Принцип разделения властей и политический плюрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Центральным пунктом теории политики является проблема власти. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самой политики. Власть - слово, которое на устах у всех. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле. Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.
Цель данного исследования – на основании изученной литературы дать характеристику принципам разделения властей и плюрализма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принцип разделения властей 5
2. Политический плюрализм 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным пунктом теории политики является проблема власти. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самой политики. Власть - слово, которое на устах у всех. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле. Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.

Проблема власти притягивала к себе внимание мыслителей с античных времен. Томас Гоббс рассматривал власть как способ достигнуть благо в будущем, а саму жизнь - как вечное и неустанное стремление к власти, которое останавливается только со смертью. Через два столетия Александр Гамильтон задал риторический вопрос: "Что такое власть, как не способность или дар что-нибудь осуществить?". В начале нынешнего века Макс Вебер определил власть как возможность индивидуума осуществить свою волю вопреки противодействию других. В то же время X. Андерсон думает, что власть совсем не принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей, которые действуют вместе. "Власть, - писала она, - означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Власть не является собственностью одного индивидуума - она принадлежит группе до того времени, пока эта группа действует согласованно". Ряд ученых (П. Морриес, А. Гидденс) указывали на то, что власть - не просто способ повлиять на кого-нибудь (некоторый А тем или другим способом влияет на В) или на что-нибудь, а действие как процесс, направленный на изменение кого-нибудь или чего-нибудь.

Согласно Конституции РФ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная  и территориальная целостность  Российской Федерации;

б) распространение  суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы  государственной власти;

д) разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное  осуществление органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное  осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Цель данного  исследования – на основании изученной  литературы дать характеристику принципам  разделения властей и плюрализма.

 

 

 

 

 

1. Принцип разделения  властей

 

Принцип разделения властей, выдвинутый еще Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключался в том что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть, на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).1

Причем  каждая из них, являясь самостоятельной, и взаимосдерживающей друг друга  властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная  в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений  в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».2

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.3

Законодательные органы, выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов  исполнительной власти характерно, что  они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций занимают эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной  деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов, указы Президента, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.

Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру  полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.4

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые и межотраслевые. Первые, - как правило, министерства, вторые - главным образом государственные комитеты. Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

В Конституции  РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.5

Особую группу государственных органов, не относящихся  ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой  особенностью органов прокуратуры  является осуществление ими надзора  за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Информация о работе Принцип разделения властей и политический плюрализм