Принцип разделения властей и политический плюрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Центральным пунктом теории политики является проблема власти. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самой политики. Власть - слово, которое на устах у всех. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле. Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.
Цель данного исследования – на основании изученной литературы дать характеристику принципам разделения властей и плюрализма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принцип разделения властей 5
2. Политический плюрализм 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Особую функцию  прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129), Генеральный  прокурор РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации".6

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Однако для обеспечения свобод недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.7

В Российской Федерации  принцип разделения властей впервые  был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в июне 1990 г., в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение  властей - один из основных принципов  действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей  не только в верхних эшелонах государственной  власти, но и во всей иерархии государственных  органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

В современных условиях становления  конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей  имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. 8

Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.

Разделение  властей – это не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

 

 

 

 

2. Политический плюрализм

 

Понятие плюрализма применительно  к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот. Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) – один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из аристотелева определения, что “люди по природе своей социальные существа” и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.9

Политический плюрализм  является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия. Культура политического плюрализма стала утверждаться в западных странах со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности. В основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию. В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой плюралистической демократии, в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия.

Политический плюрализм  – осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества. 10

Главная характеристика модели плюралистической демократии – соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать суои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели г8раждане как бы дважды представлены – выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность  тирании со стороны элиты и  аномию (греч. anomie: а – отрицательная частица, nomos – закон, то есть аномия – отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов.

Однако чем  глубже политологи вникали в то, как функционирует система связей организованных интересов и государства, тем более очевидным становился тот факт, что далеко не все отношения вписываются в плюралистическую схему. Критики плюралистической демократии писали, что:

- лишь небольшое  количество людей формально являются  членами каких-либо групп, значит, интересы всех граждан недопредставлены;

- группы интересов  способны стать настолько могущественными,  что весь политический процесс  превратится в компромисс, удовлетворяющий  интересы только сильнейших групп.  В то же время политическая  система будет парализована из-за  их сильнейшей конкуренции, а требования всех граждан останутся без внимания;

- развитие группового  представительства интересов отводит  гражданину пассивную роль, что может привести к появлению государства “политических зрителей”, которые в итоге утратят контроль над системой. Если свести политическое участие и активность граждан к частичному представительству (как в плюралистической концепции) группами интересов или к пассивному участию в выборах (элитарная модель демократии), то гражданское общество во всем своем многообразии окажется неспособным формулировать политику. Люди будут считать себя исключительно управляемыми, а не управителями.

В результате на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ в. появились  исследования, авторы которых сформировали новое, корпоративистское направление в политологии. “Корпоративисты” доказывали, что далеко не все государственные решения основаны на внешнем воздействии организованных групп. Согласно новой политологической школе, в реальной действительности очень часто имеет место гораздо более сложное взаимодействие сторон, в ходе которого каждая из них не просто участвует в выработке решения, но и берет на себя обязательства непосредственно содействовать его реализации. Хотя жизнь и не подтвердила замены плюралистической модели на неокорпоративистскую, в понимание современной модели общества были внесены серьезные коррективы. В настоящее время почти общепризнанным является положение о том, что ни та, ни другая модель не существует в реальной жизни в чистом виде, что есть только различные сочетания с преобладанием одной или другой.11

Современный политический плюрализм – это принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающей многообразие и свободное соревнование политических идей, взглядов, концепций, партий и других институтов, наличие в обществе легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентной борьбы за власть в рамках закона. Стимулируя многообразие политической жизни, плюрализм призван способствовать:

- удовлетворению различных  потребностей людей;

- нарастанию богатства  идей и форм политической организации;

- повышению вероятности  нахождения оптимальных политических  решений, укладов жизни и путей общественного развития.

Социальными основами политического  плюрализма являются заинтерсованные  группы, в качестве которых могут выступать политические партии, общественные движения и организации. Смысл существования таких группы заключается, прежде всего, в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли оказывать свое влияние на политическое волеизъявление. Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:

- определение интересов  – претворение в конкретные  формулы и требования совокупности  самых разных личностных и  эмоционально окрашенных мнений. На этом этапе возникает чувство общности и понятие “мы”, отличное от понятия “они”, то есть другие;

- обобщение и формулирование  основных интересов, их суммирование  внутри группы для получения реальных шансов влиять на политику;

- выбор интересов –  селекция интересов, то есть их фильтрация по степени важности и первоочередности.

Важнейшее требование плюрализма - создание в политике и обществе различного рода сдержек и противовесов, уравнивающих влияние наиболее мощных политических сил и позволяющих контролировать власть. В области политических институтов идея сдержек и противовесов проявляется, прежде всего, в разделении законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей в государстве, в открытом соперничестве правящей партии и оппозиции и т.д. Политический плюрализм базируется на наличии у подавляющего большинства граждан, представляющих их партий и других организаций консенсуса, согласия в области основополагающих политических ценностей:12

- общей заинтересованности в сохранении и укреплении государства;

- признания демократических правил игры, включающих честное соперничество в борьбе за власть;

- терпимости  к оппозиции; 

Информация о работе Принцип разделения властей и политический плюрализм