Принципы разделения властей и единства государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:
• рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;
• определить содержание принципа разделения властей;
• сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………..5
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………24

Файлы: 1 файл

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Однако этот же принцип  не исключает единства всех видов  власти, а напротив, предполагает взаимосвязь  и взаимоконтроль всех ветвей власти, поскольку они являются выразителями интересов одного государства и  его народа.

Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) тесно связаны  между собой государственным  механизмом, но, все-таки, являются самостоятельными. Между этими видами власти обязательно  существует баланс власти, система  сдержек и противовесов.

Также принято считать, что  среди трех видов власти преимущество, верховенство находится на стороне  законодательной власти, потому что "она обладает правом создавать законы…, а все остальные власти проистекают из нее и подчинены ей". 6 Все власти в демократическом государстве действуют на единой правовой основе. Они обязаны строго и неуклонно исполнять предписания и постановления, принимаемые законодательной властью. Это и дает возможность признавать за законодательной властью первенство и верховенство. Именно законодательная власть устанавливает правовые начала в обществе, основные направления внутренней и внешней политики страны, а значит, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти.

Правда, верховенство законодательной  власти не означает, что она имеет  неограниченные полномочия. Она находится  под контролем, как народа, так  и специальных конституционных  органов, которые следят за тем, чтобы  законы, принимаемые этой властью, соответствовали  Конституции, правам человека, идеям  свободы и справедливости. Таким  образом, пределы законодательной  власти ограничены.

Исполнительная власть занимается реализацией тех законов и  постановлений, которые принимаются  законодательными органами. Деятельность органов исполнительной власти основана на законах и осуществляется в  его рамках.

Исполнительная власть также  имеет сдерживающие механизмы и  не является неограниченной. Она ответственна и подотчетна представительным органам. Кроме того, каждый гражданин государства  имеет право обжаловать незаконные действия исполнительных органов или  должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть выполняет  функции охраны государства, общества и граждан от правовых нарушений. В своей деятельности правоохранительные органы также руководствуются только законами. Правосудие является независимым. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, посредством которого предупреждаются нарушения прав и законов как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти. Этим обеспечивается разделение властей.

Таким образом, каждая из этих властей занимает свое место в  системе государственной власти и выполняет свои функции и  задачи. Этим обеспечивается равновесие и независимость властей, их взаимодействие и взаимоконтроль7.

На практике реализация принципа разделения властей осуществлена уже  во многих странах, провозгласившими себя демократическими государствами. В  разных конституционных государствах были установлены различные формы  правления и сложились различные  системы разделения властей.

В странах, где возникла парламентская  монархия (например, в Великобритании), монарх не осуществляет свои полномочия самостоятельно. Он является номинальной  фигурой, стоящей во главе государства. Монархом формируется Правительство  из представителей различных политических партий, которые одержали победу на выборах. Также монарх может распустить парламент, он может иметь право  вето, но не может осуществить эти  права самостоятельно без участия  Правительства. То есть, фактическим  главой государства является все  же глава Правительства.

В странах, где сформировалась парламентская республика (таких  как Италия) президент, также являясь  номинальной главой государства, избирается парламентом. Он имеет возможность  распускать парламент, может осуществлять ряд своих полномочий самостоятельно. Но в большинстве случаев он не может принимать решения и  действовать без ведома Правительства. Даже представительскую функцию все чаще выполняет глава правительства, который по сути и является главой государства.

Наиболее полно принцип  разделения властей был закреплен  первой конституцией США в 1787 году. В государстве, где действовала  форма президентской республики, законодательная власть была вверена  конгрессу, который состоял из двух палат: палата представителей и сената. Главой государства и правительства  является Президент США. Президент  избирается внепарламентским путем, он возглавляет правительство и  всю систему исполнительной власти. Он наделен значительной властью, являясь  главой государства и премьер-министром  правительства одновременно. Но в  законодательном процессе он имеет  гораздо меньший вес, чем палата представителей и сенат. Третьей  властью США является суд. Верховный  федеральный суд - высшая судебная инстанция  США. После соответствующего решения  Верховного суда никто не может ссылаться  на отвергнутый закон или быть привлечённым к ответственности  на его основании. Так осуществлялся (и осуществляется) принцип разделения властей в США.

Во Франции разделение властей закрепили в 1789 году. В  Декларации прав человека и гражданина принцип разделения властей был  обозначен так: " Всякое общество, в котором не обеспечено пользование  правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".

В настоящее время принцип  разделения властей занял прочные  позиции в государственном устройстве. Он превратился в общепризнанный принцип, являющийся признаком цивилизации  и демократии в гражданском обществе.

разделение государственная  власть конституция

 

2. Принцип разделения властей и его реализация в России

Россия встала на путь демократического государства и начала строить  государственный аппарат на принципе разделения властей не так давно. Эти преобразования в нашей стране были связаны с распадом СССР и  последующим за ним переходным периодом. В это время принцип разделения властей стал главным вопросом в  становлении демократического общества в Российском государстве. Реализация этого принципа - важнейшая предпосылка продвижения России по пути демократии.

После революции 1917 года и  победы большевиков было организовано тоталитарное государство, руководители которого отвергли теорию разделения властей по причине того, что, якобы, этот принцип является выразителем  интересов буржуазии.

