Приднестровский конфликт и проблемы его урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в мире существуют десятки непризнанных и частично признанных государств. Некоторые из них фактически контролируют свою территорию. Другие же контролируют лишь часть территории, на которую претендуют. Ко вторым относится Приднестровская Молдавская Республика. Широко известен конфликт между ПМР и Молдавией, берущий свое начало в 1989 году, который до сих пор не удалось урегулировать. Актуальность его разрешения неоспорима. Затянутый уже более чем на двадцать лет, сейчас он переживает время стагнации. Более того, немало стран и организаций ожидает его окончания, и даже непосредственно участвуют в урегулировании.

Содержание работы

Исторические аспекты конфликта
1.1 Правобережная Молдавия
1.2 Левобережная Молдавия
2. Зарождение и развитие конфликта
2.1Вооруженное противостояние между ПМР и Молдавией
2.2 Переход к политическому урегулированию конфликта
2.3 Подготовка и подписание Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем
2.4 Договоренности в Мещерино
2.5 Меморандум Козака
2.6 Приднестровский кризис
3.Приднестровский конфликт сегодня и пути его урегулирования
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме Приднестровский конфликт и проблемы его урегулирования.docx

— 65.62 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Вооруженное противостояние между ПМР и Молдавией

Первые вооруженные  столкновения берут начало осенью 1990 г. Однако в то время они носили лишь локальный, эпизодический характер. С одной стороны, они были порождены попытками приднестровских властей подчинить местные подразделения прокуратуры и органы внутренних дел, а с другой – началом вооруженного проникновения на Левобережье полицейских отрядов из Молдавии.

С конца 1990 в Приднестровье  создаются военизированные формирования, в частности образуется т. н. черноморское казачье войско, имевшее на вооружении БТР, БМП, а также артиллерию.

В то же время  молдавские власти начинают формированию отрядов полиции особого назначения (ОПОН), а после августа 1991 г. создают  собственные вооруженные силы на основе частей бывшей Советской Армии.

Последним пунктом в обострении конфликта явилось введение чрезвычайного положения руководством Молдавии 28 марта 1992 года по всей стране, включая и Приднестровье, и последующее распоряжение М. Снегура (Президента Молдовы) и ликвидации приднестровской милиции.

Апогей вооруженного столкновения приходится на лето 1992 г. Начинаются крупномасштабные столкновения за обладание над городом Бендеры, входящего в состав ПМР, но находящегося на правом берегу Днестра. Бои продолжались  с 19 по 26 июня. Всего за период вооруженного противостояния (с ноября 1991 по июль 1992) с обеих сторон погибло около 500 человек.

В конце концов, благодаря вмешательству российского  руководства, содержащему предупреждение о военном вмешательстве в  конфликт, удалось прекратить боевые действия. Это дало начало переговорам о политическом урегулировании конфликта.

Так, 21 июля 1992 года Б. Н. Ельциным и М. Снегуром было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», которое до сих пор является основой миротворческой операции в Приднестровье.11 Соглашение сводилось к прекращению огня с обеих сторон, отведению войск, созданию Объединенной Контрольной Комиссии, обеспечивающей контроль за эти действия, а также поддержание правопорядка, и состоящей из представителей России, Молдавии и Приднестровья. Решения комиссии должны приниматься консенсусом. Вопрос о статусе армии, порядке и сроках ее вывода должны были быть определены в ходе переговоров между Россией и Республикой Молдова.12

Таким образом Россия являлась стороной, участвующей в урегулировании конфликта, и официально закрепляла свое положение. Более того, после посещения района конфликта Миссия ООН официально одобрила данную миротворческую операцию.

 

2.2 Переход к политическому урегулированию конфликта

6 апреля 1992 года  министры иностранных дел России, Молдавии, Румынии и Украины, находясь  в Кишиневе, приняли решение о  создании Специальной смешанной  комиссии по контролю над прекращением  огня и разъединению противостоящих  сторон. Летом того де года  У. Кравчук (Президент Украины)  заявил о намерении придать  Приднестровью статус автономной  республики в составе Молдавии. Президент России Б. Н. Ельцин  заявил, что Приднестровье должно  располагать «самой широкой автономией». 

