Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа
Центральным пунктом теории политики является проблема власти. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самой политики. Власть - слово, которое на устах у всех. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле. Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.
Цель данного исследования – на основании изученной литературы дать характеристику принципам разделения властей и плюрализма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принцип разделения властей 5
2. Политический плюрализм 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
- уважения закона,
решений большинства, прав чело
- отказа от
антиконституционного использов
Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Он обусловлен и другими проявлениями многообразия:
- в социальных
отношениях имеет корни прежде
всего в экономике - множественности
видов собственности,
- в социальной структуре общества - в наличии равноправия различных социальных групп;
- в понимании значения многообразия, его поддержки и сохранения в социальных отношениях;
- в культуре
- в развитии множества
- в мировоззрении
плюрализм выражается в
Политический плюрализм в настоящее время выступает важнейшим показателем и одновременно результатом зрелости процесса развития демократической политической системы. Она возникает в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта, утверждающего: основой стабильной и способной к изменению политической системы служит не унификация, подавляющая специфические интересы, потребности, ориентации разных социальных и политических групп, а признание естественности их различия. При этом необходимо иметь в виду, что плюрализм - это не только множественность, но и совместимость интересов, без чего блокируется любой механизм осуществления власти в обществе политическими средствами. Это единство многообразия, и поэтому, кроме различий в рамках социального и политического плюрализма, должны быть определенные общие точки зрения, единые принципы, которые бы разделялись и принимались всеми участниками политического процесса.
Именно отсюда вытекает возможность реализации известного принципа плюралистической политики, смысл которого заключается в стремлении не к ликвидации различий, а к управлению ими. Политический плюрализм направлен на отыскание меры:
- оптимального сочетания в политике и обществе многообразия и единства;
- децентрализации и централизма;
- автономии и объединения;
- свободы и ответственности;
- конкуренции и солидарности.
Важнейшее условие конструктивного использования плюрализма - сохранение политической стабильности, контролируемость многообразия, процесса разрешения конфликтов. Без этого и без наличия в обществе устойчивого консенсуса политический плюрализм может привести к дестабилизации и криминализации, хаосу, анархии и даже гражданской войне. В недопущении подобной перспективы главную роль играет гражданское общество, основная задача которого заключается в достижении консенсуса между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определять нормы и границы, способные блокировать разрушительные потенции борьбы различных сил, подчиняя ее созидательным задачам. В гражданском обществе есть институты, способные заставлять всех соблюдать общепринятые нормы (семья, церковь, добровольные организации и т.д.). Вместе с тем плюрализм нельзя представлять в виде некоего хаотического разнообразия изолированных начал, лишенного внутреннего единства. Наоборот, как подчеркивал С.Л. Франк,"гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически общее целое".
Конструктивный плюрализм предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам. Деструктивный плюрализм характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины - не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Естественно, никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может.
Признаками современного политического плюрализма в западных и незападных странах являются:13
- соперничество
и конкуренция в борьбе за
голоса избирателей, за
- чем в большей мере общество характеризуется неравенством и социальными контрастами, тем меньше оснований для утверждения там политического плюрализма. Маргинальные группы в таком случае практически лишены каких-либо ресурсов для организации групп давления, выдвижения популярных лидеров с целью защитить свои интересы путем давления на власть и реализации собственных властных прерогатив;
- при политическом плюрализме общие интересы могут быть выражены только при сведении их к низшему порогу, то есть уровню достигнутого согласия по этому вопросу среди сложившегося на конкретных выборах того или иного большинства.
В Российской Федерации постепенно развивается процесс становления множественности центров политической мысли и действия, разнообразия форм контроля над государством и влияния на него. Вместе с тем внедрение политического плюрализма в обществе, переживающем сложную и противоречивую по своей социальной направленности трансформацию, требует особых усилий, предполагающих:
- преодоление
разрыва между теоретической
необеспеченностью политическог
- выявление устойчивых, а не конъюнктурных групповых интересов, их всесторонний анализ и учет в теоретической и практической деятельности политико-государственных структур разных уровней;
- создание необходимых правовых гарантий для выражения этих интересов не только в политической, но и в экономической, социальной и духовно-идеологической сферах жизни;
- сопоставление различных, в том числе и альтернативных, политических программ и установок, их обстоятельную научную экспертизу и широкое обсуждение общественностью;
- определение
общего курса политико-
- нахождение разумных путей достижения консенсуса между различными общественно-политическими группами, движениями и партиями;
- разработку
эффективного политико-
Характер российской демократии в значительной степени зависит от того, какая в России сложится модель политического плюрализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Утверждение политического плюрализма есть условие и одновременно критерий развития демократии в обществе. В свою очередь, развитию и становлению политического плюрализма способствует целый ряд объективных факторов, в первую очередь характер развития экономики, во-вторых, изменения характера труда, в-третьих, изменение социальной структуры общества, в-четвертых, сложившийся в обществе политический режим. На развитие политического плюрализма влияет целый ряд факторов, имеющих субъективную природу. Среди них можно выделить особенности восприятия населением экономической и политической ситуации, а также осознание населением перспектив развития политической системы и ее прогнозируемого будущего.
Под воздействием объективных и субъективных факторов в российском обществе вырабатывается характер реагирования и определенная линия поведения больших социальных групп населения. Определенная «равнодействующая», представляющая итог этих воздействий, находит свое выражение в функционировании политических партий и различных общественных движений. В конечном счете, политическая судьба партий и общественных движений в ближайшие годы, а возможно и десятилетия будет определяться развитием российской политической системы и становлением системы политического плюрализма.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
В самом обобщенном виде власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Столь сложная схема государственного аппарата 1 Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями. Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институциональная форма существования государства и осуществления государственной власти. страны определяется тем, что ему присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Четкое разделение властей и взаимное сдерживание дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.
Основными формами и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; повышение уровня правовой культуры граждан; постоянное совершенствование форм и методов государственного и общественного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.
Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений. Они касаются двух вопросов:
- власть
в государстве должна быть
одновременно и разделена, и
оставаться целостной,
- оказалось,
что на практике деятельность
исполнительных органов не
Четкое разделение властей и взаимное сдерживание дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.
В заключении необходимо сказать, что для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами но и умеренность, рассредоточенность государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них.
В
качестве итогового вывода
Информация о работе Принцип разделения властей и политический плюрализм