Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:
• рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;
• определить содержание принципа разделения властей;
• сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………..5
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………24
Исполнительная власть в
РФ принадлежит Правительству
Глава 7 Конституции РФ выделяет
третью самостоятельную ветвь
Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется только путем судопроизводства только судами РФ при их полной независимости.
Верховный Суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел.
Экономическими вопросами занимается Высший Арбитражный Суд. Вступление России в Совет Европы распространило на территорию России юрисдикцию Европейского Суда, который теперь является высшим судебным органом для нашего государства и его граждан.
Конституционный Суд контролирует государственные органы Российской Федерации, решает споры между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Он решает, соответствуют ли Конституции РФ принимаемые федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. В его ведении находится определение соответствия положениям Конституции РФ уставов, законов и Конституций субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также международных договоров РФ, которые еще не вступили в силу. Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции, проверяет конституционность законов на основании жалоб на нарушение прав и свобод граждан и на основании запросов судов. Те акты, которые Конституционный Суд признает незаконными, утрачивают силу. Также Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. При рассмотрении деятельности, роли, прав и полномочий Конституционного Суда особенно четко видно действие принципа разделения властей.
Становление в России демократического государства, основанного на принципе разделения властей, проходило достаточно непросто. Это объясняется тем, что в стране много лет отсутствовали демократические традиции, не было выработано опыта деятельности государства по принципу разделения властей, так долгие годы власть была сосредоточена практически в одних руках.
В силу исторически сложившихся условий развития и существования нашего государства ему всегда требовалась максимальная концентрация власти. Объединение русских земель и создание централизованного Русского государства, противостоящего татаро-монгольскому игу; утверждение русского самодержавия; стремление народа к единовластию после раздоров и смены правителей в период смутного времени; правление большевиков, которые не допускали мысли о существовании какого-либо разделения во власти: - все это никак не способствовало приобретению опыта существования и управления государством по принципу разделения властей.
В странах Восточной Европы давно уже был сделан шаг в сторону единства государственной власти и эффективности каждой из ее ветвей. Здесь реально действовал общественный договор между властью и народом. В России такого не случилось, и принцип разделения властей, провозглашенный и закрепленный в Конституции, не имел возможности сразу заработать в полную силу как раз по причине отсутствия правовой базы в государстве.
Первый Президент в
России был избран только 12 июня 1991
года в результате всенародных выборов.
Его рассматривали не как главу
государства, а как высшее должностное
лицо и главу исполнительной власти.
Он имел право на отлагательное вето
относительно законов, принимаемых
Верховным Советом. В этот период
вместо исполкомов Советов создаются
Администрации, как самостоятельная
оформляется судебная власть, создается
Конституционный Суд, система арбитражных
судов. В это время возникает
много противоречий между нововведениями
в Конституцию и старыми
В 1992 году назрел конституционный
кризис. Съезд народных депутатов
не утвердил Председателя Правительства,
Президент подверг критике
Деятельность государства на основе принципа разделения властей свидетельствует о становлении в России демократического государства, так как мировой практикой признано, что только государство, руководствующееся принципом разделения властей, может считаться демократическим, гражданским, учитывающим интересы всего населения государства, а не отдельной, пусть даже большой, группы людей.
Таким образом, становление гражданского общества в Российской Федерации складывается медленно и трудно, и это является особенностью нашего государства, особенностью, основанной на истории развития государства.
Заключение
Итак, исследовав историю возникновения принципа разделения властей, изучив его сущность и содержание, поняв условия, необходимые для осуществления этого принципа на практике, мы можем сделать следующий вывод.
Принцип разделения властей
был выработан мировой
Суть этого принципа заключается в том, что демократическим может считаться лишь такой государственный режим, который основан на разделении функций государственной власти между самостоятельными органами государственной власти - законодательными, исполнительными и судебными. Эти органы выполняют основные функции государства: издают законы, реализуют их исполнение и следят за правильностью и законностью, как самих издаваемых законов, так и их исполнением.
Необходимость такого разделения вполне очевидна, так как соединение законодательной, исполнительной и судебной функции власти в ведении какого-либо одного органа государственной власти неизбежно приведет к концентрации власти в одних руках и создаст возможность установления в стране диктаторского режима. Особенно опасно такое сосредоточение власти в нашей стране, так как в России совершенно отсутствует опыт демократического правления.
Тем не менее, хочется отметить,
что такое разделение властей
вовсе не свидетельствует о
На сегодняшний день в
Российской Федерации законодательная
власть находится в ведении
Принцип разделения властей
в сегодняшней России признан, конституционно
закреплен и в той или иной
мере применяется в построении и
функционировании государственных
институтов. Создание нормально функционирующего
механизма сдержек и
Список использованных источников
1 Алексеев С.С. "Государство и право". Учебное пособие. [Текст]. - М.: "Юридическая лит-ра", 2006. - с. 126.
2 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. [Текст]. - М.: Просвещение, 2005. - с. 15.
3 Монтескье Ш. Избранные произведения. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2005. - с. 27.
4 Локк Дж. Сочинения. В 3 т.Т. 3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 95
5 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского… - с. 33.
6 Локк Дж. Сочинения. В 3 т.Т. 3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 108
7 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. "Конституционное право Российской Федерации". Учебник. [Текст]. - М.: "Новый юрист". 2007. - с. 241
8 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
9 Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека. [Текст]. // Государство и право. - 2007. - № 8. - с. 34-39.
10 Марченко М.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2009. - с. 117
11 Исаев И.А., Золотухина М.Н. "История политических и правовых учений России". Учебное пособие. [Текст]. - М.: Юрист, 2008. - с. 212
12 Хропанюка В.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: "ДДТ", 2006. - с. 215
Информация о работе Принципы разделения властей и единства государственной власти