Тем не менее, деятельность комиссии не была успешной. Это подтверждается ее неспособностью к предотвращению односторонней силовой акцией со стороны руководства Молдавии, в  чем эту комиссию и упрекнуло  впоследствии руководство Приднестровья. Более того, оно демонстрировало  недовольство по поводу участия Румынии  в процессе и настаивало на личном участии в работе комиссии.

В результате, создавались  предпосылки к политическому  урегулированию конфликта. Например, Молдавскую позицию обеспечивали поддержкой такие иностранные государства как Россия, Украина, Румыния, а также международные организации – ООН, ОБСЕ, ЕС, Европейский совет, СНГ, НАТО.

По завершении военной фазы конфликта руководство  ПМР взяло курс на укрепление государственных  структур и установление и развитие международных контактов, изначально с Россией и Украиной.

Соглашение от 21 июля 1992 г. о принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республике Молдова предусматривало проведение постоянных встреч представителей Приднестровья и Молдавии, но при участии представителей из России, целью которых являлась выработка особого статуса Приднестровья в рамках Молдавского государства при уважении суверенитета Республики Молдова.

15 октября 1992 года Б. Ельцин подписал распоряжение  об организации посреднической  деятельности России по урегулированию  конфликта. В связи с этим распоряжением назначался полномочный представитель Президента России в переговорном процессе политического урегулирования, в полномочия которого входило осуществление политической координации деятельности российской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК) по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Соглашение о  принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республики Молдова после ряда встреч было конкретизировано. А точнее, обозначалось, что переговоры должны носить двусторонний характер (Молдавия-Приднестровье) и вестись без выдвижения предварительных условий. Также определилось, что следует учитывать роль, которую могут сыграть ООН, ОБСЕ и другие международные организации.

Несмотря на это, после первого же этапа переговоров  выявились значительные расхождения  в позициях сторон.

Молдавия настаивала на том, что Приднестровье входило  в состав Республики Молдова как  унитарного государства. Приднестровцы  же придерживались создания конфедеративного молдавского государства, а Приднестровье видели равноправным субъектом конфедерации. Далее, Тирасполь решил затянуть переговоры, тем самым дождаться, пока экономические, политические и социальные трудности вынудят Молдавию пойти на создание конфедеративного государства. С другой стороны, в Тирасполе использовали прорумынские настроения, так как считали, что если Молдавия войдет в состав Румынии, Приднестровье станет нейтральным государством между славянскими и латинскими ареалами Восточной Европы.

Неэффективным оказалось  и участие ОБСЕ в процессе урегулирования конфликта, равно как и использование  помощи Совета Европы.

С учетом этого, было решено, что Приднестровский  конфликт будет определен как  одна из важнейших тем российско-молдавских отношений, также предпринимались меры по ускорению развязки конфликта, которая не ущемила бы суверенитет Молдавии и дала Приднестровью широкое автономное самоуправление.

Приднестровское руководство стремилось к равноправным переговорам с Молдавией, заявляло о политическом равенстве. Здесь  огромное значение сыграло Соглашение «О поддержании мира и гарантиях  безопасности» Между  Республикой  Молдова и Приднестровьем, которое  подписали 5 июля 1995 г. Президент Республики Молдова М. Снегур и приднестровский лидер И. Смирнов в Тирасполе.

Именно в данном документе впервые включалось обязательство  сторон к реализации правовых отношений  и не оказывать никакие формы  давления друг на друга.

Республика Молдова  и Приднестровье направили предложение  Украине, Российской Федерации и  ОБСЕ стать гарантами соблюдения соглашения.

19 января 1996 года  было подписано Заявление президентов  Б. Ельцина, М. Снегура и Л. Кучмы, в котором Российская Федерация и Украина выразили свою готовность «стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного соответствующими документами статуса Приднестровья как условия обеспечения мира и стабильности в этом регионе Европы».13

 

2.3 Подготовка и подписание Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем          

В начале 1996 года наметились весомые качественные изменения  в структуре переговорного процесса. Все больше внимания уделяли вопросам финансово-экономического, также военного характера.

