Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение принципов организации и проведения выборов и современных избирательных систем.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть понятие выборов, рассмотреть виды выборов.
Изучить понятие избирательных систем и рассмотреть виды современных избирательных систем.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.61 Кб (Скачать файл)

К достоинствам смешанной  избирательной системы относится  то, что она:

– способствует укрупнению политических партий или блоков при  одновременном соблюдении принципа пропорциональности, а это обеспечивает формирование устойчивого правительства;

– предоставляет возможность  сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая  в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Избирательная система - это  совокупность установленных законом  правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов  и распределения депутатских  мандатов.

Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована  правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная  система охватывает принципы и условия  участия в формировании избираемых органов, а также организацию  и порядок выборов.

Избирательные системы взаимосвязаны  с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.

При оценке влияния избирательных  систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что  они не идеальны и каждой из них  присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе  большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это  меньшинство зачастую незначительно  уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку "оппозиционная" точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой  она распространена в обществе.

Мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

Мажоритарная система  используется в настоящее время  в Великобритании, США и Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное  большинство в парламенте.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит  в том, что депутатские мандаты  распределяются не между индивидуальными  кандидатами, а между партиями в  соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

- пропорциональная система  на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют  за политические партии в масштабах  всей страны. Избирательные округа  не выделяются;

- пропорциональная система,  основывающаяся на округах. В  этом случае мандаты распределяются  на основе влияния партий в  округах. 

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство  в парламенте различных партий и  дающая избирателям возможность  ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность  коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает "партийную" точку  зрения.

Вместе с тем система  не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются  при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система  может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене  правительств, что ослабит эффективность  демократического устройства.

Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование  не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь  между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

Кроме того, при пропорциональной системе может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  крупных партий требуют постов и  привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным  аппаратом, перебежек из лагеря в  лагерь, борьбы за теплые места и  т. д. В конечном счете, нарушается сам  принцип пропорциональности.

В послевоенный период началось становление смешанной избирательной  системы, которая должна была вобрать  в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной  системы проходят выборы в Германии и России.

Суть смешанной системы  заключается в том, что часть  депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного  кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

 

.

 

 

Библиографический список

 

Правовые акты

 

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в последней ред. ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008.31 декабря.
    2. Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" СЗ РФ. 2002

Научная литература

 

    1. Василик М.А. Политология. Учебник. – М.: Гардарики, 2009. - 588 с.
    2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: 2001 - 544 с.
    3. Зеленков М. Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. -563 с.
    4. Кравченко А.И. Политология. Учебник - М.: Проспект, 2010 – 488 с.
    5. Мухаев Р. Т.. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.: 2000 – 342 с.
    6. Муштук О.З., Киселев Е.А. Современные избирательные системы и выборные технологии. - М.: МЭСИ, 2000. 344 с.
    7. Политология. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: 2004 – 482 с.
    8. Пугачев В.П., Соловьев А.И.. Введение в политологию. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000 – 223 с.

Информация о работе Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем