Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, реферат
Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.
Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.
Приоритетные задачи внешней политики России следующие:
Особое место во внешней политики России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.
Россия готова поддержать программу “Партнерство во имя мира“ В той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что “ расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создает новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникает опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания “холодной войны“.
Факты говоря о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. “Призрак войны“ спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно – политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия – НАТО 1997г.
В сложившийся сейчас в мире военно – политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнутся в бедующим Россия.
В политической сфере это действие некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблено связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.
В экономической области – стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно – сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправное участие в международных финансово – экономических и торговых организациях.
Военной сфере – сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости Российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставке и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран вооруженных сил, обладающим как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.
В многополярном виде все еще не утратили свое значение силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления, особенно высокоточных.
США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных вооружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;
- государство Западной
Европы, интегрирующие экономические
и военные возможности,
- государство юга, особенно исламского мира, накопившие достаточно большое количество вооружения, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность агрессивные и непредсказуемые в своих действиях;
- страны юга – восточной
Азии, в частности Китай и
Япония, обладающие достаточно мощным
экономическим потенциалам и ст
Наилучшей политикой для России является поддержание динамического равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является “стратегия “равноприближенности“. В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.
В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно – техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружением.
Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончились в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договор ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.
Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие уже его, не будут вести дело к пересмотру договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО- нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.
С особым внимание Россия должна относится к ситуации в восточных странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующийся новой системе европейской безопасности, что выражается в создании малых блоков структур.
Российско – германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО. Экономическое и технологическое сотрудничество, экология.
Объединение ФРГ с бывшим ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу (“германский фактор“), которая будет оказывать существенное влияние на состояние стабильности в Восточной Европе.
Кстати, нужно признать, что результатами окончания “холодной войны“ между СССР и США воспользовались не СССР и не США, а объединенная Германия.
Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что не деле может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.
Страны Азиатско – Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности, прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.
В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных торгово – экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.
Прогнозируя развитие военно – политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать сл счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.
Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является ИНДИЯ. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.
Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможным направлениям решения данной задачи могут быть:
Преимуществом России при
реализации этих направлений являются
ее исторически сложившиеся
Остановка на юге Европы определяется развитием ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья.
На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические изменения практически во всех, за исключением Греции, странах – Румынии, Албании, бывший СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии0 и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).
В Средиземноморье нестабильность
обусловливается сохранением
В течении всей тысячелетней истории России не было, пожалуй, ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х – начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.
Информация о работе Приоритетные задачи внешней политики России