Принципы разделения властей и единства государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Задачи, которые необходимо поставить в связи с реализацией цели, следующие:
• рассмотреть исторические корни принципа разделения властей;
• определить содержание принципа разделения властей;
• сформулировать концепцию осуществления данного принципа на практике в условия нашего государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………..5
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………24

Файлы: 1 файл

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Исполнительная власть в  РФ принадлежит Правительству Российской Федерации. Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы РФ. Правительство наделено большими полномочиями. Об этом в Конституции РФ говорится  в ст.114. Деятельность Правительства  касается как внешней, так и внутренней политики государства. Правительство  разрабатывает государственный  бюджет, организовывает и осуществляет социальную и экономическую политику государства, принимает меры по обороне  и защите населения и его прав. Здесь тоже имеют место механизмы  сдержек и контроля. Так Председатель Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Государственной Думы, то есть должен быть одобрен те только самим Правительством и Президентом, но также парламентом. Сам же Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должность своего заместителя и федеральных министров.

Глава 7 Конституции РФ выделяет третью самостоятельную ветвь государственной  власти - судебную власть. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами РФ посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. В нее  входят Высшие судебные органы - Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд.

Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется только путем  судопроизводства только судами РФ при  их полной независимости.

Верховный Суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных  и административных дел.

Экономическими вопросами  занимается Высший Арбитражный Суд. Вступление России в Совет Европы распространило на территорию России юрисдикцию Европейского Суда, который  теперь является высшим судебным органом  для нашего государства и его  граждан.

Конституционный Суд контролирует государственные органы Российской Федерации, решает споры между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Он решает, соответствуют  ли Конституции РФ принимаемые федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. В его ведении находится определение соответствия положениям Конституции РФ уставов, законов и Конституций субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также международных договоров РФ, которые еще не вступили в силу. Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции, проверяет конституционность законов на основании жалоб на нарушение прав и свобод граждан и на основании запросов судов. Те акты, которые Конституционный Суд признает незаконными, утрачивают силу. Также Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. При рассмотрении деятельности, роли, прав и полномочий Конституционного Суда особенно четко видно действие принципа разделения властей.

Становление в России демократического государства, основанного на принципе разделения властей, проходило достаточно непросто. Это объясняется тем, что  в стране много лет отсутствовали  демократические традиции, не было выработано опыта деятельности государства  по принципу разделения властей, так  долгие годы власть была сосредоточена  практически в одних руках.

В силу исторически сложившихся  условий развития и существования  нашего государства ему всегда требовалась  максимальная концентрация власти. Объединение русских земель и создание централизованного Русского государства, противостоящего татаро-монгольскому игу; утверждение русского самодержавия; стремление народа к единовластию после раздоров и смены правителей в период смутного времени; правление большевиков, которые не допускали мысли о существовании какого-либо разделения во власти: - все это никак не способствовало приобретению опыта существования и управления государством по принципу разделения властей.

В странах Восточной Европы давно уже был сделан шаг в  сторону единства государственной  власти и эффективности каждой из ее ветвей. Здесь реально действовал общественный договор между властью  и народом. В России такого не случилось, и принцип разделения властей, провозглашенный  и закрепленный в Конституции, не имел возможности сразу заработать в полную силу как раз по причине  отсутствия правовой базы в государстве.

Первый Президент в  России был избран только 12 июня 1991 года в результате всенародных выборов. Его рассматривали не как главу  государства, а как высшее должностное  лицо и главу исполнительной власти. Он имел право на отлагательное вето относительно законов, принимаемых  Верховным Советом. В этот период вместо исполкомов Советов создаются  Администрации, как самостоятельная  оформляется судебная власть, создается  Конституционный Суд, система арбитражных  судов. В это время возникает  много противоречий между нововведениями в Конституцию и старыми положениями  Конституции. Так в ст.3 Конституции  был провозглашен принцип разделения властей, а в ст.2 этой же Конституции  имел место принцип полновластия Советов. Было очевидно, что необходима новая Конституция, которая бы привела  в соответствие все положения  и принципы.

В 1992 году назрел конституционный  кризис. Съезд народных депутатов  не утвердил Председателя Правительства, Президент подверг критике работу самого Съезда, объявив о том, что  решения Съезда и Верховного Совета нарушают принципы разделения властей, Съезд же попытался отрешить Президента от власти. Далее был проведен референдум, в ходе которого Президент получил  поддержку народа. Верховный Совет  пытается путем внесения поправок в  Конституцию лишить Президента власти, но Президент распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и сам  Верховный Совет. Все эти события  приводят страну к кризису, который  вылился в вооруженное столкновение, после которого Президент ликвидирует  Советы и власть повсеместно передается местной администрации. Далее проводится всенародное голосование, в ходе которого принимается Конституция Российской Федерации, закрепляющая новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей. Этот принцип закрепляется в ст.10 Конституции Российской Федерации.

