Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение принципов организации и проведения выборов и современных избирательных систем.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть понятие выборов, рассмотреть виды выборов.
Изучить понятие избирательных систем и рассмотреть виды современных избирательных систем.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.61 Кб (Скачать файл)
  1. Допустимость различных избирательных систем

История развития избирательного законодательства в различных странах  накопила многообразие подходов к конструированию  избирательных систем. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы. При этом на выбор той или иной избирательной системы влияют характер и история демократического развития конкретной страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе особую специфику и национально-культурный колорит.

  1. Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов (избирательных комиссий).

Это означает, что для  обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов они в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ впервые на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование нового канала государственной власти, дополняющего классическую теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 На избирательные комиссии  возлагается основная работа  по организации и проведению  выборов. Именно они контролируют соблюдение избирательных прав граждан, распределяют средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов, и контролируют их целевое использование, составляют списки избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюллетеней для голосования и обеспечивают их изготовление, контролируют соблюдение равных правовых условий участия избирателей и кандидатов в предвыборной агитации, решают материально-технические вопросы подготовки проведения голосования, устанавливают итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. При этом решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

 

 

  1. Современные избирательные системы.

Избирательная система –  это порядок организации и  проведения выборов, закрепленный в  юридических нормах, способы определения  результатов голосования и порядок  распределения депутатских мандатов.

Избирательная система в  широком смысле – порядок формирования выборных (представительных) органов  государства. Избирательная система  регулируется правовыми нормами, которые  в совокупности образуют избирательное  право. Избирательная система в  узком смысле – система распределения  мест в выборных органах после  установления результатов голосования.

Выбор той или другой избирательной  системы влечёт за собой большие  изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в  каждой стране создается в зависимости  от того, как понимают интересы своей  партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение  баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной  системы. В мире существует большое  количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено  к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Исторически первой избирательной  системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип  большинства (от французкого majorite –большинство) – избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Мажоритарная избирательная  система – система выборов, при  которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов  избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают  мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе  от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах  считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются  не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может  быть двух видов – абсолютное и  относительное. В первом случае победителем  считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших  в голосовании избирателей. В  случае, если ни один кандидат не получит  требуемое число голосов, назначается  второй тур выборов, в котором  принимают участие уже два  кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит  уже кандидат, набравший относительное  большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства  победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные  кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Обычно, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства  помогают формированию стабильных партийных  блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партийных блоков. В результате этого образуется система  крупных, взаимозависимых политических партий. Например, во Франции, насчитывается чуть более восьми партий, реально претендующих на избирательские голоса. Причём, в первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему политическому сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства  является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места  по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного  большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается  из избирательного списка. И так  продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система  хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число  голосов при условии, что число  голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный  срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы:

– обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления  формировать устойчивое правительство;

– предполагает формирование крупных политических партий или  блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

– способствует формированию прочных непосредственных связей между  избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и  некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система  может исказить реальную картину  социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие  за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих  представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности  избирательного права.

Во-вторых, данная система  может вызывать недоверие к существующему  строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в  депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения  страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает  их защищать в первую очередь местные  интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Уже на заре становления  конституционного строя стали выдвигаться  идеи пропорционального представительства  политических групп, при котором  число мандатов, получаемых такими группами, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Пропорциональная избирательная  система – порядок определения  результатов голосования, при котором  распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством  голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что  она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между  полученными голосами и полученными  мандатами. Депутатские мандаты  распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько парламентских депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип от этого не меняется.

Существуют различные  виды пропорциональных избирательных  систем:

– списочные (голосование за список);

– несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка);

– с открытым списком;

– с закрытым списком.

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать  всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в  списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три  первых кандидата списка. Такой вариант  усиливает власть партийной элиты (верхушки) т.к. именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В некоторых странах применяется  другой вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места  кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату или  кандидатам. Открытый список позволяет  избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует  то, что в десяти из двенадцати стран  ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Она  во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система  не дает возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию. Кроме  того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  более крупных партий требуют  постов, привилегий и т.д., не соответствующих  их реальному месту в политической системе. Это создает условия  для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Для преодоления недостатков  и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной  системы.

Смешанная избирательная  система – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Суть этой системы заключается  в том, что одна часть депутатских  мандатов распределяется на основе принципов  мажоритарной системы, а другая –  в соответствии с принципами пропорциональной системы. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве и др. государствах. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая – на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат – по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот – многопартийности, а мажоритарная в два тура – объединению партий в коалиции.

Информация о работе Принципы организации и проведения выборов и современных избирательных систем