Вернулось российское общество к принципу разделения властей только в Конституции, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года. В ст.10 этой Конституции была определена структура  государственной власти. "Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". 8

Такое разделение властей  не означаем многовластия, а свидетельствует  о единстве государственной власти. В демократическом государстве  власть едина потому, что принадлежит  народу. И говоря о разделении, мы имеем в виду только разграничение  полномочий между ветвями единой государственной власти. Российская Федерация - это сложный вариант  государства, построенного на принципе разделения властей. Так как государственная  власть едина, то ее ветви постоянно  взаимодействуют. Это значит, что  одна ветвь власти может вторгаться в сферу деятельности другой ветви  власти. Для того, чтобы не могло происходить полного поглощения одной власти другой, в государстве выработана и действует система сдержек и противовесов, с помощью которой становится возможным уравновесить действующие власти и не допустить их бесконтрольности.

Взаимодействие разных ветвей власти является одной из важных предпосылок  их существования, развития и обеспечения  единства государственной власти, основанного  на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей  только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в  поле отчуждения от единства, целостности  государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок  функционирования конкретной ветви  власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. 9

Ст.11 является продолжением и развитие положений, изложенных в  ст.10. В ней указывается, что такие  органы как Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство Российской Федерации и суды РФ осуществляют государственную власть.

Федеральное Собрании представляет собой законодательную власть и представительный орган. Правительство РФ наделено исполнительной властью. Правосудие осуществляется судами Российской Федерации. В ст.10 Конституции РФ в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации" и "Судебная власть" закреплены механизмы государственной власти.

Поскольку значительная часть  полномочий различных ветвей власти сосредоточено в руках Президента как главы государства, то это  вносит некоторые осложнения в реализацию принципа разделения властей.

Дело в том, что президент  обладает очень широким набором  средств воздействия на законодательную  и исполнительную власти. Он не просто наблюдает со стороны за соблюдением  правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что, конечно же, сказывается  на функционировании властей.

Президент Российской Федерации  не входит ни в одну из ветвей власти. Он является главой государства и  стоит над всеми ветвями государственной  власти и обеспечивает координацию  деятельности всех органов власти, согласованность их деятельности10. Сам же он принимает участие в каждой из составляющих государственной власти. Он взаимодействует с Парламентом, назначает выборы в Государственную Думу и имеет право распускать ее. Президент обладает законотворческой инициативой, подписывает и обнародует законы, имеет право вернуть их на повторное обсуждение. Но сам он не может издавать законы, а те нормативные акты, на издание которых Президент имеет право, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Президент имеет полномочия и в управлении государством. Он назначает Председателя Правительства  и утверждает кандидатуры на должность  заместителя Председателя и министров.

Президент является гарантом осуществления Конституции, прав и  свобод граждан, представляет Российское государство как внутри страны, так  и в международной жизни. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных  Сил, имеет право на введение военного или чрезвычайного положения. Президент  же решает вопросы гражданства, назначает  полномочных представителей РФ, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности, формирует  Совет Безопасности, Администрацию  Президента.

Но Президент не имеет  право занимать свой пост два срока  подряд. Поэтому можно сказать, что  Президент наделен широкими полномочиями для осуществления своих функций, однако и его власть небезгранична, а имеет определенные рычаги сдерживания и контроля.

Так назначение Председателя Правительства происходит только с  одобрения и согласия Государственной  Думы. Если Президент распускает Государственную  Думу, то обязан назначить ее выборы в такие сроки, чтобы новый  состав Думы мог собраться на заседание  не позднее чем через четыре месяца после роспуска. То есть срок отсутствия контроля со стороны парламента также  ограничен. В следующий раз Президент  имеет право на роспуск Думы только по истечении года. В свою очередь  Дума может не одобрить кандидатуру  Председателя Правительства или  выразить недоверие Правительству. В Конституции РФ не оговорена  ответственность Президента перед  парламентом, то есть, парламент не может отправить Президента в  отставку. Однако, если деятельность Президента будет носить противоправный характер, то парламент может применить по отношению к Президенту механизм импичмента.

Таким образом, становится понятным, что все ветви власти и сам  Президент находятся во взаимосвязи, работают и принимают решения  с учетом мнений друг друга, имеют  возможность взаимоконтроля и взаимного  сдерживания.

Законодательная власть в  Российской Федерации осуществляется, как уже было сказано, Парламентом  РФ, то есть Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и  Совета Федерации. Государственная  Дума избирается путем всеобщих выборов, потому является органом общенародного  представительства. На этом основании  на нее возложен контроль за деятельностью Правительства, а также ей, Государственной Думе народ может выразить свое недоверие. Федеральное Собрание - это единственный законодательный орган. Он обладает независимостью и принимает или не принимает законы по своему усмотрению без чьих-либо указаний. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы экономической деятельности правительства. Без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены ни Председатель Правительства, ни судьи высшего звена. Федеральное Собрание имеет финансовую независимость и самостоятельно может определять свои расходы, не отчитываясь в них. Его депутаты наделены неприкосновенностью на весь срок работы в Федеральном Собрании. Но и законодательная власть не является абсолютной. Ее деятельность совершается в соответствии с положениями Конституции РФ. Конституционный суд может признать закон, принятый законодательной властью неконституционным. Деятельность Федерального Собрания может ограничиваться такими институтами права как референдум. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его сдержками и противовесами. Все это необходимо для того, чтобы не допустить чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента. Таким образом, действует система сдерживания и контроля государственной власти11.

Информация о работе Принципы разделения властей и единства государственной власти