиков против духовенства принял небывалые размеры. К началу 1922 г. в стране согласно судебным приговорам было расстреляно 1691 священников, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, а без суда - около 15 тыс. служителей культа .
Немаловажную роль в этом сыграло принятое 5 сентября 1918 г. Советом Народных Комиссаров "Постановление о красном терроре". В нем отмечалось: "Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюций о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также применения к ним этой меры" .
Оставшихся в живых ожидали лагеря принудительных работ, которые начали создаваться в 1919 г. Соответствующий декрет ВЦИК предписывал: "Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек. Ответственность за невыполнение указа возлагается на соответствующие чрезвычайные комиссии... . Одним из самых страшных мест заключения считались лагеря на Соловецких островах. 6 июня 1923 г. сюда прибыли первые заключенные. Так родился СЛОН (Соловецкие лагеря особого назначения) ОГПУ. Среди его узников были представители русской аристократии и государственного аппарата дореволюционной России; участники белого движения; представители всех дореволюционных политических партий, черного и белого духовенства, различных религиозных сект; бывшие нэпманы; крупные уголовники-рецидивисты; советские военные и чекисты, осужденные по политическим и иным статьям и др. Изоляция, принудительный труд, двенадцатичасовой рабочий день, армейская организация...
Вот имена лишь нескольких узников-священнослужителей этого лагеря. Грисюк Анатолий, митрополит Одесский (1880-1938) - церковный историк; Петр, архиепископ Воронежский (П.К. Зверев, 1878-1929)- погиб на острове Анзере; П.А.Флоренский (1879–1937) - священник, философ, математик, химик, искусствовед (Расстрелян на Соловках).
Начальником УСЛОНа был Ногтев П.А. (репрессирован в конце 30-х годов). Начальником особого отдела ВЧК, одним из организаторов Соловецких лагерей, был Кедров М.С. (арестован в конце 30-х, по суду оправдан, но расстрелян по личному указанию Берии в 1941 г.).
В Минске контрационный лагерь (так они именовались в декрете) был создан в августе 1920 г. и отличался от СЛОНа лишь тем, что являлся перевалочным пунктом, где в судебном и несудебном порядке заключенным определялись репрессивные меры наказания, в том числе и депортация в отдаленные районы РСФСР. В большинстве своем за пределы Белоруссии выселялись люди, считавшиеся опасными для Советской власти и неспособные к производительному труду. Так, секретный циркуляр, адресованный 21 июня 1921 г. за подписью Предсовнаркома Белоруссии А.Г.Червякова Наркомату внутренних дел, Наркомюсту и Предчекабел предписывал: "... организовать комиссию, каковой приступить к пересмотру списков дел заключенных в концлагерь, причем явно преступный элемент передать по подсудности, где они понесут заслуженную кару, а на остальных, неспособных к производительному труду, составить список для расселения их по другим районам России" .В этих списках было немало священнослужителей и сектантов, которым инкриминировалось "контрреволюционная деятельность".
Пристальное внимание репрессивные органы БССР уделяли духовенству католической церкви, его благонадежности и лояльности к Советской власти. С этой целью составлялись списки римско-католических костелов и общих евангельских христиан, расположенных на территории Белоруссии, отслеживались и выявлялись служители религиозного культа с антисоветскими настроениям. Такие списки были составлены в феврале 1923 г. Центральной (ликвидационной) комиссией по отделению церкви от государства и направлены уполномоченному ГПУ БССР т. Юсфину .
28 декабря 1924 г. на имя секретаря ЦК КП(б)Б А.И.Криницкого была направлена докладная записка заместителя полномочного представителя ОГПУ по Западному краю И.К.Опанского. В ней приводились данные о ксендзах в БССР, настроенных против Советской власти. Ксендзов: а) поляков, проводящих ярко полонофильскую политику, антисоветски настроенных – 13; б) белорусов, стоящих на позициях автокефальной церкви в БССР – 4; белорусов полонофильствущих, антисоветски настроенных – 12; в) не установленных в отношении их национальной принадлежности, но враждебных к Соввласти - 3; г)литовцев - 4. Итого ксендзов -36.
Конечно, сведения эти не совсем полны, но все же показывают, что почти две трети ксендзов республики проводили не только полонофильскую политику, но и агитацию против Советской власти и белорусизации .Естественно, что эти данные собирались не для того, чтобы хранить их в архивах. Фактически судьба вышеупомянутых ксендзов была предрешена.
Вместе с тем, в отличие от РСФСР, репрессии и террор против духовенства на территории Белоруссии в начале 20-х годов не были массовыми. Иностранная интервенция и гражданская война (в период гражданской войны территория Белоруссии дважды подвергалась вражеской оккупации), сложная международная обстановка, разрушенное войной народное хозяйство, трудности политического характера исключали возможность тотального наступления на ПОЗИЦИИ церкви, развертывания массовых репрессий против духовенства и верующих. Этот процесс стал набирать силу лишь после восстановления и укрепления Советской власти на белорусской земле.
Начало ему было положено первой Конституцией БССР (февраль 1919 г.), которая носила открыто классовый характер и объявила о лишении демократических прав и свобод тех, кто принадлежал к классу эксплуататоров. К этой категории относилось и духовенство.
Лишение служителей религиозных культов гражданских и избирательных прав было особым методом их политической изоляции, что в дальнейшем открывало широкие возможности для применения массовых репрессий. Так, в циркуляре Президиума ЦИК БССР, адресованном 26 сентября 1924 г. всем Окрисполкомам, указывалось, что "по смыслу основных законов БССР, служители культов лишены избирательных прав постольку, поскольку в настоящее время занимаются служенном культу и извлекают нетрудовые доходы. Если же служители религиозных культов отказываются от своей должности, совершенно порывают связь с церковной иерархией и переходят к производительному труду, то нет препятствий к восстановлению их в правах гражданства БССР" .
Информация о работе Причины и последствия политических репрессий 1920 - 1930 -ых годов в Беларуси