Принципы разделения властей и единства государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:
• рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;
• определить содержание принципа разделения властей;
• сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………..5
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………24

Файлы: 1 файл

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “государства и права”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Курсовая  работа на тему: 

“Принципы разделения властей  и единства государственной власти”

 

 

                                                      

           

                                                                       Выполнил студент 2-го курса                                                          

                                                                       юридического факультета:                                                                                                                                                                                        

                                                                       Джопуа Аляс         

                                                                    

                                                                       Научный руководитель:

                                                                       Кецба Т.И. 

 

 

 

 

 

                                             СУХУМ-2012  

 

                                             Содержание

Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                     1. Возникновение, и сущность принципа разделения властей…………..5

2. Принцип  разделения властей  и его реализация в России……………..13

Заключение…………………………………………………………………….22

Список  использованных источников……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принцип разделения властей  уже более 300 лет признан и действует  в мировой конституционной практике. За это время он, конечно, претерпел  изменения, как в теоретическом  понимании, так и в своей практической реализации.

Для России применение данного  принципа получило особую значимость в период конституционного кризиса 1993 года, который и был вызван отсутствием механизма согласования интересов двух ветвей власти - законодательной  и исполнительной. В переходный период Россия встала на путь построения современного конституционного государства, в основу которого должен быть положен принцип  разделения властей. В вязи с этим стала особенно важна потребность  в обособлении и специализации  ветвей государственной власти. Поэтому  тема разделения властей приобрела актуальность.

Принцип разделения властей  является основополагающим принципом  в конституционном государстве. Он обеспечивает самостоятельность  и независимость таких структур государственного механизма как  законодательную, исполнительную и  судебную власть. Это означает, что  законодательную деятельность осуществляет законодательный орган, исполнительную деятельность - орган исполнительной власти, а правосудие - органы судебной власти. Такое распределение функций  необходимо для того, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий в ведении  какого-то единого органа власти и  предотвратить произвол. При этом все ветви власти остаются, тем  не менее, целостными и едиными, осуществляющими  взаимодействие и взаимный контроль, что создает возможность не допустить  нарушений законов.

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:

    • рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;
    • определить содержание принципа разделения властей;
    • сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.

Объект исследования - проблемы организации государственной власти в правовом государстве.

Предмет исследования - организационные и правовые формы реализации принципа разделения государственной власти.

Методологической  основой курсовой работы стали произведения следующих авторов: М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюк, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе З.М. Черниловский, И.А. Исаев, М.Н. Золотухина, М. Валуев.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

 

1. Возникновение, и сущность принципа разделения властей

Теория разделения властей  имеет трехсотлетнюю историю  развития. Но, несмотря на это, в современной  юридической и политической, научной  и учебной литературе идет дискуссия  по вопросу о существовании и  содержании данной теории.

Идея разделения властей  возникла на пути поиска идеального государства. Теоретическая база возникновения  этой идеи была подготовлена всех ходом  истории, а толчком к ее возникновению  стали буржуазные революции в  Англии (1640-1648 гг.) и во Франции (1789-1794 гг.).

Возникновение теории разделения властей уходит своими корнями в  XVI - XVII века. Ее основателями принято считать английского философа Джона Локка и французского правоведа Шарля Луи Монтескье. Немаловажный вклад в развитие теории разделения властей внес также и один из государственных деятелей России М.М. Сперанский.

Конечно же, теория разделения властей не просто возникла в умах этих великих мыслителей и политических деятелей. Для своего возникновения, она должна была иметь определенную базу в виде социально-политического  и исторического опыта. Общественная организация людей должна была достичь  в своем развитии такого уровня, при котором возникла необходимость  говорить о разделении властей1.

Что такое власть? Это  право и возможность распоряжаться  чем-либо или кем-либо по своей воле. История человечества знает такие  организации государственной власти, при которых существует безграничное проявление власти, то есть, ничем не ограниченное распоряжения судьбами государства  и граждан этих государств. Примерами  такой власти является тирания, деспотизм, абсолютизм, самодержавие, монархия, рабовладельческие  государства.

Но человеческое общество развивается и наступает момент, когда образ правления, властвования становится необходимым привести в  соответствие со степенью развития человечества. Когда в обществе возникают предпосылки, необходимые для вовлечения народных масс в социальную и политическую жизнь государства, то становится необходимым  создание такого государственного образования, при котором будут существовать надежные гарантии прав и свобод граждан  этого государства, при котором  эти граждане будут ограждены  от попрания их общечеловеческих и  гражданских прав как со стороны самого государства, так и со стороны отдельных государственных органов и лиц. Наступает момент, когда "образ правления должен быть соразмерен той степени государственного образования, на коем стоит государство". 2 Именно такой момент стал причиной и базой для возникновения теории разделения властей.

