Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:12, курсовая работа
Сегодня в мире существуют десятки непризнанных и частично признанных государств. Некоторые из них фактически контролируют свою территорию. Другие же контролируют лишь часть территории, на которую претендуют. Ко вторым относится Приднестровская Молдавская Республика. Широко известен конфликт между ПМР и Молдавией, берущий свое начало в 1989 году, который до сих пор не удалось урегулировать. Актуальность его разрешения неоспорима. Затянутый уже более чем на двадцать лет, сейчас он переживает время стагнации. Более того, немало стран и организаций ожидает его окончания, и даже непосредственно участвуют в урегулировании.
Исторические аспекты конфликта
1.1 Правобережная Молдавия
1.2 Левобережная Молдавия
2. Зарождение и развитие конфликта
2.1Вооруженное противостояние между ПМР и Молдавией
2.2 Переход к политическому урегулированию конфликта
2.3 Подготовка и подписание Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем
2.4 Договоренности в Мещерино
2.5 Меморандум Козака
2.6 Приднестровский кризис
3.Приднестровский конфликт сегодня и пути его урегулирования
Заключение
2.1 Вооруженное противостояние между ПМР и Молдавией
Первые вооруженные столкновения берут начало осенью 1990 г. Однако в то время они носили лишь локальный, эпизодический характер. С одной стороны, они были порождены попытками приднестровских властей подчинить местные подразделения прокуратуры и органы внутренних дел, а с другой – началом вооруженного проникновения на Левобережье полицейских отрядов из Молдавии.
С конца 1990 в Приднестровье
создаются военизированные
В то же время
молдавские власти начинают формированию
отрядов полиции особого
Последним пунктом в обострении конфликта явилось введение чрезвычайного положения руководством Молдавии 28 марта 1992 года по всей стране, включая и Приднестровье, и последующее распоряжение М. Снегура (Президента Молдовы) и ликвидации приднестровской милиции.
Апогей вооруженного столкновения приходится на лето 1992 г. Начинаются крупномасштабные столкновения за обладание над городом Бендеры, входящего в состав ПМР, но находящегося на правом берегу Днестра. Бои продолжались с 19 по 26 июня. Всего за период вооруженного противостояния (с ноября 1991 по июль 1992) с обеих сторон погибло около 500 человек.
В конце концов,
благодаря вмешательству
Так, 21 июля 1992 года Б. Н. Ельциным и М. Снегуром было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», которое до сих пор является основой миротворческой операции в Приднестровье.11 Соглашение сводилось к прекращению огня с обеих сторон, отведению войск, созданию Объединенной Контрольной Комиссии, обеспечивающей контроль за эти действия, а также поддержание правопорядка, и состоящей из представителей России, Молдавии и Приднестровья. Решения комиссии должны приниматься консенсусом. Вопрос о статусе армии, порядке и сроках ее вывода должны были быть определены в ходе переговоров между Россией и Республикой Молдова.12
Таким образом Россия являлась стороной, участвующей в урегулировании конфликта, и официально закрепляла свое положение. Более того, после посещения района конфликта Миссия ООН официально одобрила данную миротворческую операцию.
2.2 Переход к политическому урегулированию конфликта
6 апреля 1992 года
министры иностранных дел
Тем не менее, деятельность комиссии не была успешной. Это подтверждается ее неспособностью к предотвращению односторонней силовой акцией со стороны руководства Молдавии, в чем эту комиссию и упрекнуло впоследствии руководство Приднестровья. Более того, оно демонстрировало недовольство по поводу участия Румынии в процессе и настаивало на личном участии в работе комиссии.
В результате, создавались предпосылки к политическому урегулированию конфликта. Например, Молдавскую позицию обеспечивали поддержкой такие иностранные государства как Россия, Украина, Румыния, а также международные организации – ООН, ОБСЕ, ЕС, Европейский совет, СНГ, НАТО.
По завершении военной фазы конфликта руководство ПМР взяло курс на укрепление государственных структур и установление и развитие международных контактов, изначально с Россией и Украиной.