К лету 1996 года при  участии представителей России, Украины  и главы миссии ОБСЕ удалось согласовать  текст Меморандума об основах  нормализации отношений между Республикой  Молдова и Приднестровьем. Документ был парафирован М.Снегуром и И.Смирновым, однако подписание меморандума в ранее согласованные сроки не состоялось, что вновь поставило задачу урегулирования конфликта в центр предвыборной полемики в Молдавии. Поэтому Россия предложила не затрагивать эту тему в предвыборной кампании, отметив неизменность российской позиции: Приднестровье должно быть признано частью территориально целостной Республики Молдова.

13 ноября 1996 года  Государственная дума приняла  постановление о вопросах сотрудничества  Российской Федерации с Приднестровьем, в котором предлагала правительству России заключить с Приднестровьем специальное соглашение об экономическом военном и культурном сотрудничестве, при этом Приднестровье объявлялось «зоной особых стратегических интересов РФ».

«Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» был подписан 10 апреля 1997 года. Он до сих пор остается одним из единственных документов такого рода на всем постсоветском пространстве в СНГ, который не только закрепляет политические пути урегулирования конфликта, но и определяет основные параметры и государственно-правовые рамки преодоления сепаратизма.14

Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые  в дальнейшем сторонами, при посредничестве Российской Федерации, Украины и  Миссии ОБСЕ,

договорились  о нижеследующем:

1. Стороны подтверждают  свои обязательства не прибегать  во взаимных отношениях к применению  силы или угрозы силой. Любые  разногласия будут решаться исключительно  мирными средствами, путем переговоров  и консультаций при содействии  и посредничестве Российской  Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ.

2. Стороны будут  продолжать становление между  ними государственно-правовых отношений.

Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах  взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование  полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий.

К разработке данного  документа стороны приступят  сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее  достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.

3. Приднестровье  принимает участие в осуществлении  внешней политики Республики  Молдова - субъекта международного  права, по вопросам, затрагивающим  его интересы. Решение по данным  вопросам принимается по согласию  сторон.

Приднестровье имеет  право самостоятельно устанавливать  и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической  и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.

4. Стороны обращаются  к Российской Федерации, Украине  и ОБСЕ с просьбой о продолжении  их посреднических усилий в  достижении прочной и всеобъемлющей  нормализации отношений между  Республикой Молдова и Приднестровьем.  

5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.

6. Стороны приветствуют  заявление Российской Федерации  и Украины об их готовности  стать государствами-гарантами соблюдения  положений определенного соответствующими  документами статуса Приднестровья  и договоренностей, зафиксированных  в настоящем Меморандуме.

7. Стороны обращаются  к ОБСЕ с просьбой продолжить  содействие соблюдению договоренностей  между ними.

8. Стороны заявляют  о необходимости выработки механизма  гарантий всеми участниками переговорного  процесса.

9. Стороны подтверждают, что действия по поддержанию  мира, осуществляемые Совместными  миротворческими силами в зоне  безопасности в соответствии  с соглашением между президентами  Республики Молдова и Российской  Федерации от 21 июля 1992 года "О  принципах мирного урегулирования  вооруженного конфликта в Приднестровском  регионе Республики Молдова", будут продолжены.

10. В случае  нарушения достигнутых договоренностей  стороны вправе обратиться к  гарантам для проведения консультаций  с целью принятия мер по  нормализации ситуации.

11. Стороны строят  свои отношения в рамках общего  государства в границах Молдавской  ССР на январь 1990 г.15

Подписание Меморандума  позволило приступить к работе по согласованию полномасштабного документа об окончательном урегулировании конфликта. Также подписание документа простимулировало его переход на постоянную основу. Например, обязательными были встречи руководителей конфликтующих государств с участием посредников каждый месяц, взаимосвязь переговорного процесса с военными и экономическими аспектами урегулирования.

Информация о работе Приднестровский конфликт и проблемы его урегулирования