На фоне революционных  настроений во Франции и революционного движения в Англии в XVII - XVIII веках Д. Локк и Монтескье формулируют основные положения и содержание теории разделения властей. Свои мысли о государственном устройстве они изложили в трудах "Два трактата о государственном правлении" (Д. Локк) и "О духе законов" (Монтескье). Что же они понимают под термином "разделение властей"?

Джон Локк полагал, что  государство является носителем  публичной власти и именно оно  обязано и имеет возможность  защищать права своих граждан. Выполнение этой задачи требует разделения власти на составные части, каждая из которых  будет наделена определенными функциями  и полномочиями. Эти функции должны быть распределены между различными государственными органами. Только в  этом случае возможно существование  формы гражданского правления.

Такие же мысли высказывал и Монтескье. Он также как и  Д. Локк полагал, что в государстве  должно быть "три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. Последнюю  власть можно назвать судебной, а  вторую - просто исполнительной властью  государства"3.

Необходимость такого разделения государственной власти оба философа видели в том, что четкое разделение и взаимное сдерживание властей  дает возможность защиты от произвола  этих же властей, пресекает возможность  сосредоточения власти в одних руках  и злоупотребления этой властью. "Если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать". 4

Идея разделения властей  возникла у Джона Локка и Луи  Монтескье как теория, направленная против королевского абсолютизма и  его произвола. Сперанский М.М. также  попытался противопоставить эту  теорию самодержавию в России. Он писал  в своих трудах, что "нельзя основывать правление на законе, если одна власть будет и издавать и исполнять  этот закон". Необходимо разделение, при котором "законодательное  сословие …не могло бы совершать  своих положений без державной  власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное". 5

Таким образом, принцип разделения властей стал одним из главных  демократических принципов, который  обеспечивает предотвращение узурпации  государственной власти и использование  ее в ущерб интересам народа. На современном этапе этот принцип  положен в основу всех демократических  государств и заключается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Именно такое значение имеет термин "разделение" в юридической литературе.

Правда есть еще одно толкование понятия "разделение властей". Оно  состоит в том, что разделение властей существует не только вертикальное, но и горизонтальное, то есть существует разделение власти не только на законодательную, исполнительную и судебную, но и разделение власти на федеральную и региональную. Оба эти вида разделения на данный момент существуют в Российском государстве.

Принцип разделения властей  присущ только демократическому государству, потому как подразумевает наличие  гражданина, обладающего политическими  правами. Для того, чтобы принцип разделения властей был реализован на практике необходим определенный уровень политического сознания общества.

Принцип разделения властей  является не только правовым, но и конституционным  принципом. Он не только структурирует  власть правового государства, но и  держит эту власть под контролем  общества, гарантирует обществу невозможность  злоупотреблять властью, делает государство  хозяином общества. Одновременно принцип  разделения властей выступает важнейшим  фактором формирования и функционирования правовой системы гражданского общества.

Сущность термина "разделение властей" состоит в том, что  все три вида власти отделены друг от друга и являются независимыми друг от друга.

Принцип разделения властей  состоит в том, чтобы распределить государственные полномочия между  разными государственными органами.

Цель такого распределения  состоит в том, чтобы исключить  сосредоточение власти в ведении  какого-либо одного органа власти и  создать гарантию от ее произвола, обеспечить профессионализм работы каждой ветви  власти и эффективность выполнения функций, а также представить  во власти интересы самых разных слоев  населения государства.

Три независимые ветви  власти могут успешно сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допускать нарушения законности, и таким образом, осуществлять систему  сдержек и противовесов.

Разделение властей - один из главнейших стабилизаторов политической системы гражданского общества. Это  обусловлено тем, что указанный  принцип не допускает излишнего  сосредоточения, сверхконцентрации власти в руках одной из ее ветвей, одного органа государства, одного должностного лица, обеспечивает тот баланс уравновешивающих друг друга властей, который необходим обществу. Если же учесть, что государство объективно в любом обществе занимает центрально место и выполняет ведущую роль в его политической системе, становится очевидным, что сбалансированное функционирование государственной власти одновременно выступает стабилизирующим фактором деятельности и политической системы.

Ни одна из трех ветвей власти не может вмешиваться в область  влияния другой власти. Это обеспечивается несколькими условиями. Так все  три вида власти имеют различные  источники формирования, различные  сроки исполнения своих полномочий и также различную степень  защиты одной власти от другой.

Информация о работе Принципы разделения властей и единства государственной власти