Соглашение от 21 июля 1992 г. о принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республике Молдова предусматривало проведение постоянных встреч представителей Приднестровья и Молдавии, но при участии представителей из России, целью которых являлась выработка особого статуса Приднестровья в рамках Молдавского государства при уважении суверенитета Республики Молдова.
15 октября 1992
года Б. Ельцин подписал
Соглашение о
принципах мирного
Несмотря на это, после первого же этапа переговоров выявились значительные расхождения в позициях сторон.
Молдавия настаивала на том, что Приднестровье входило в состав Республики Молдова как унитарного государства. Приднестровцы же придерживались создания конфедеративного молдавского государства, а Приднестровье видели равноправным субъектом конфедерации. Далее, Тирасполь решил затянуть переговоры, тем самым дождаться, пока экономические, политические и социальные трудности вынудят Молдавию пойти на создание конфедеративного государства. С другой стороны, в Тирасполе использовали прорумынские настроения, так как считали, что если Молдавия войдет в состав Румынии, Приднестровье станет нейтральным государством между славянскими и латинскими ареалами Восточной Европы.
Неэффективным оказалось и участие ОБСЕ в процессе урегулирования конфликта, равно как и использование помощи Совета Европы.
С учетом этого,
было решено, что Приднестровский
конфликт будет определен как
одна из важнейших тем российско-
Приднестровское руководство стремилось к равноправным переговорам с Молдавией, заявляло о политическом равенстве. Здесь огромное значение сыграло Соглашение «О поддержании мира и гарантиях безопасности» Между Республикой Молдова и Приднестровьем, которое подписали 5 июля 1995 г. Президент Республики Молдова М. Снегур и приднестровский лидер И. Смирнов в Тирасполе.
Именно в данном документе впервые включалось обязательство сторон к реализации правовых отношений и не оказывать никакие формы давления друг на друга.
Республика Молдова
и Приднестровье направили
19 января 1996 года
было подписано Заявление
2.3 Подготовка и подписание Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем
В начале 1996 года
наметились весомые качественные изменения
в структуре переговорного
К лету 1996 года при участии представителей России, Украины и главы миссии ОБСЕ удалось согласовать текст Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Документ был парафирован М.Снегуром и И.Смирновым, однако подписание меморандума в ранее согласованные сроки не состоялось, что вновь поставило задачу урегулирования конфликта в центр предвыборной полемики в Молдавии. Поэтому Россия предложила не затрагивать эту тему в предвыборной кампании, отметив неизменность российской позиции: Приднестровье должно быть признано частью территориально целостной Республики Молдова.
13 ноября 1996 года
Государственная дума приняла
постановление о вопросах
«Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» был подписан 10 апреля 1997 года. Он до сих пор остается одним из единственных документов такого рода на всем постсоветском пространстве в СНГ, который не только закрепляет политические пути урегулирования конфликта, но и определяет основные параметры и государственно-правовые рамки преодоления сепаратизма.14
Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем сторонами, при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ,
договорились о нижеследующем:
1. Стороны подтверждают
свои обязательства не
2. Стороны будут
продолжать становление между
ними государственно-правовых
Документ, определяющий
эти отношения, статус Приднестровья,
будет основываться на принципах
взаимно согласованных решений,
включая разграничение и
К разработке данного документа стороны приступят сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.
3. Приднестровье
принимает участие в
Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.
4. Стороны обращаются
к Российской Федерации,
5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.
6. Стороны приветствуют
заявление Российской
7. Стороны обращаются
к ОБСЕ с просьбой продолжить
содействие соблюдению
8. Стороны заявляют
о необходимости выработки
9. Стороны подтверждают,
что действия по поддержанию
мира, осуществляемые Совместными
миротворческими силами в зоне
безопасности в соответствии
с соглашением между
10. В случае
нарушения достигнутых
11. Стороны строят
свои отношения в рамках
Подписание Меморандума позволило приступить к работе по согласованию полномасштабного документа об окончательном урегулировании конфликта. Также подписание документа простимулировало его переход на постоянную основу. Например, обязательными были встречи руководителей конфликтующих государств с участием посредников каждый месяц, взаимосвязь переговорного процесса с военными и экономическими аспектами урегулирования.
Информация о работе Приднестровский конфликт и проблемы его урегулирования