Деятельность государства  на основе принципа разделения властей  свидетельствует о становлении  в России демократического государства, так как мировой практикой  признано, что только государство, руководствующееся  принципом разделения властей, может  считаться демократическим, гражданским, учитывающим интересы всего населения  государства, а не отдельной, пусть  даже большой, группы людей.

Таким образом, становление  гражданского общества в Российской Федерации складывается медленно и  трудно, и это является особенностью нашего государства, особенностью, основанной на истории развития государства.

 

Заключение

Итак, исследовав историю  возникновения принципа разделения властей, изучив его сущность и содержание, поняв условия, необходимые для  осуществления этого принципа на практике, мы можем сделать следующий вывод.

Принцип разделения властей  был выработан мировой практикой  развития демократических государств, вызван к жизни в результате политического  и социального развития общественного  строя людей. В тот момент, когда  сформировалось общественное сознание, возникла необходимость защиты прав и свобод граждан государства, учета  их интересов - в этот момент и возникла идея разделения властей. Родителями этих идей считаются английский философ  Джон Локк и французский общественный деятель Луи Монтескье12.

Суть этого принципа заключается  в том, что демократическим может  считаться лишь такой государственный  режим, который основан на разделении функций государственной власти между самостоятельными органами государственной  власти - законодательными, исполнительными  и судебными. Эти органы выполняют  основные функции государства: издают законы, реализуют их исполнение и  следят за правильностью и законностью, как самих издаваемых законов, так  и их исполнением.

Необходимость такого разделения вполне очевидна, так как соединение законодательной, исполнительной и  судебной функции власти в ведении  какого-либо одного органа государственной  власти неизбежно приведет к концентрации власти в одних руках и создаст  возможность установления в стране диктаторского режима. Особенно опасно такое сосредоточение власти в нашей  стране, так как в России совершенно отсутствует опыт демократического правления.

Тем не менее, хочется отметить, что такое разделение властей  вовсе не свидетельствует о многовластии, поскольку власть в нашей стране все же едина и принадлежит  народу. Единство власти обеспечивается тем, что над всеми органами государственной  власти, над всеми тремя ветвями  этой власти стоит глава государства - Президент, который имеет особое значение в организации государственной  власти. Кроме того в государстве  выработана система взаимных сдержек  и противовесов, которая не дает возможности одной ветви власти единолично принимать решения и  вмешиваться в сферу влияния  другой ветви власти. Такая организация  деятельности ветвей власти не дает возможности  сосредоточить власть в одних  руках и заставляет учитывать  интересы и мнения всех слоев населения  государства, что и дает возможность  считаться государству гражданским  и демократическим.

На сегодняшний день в  Российской Федерации законодательная  власть находится в ведении Федерального Собрания, исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, судебная власть - Верховным, Арбитражным  и Конституционным, а также остальными судами.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

 

Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Алексеев С.С. "Государство и право". Учебное пособие. [Текст]. - М.: "Юридическая лит-ра", 2006. - 337 с.
  3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. "Конституционное право Российской Федерации". Учебник. [Текст]. - М.: "Новый юрист". 2007. - 485 с.
  4. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека. [Текст]. // Государство и право. - 2007. - № 8. - с.34-39.
  5. Исаев И.А., Золотухина М.Н. "История политических и правовых учений России". Учебное пособие. [Текст]. - М.: Юрист, 2008. - 371 с.
  6. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 318 с.
  7. Марченко М.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2009. - 453 с.
  8. Монтескье Ш. Избранные произведения. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2005. - 363 с.
  9. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. [Текст]. - М.: Просвещение, 2005. - 473 с.

1 Алексеев С.С. "Государство и право". Учебное пособие. [Текст]. - М.: "Юридическая лит-ра", 2006. - с. 126.

2 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. [Текст]. - М.: Просвещение, 2005. - с. 15.

3 Монтескье Ш. Избранные произведения. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2005. - с. 27.

4 Локк Дж. Сочинения. В 3 т.Т. 3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 95

5 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского… - с. 33.

6 Локк Дж. Сочинения. В 3 т.Т. 3. [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 108

7 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. "Конституционное право Российской Федерации". Учебник. [Текст]. - М.: "Новый юрист". 2007. - с. 241

8 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

9 Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека. [Текст]. // Государство и право. - 2007. - № 8. - с. 34-39.

10 Марченко М.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2009. - с. 117

11 Исаев И.А., Золотухина М.Н. "История политических и правовых учений России". Учебное пособие. [Текст]. - М.: Юрист, 2008. - с. 212

12 Хропанюка В.Н. "Теория государства и права". Учебник. [Текст]. - М.: "ДДТ", 2006. - с. 215

 


Информация о работе Принципы разделения властей и единства государственной власти