Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение принципов организации и проведения выборов и современных избирательных систем.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть понятие выборов, рассмотреть виды выборов.
Изучить понятие избирательных систем и рассмотреть виды современных избирательных систем.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.61 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Поиск оптимальной для  станы избирательной системы  чрезвычайно сложен.

Такая система должна опираться  на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов  и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» можно  применить, когда он употребляется  применительно к порядку определения  результатов голосования.

Главным компонентом избирательных  систем являются выборы. Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

В большинстве стран процесс  и порядок проведения избирательных  кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных  кампаний лежат три важнейших  принципа. Это, прежде всего обеспечение  равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит  в том, что всем им предоставляется  равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так  называемый принцип лояльности, в  соответствии с которым кандидаты  обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

Цель данной работы –  изучение принципов организации и проведения выборов и современных избирательных систем.

В связи с указанной  целью были сформулированы следующие  задачи:

Раскрыть понятие выборов, рассмотреть виды выборов.

Изучить понятие избирательных  систем и рассмотреть виды современных  избирательных систем.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы организации и проведения выборов.
    1. Понятие и виды выборов

Выборы в современной  России – необходимый элемент народовластия. Понятие выборов и их функции многогранны.

Во-первых, выборы наряду с  референдумом являются в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.

Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной  власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет).

В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Законодательное определение  выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов региональных парламентов – законодательных (представительных) органов субъектов РФ, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов). Здесь упомянуты три вида (уровня) выборов органов власти – федеральные, региональные (уровня субъектов Федерации) и муниципальные.

В научной литературе встречается  следующее определение выборов  – это участие граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления путем свободного, тайного, альтернативного голосования для формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей.

В понятие "выборы" включаются действия граждан, политических партий, общественных объединений, избирательных  комиссий, органов государственной  власти и органов местного самоуправления на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование  и подведение его итогов).

Выделяются четыре основные классификации видов выборов:

  1. Очередные (основные) и внеочередные.

Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

  1. Основные и дополнительные.

Данная классификация  применима только к выборам депутатов  представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

  1. Общие и частичные выборы.

Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов  представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации.

  1. Первоначальные и повторные.

Первоначальные выборы назначаются  в связи с истечением срока  полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного  лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися  или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии

 

 

 

    1. Принципы организации и проведения выборов

Анализ современного избирательного законодательства позволяет сделать  вывод, что в основу организации  и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов положены следующие принципы:

  1. Обязательность выборов

Выборы  - единственный легитимный способ формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Иные варианты завладения выборными  полномочиями противоречат Конституции  РФ и федеральному законодательству и не могут квалифицироваться  иначе как нарушение основ  конституционного строя Российского  государства.

 Обязательность выборов  предполагает также, что компетентные  государственные и муниципальные  органы не вправе уклоняться  от их назначения и проведения  в установленные законодательством  сроки, а также отменять уже  назначенные выборы или переносить  их на более поздние сроки.

  1. Периодичность выборов

Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят  от предусмотренных федеральным  и региональным законодательством  сроков полномочий соответствующих  органов, которые в идеальном  варианте должны быть такими, чтобы, с  одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных  лиц, а с другой - гарантировать  их сменяемость и предотвращать  неоправданно длительное обладание  выборными полномочиями.

 Периодичность выборов  призвана служить гарантией против  узурпации, власти в одних руках и препятствовать нелегитимному продлению срока обладания властными полномочиями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Любые попытки продлить пребывание представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления у власти сверх сроков, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, являются незаконными, кроме некоторых особых случаев – например, для совмещения выборов.

  1. Свобода выборов

Значение этого принципа организации и проведения избирательных  кампаний трудно переоценить. Не случайно Конституция РФ (ст. 3) прямо закрепляет только этот принцип на уровне Основного  закона. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия  в выборах, так и непосредственно  голосования.

 Последовательная реализация  принципа свободы выборов предполагает, что при определении их результатов  не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.

Именно такая трактовка  свободы выборов воспринята сегодня  законодательством многих стран. В  Испании, например, в ст. 5 Органического  закона об общем избирательном режиме 1985 г. категорически устанавливается, что никто ни под каким предлогом  не может быть обязан или принужден  к осуществлению своего избирательного права. Не предусматривается также  обязательный "кворум участия" в  голосовании и в законодательстве Италии, где избирательными законами 1993 г., касающимися выборов в Сенат  Республики и в Палату депутатов, не устанавливается зависимость  признания результативности выборов  от числа избирателей, принявших  в них участие

  1. Альтернативность выборов.

Принцип альтернативной основы проведения выборов прямо не зафиксирован ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве большинства  субъектов РФ.

Этот принцип вытекает из ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях, в соответствии с которой, в случае, если ко дню голосования  в избирательном округе число  зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских  мандатов или равным ему, либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования  в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Вместе с тем, в порядке исключения Закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах. Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Кроме того, предотвращается возможность безальтернативных выборов, при которых они легко могут превратиться в пустую формальность, как это уже имело место в условиях бывшей советской организации избирательных кампаний различного уровня.

Информация о работе Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем