Приоритетные задачи внешней политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

                            Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны,  ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.

 

Приоритетные  задачи внешней политики России следующие:

 

  1. Создание наилучших внешних условий,  благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.
  2. Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.
  3. Стабилизация междугороднего положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по  урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.
  4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространено оружие массового уничтожения.

 

Особое место во внешней  политики России занимает ее участие  в создании всеобъемлющей системы  европейской безопасности.

Россия готова поддержать программу  “Партнерство во имя мира“ В той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что  “ расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создает новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникает опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания “холодной войны“.

Факты говоря о том, что  позитивные сдвиги в мире не стали  еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. “Призрак войны“ спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно – политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинского акта 1975 г.,  Основополагающего акта Россия – НАТО 1997г.

В сложившийся сейчас в мире военно – политической  обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные  угрожающие факторы могут перерасти  в реальную кризисную ситуацию или  вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнутся в бедующим Россия.

В политической сфере это действие некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблено связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России;  попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.

В экономической  области – стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал,  сделать ее топливно – сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправное участие в международных финансово – экономических и торговых организациях.

Военной  сфере  – сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости Российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставке и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран вооруженных сил, обладающим как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.

В многополярном виде все еще не утратили свое значение силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и  влияние на ход мировых событий  основных центров силового давления, особенно высокоточных.

США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных  вооружений при наличии тенденции  занять место мирового лидера; 

- государство Западной  Европы, интегрирующие экономические  и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятельное место на мировой политической арене и наиближайшую перспективу консолидирующаяся с США;

- государство юга,  особенно исламского мира, накопившие  достаточно большое количество  вооружения, обладающие реальным  потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность агрессивные и непредсказуемые в своих действиях;

- страны юга – восточной  Азии,  в частности Китай и  Япония, обладающие достаточно мощным  экономическим потенциалам и стремящиеся к гегемонии в регионе.

Наилучшей политикой  для России является поддержание  динамического равновесия между  основными центрами силы. Сказанное  означает, что она не должна вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать одностороннюю  зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее  десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является “стратегия “равноприближенности“. В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении  оружия массового уничтожения и  средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно – техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружением.

Неконтролируемая гонка  стратегических вооружений закончились  в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договор ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.

Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие уже его, не будут вести дело к  пересмотру договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО- нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее  военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.

С особым внимание Россия должна относится к ситуации в восточных странах.  В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующийся новой системе европейской безопасности, что выражается в создании малых блоков структур.

Российско –  германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО. Экономическое и технологическое сотрудничество, экология.

Объединение ФРГ с  бывшим ГДР вызвало к жизни  стремительно возрастающую геополитическую  силу (“германский фактор“), которая  будет оказывать существенное влияние  на состояние стабильности в Восточной Европе.

Кстати, нужно признать, что результатами окончания “холодной  войны“ между СССР и США воспользовались  не СССР и не США, а объединенная Германия.

Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования  от России,  скорейшего вступления в НАТО, что не деле может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.

Страны Азиатско – Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности, прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.

В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных  торгово – экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными  партнерами.

Прогнозируя развитие военно – политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать сл счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.

Важным стратегическим союзником России в Азии на  десятилетия  вперед является ИНДИЯ. С геополитической  точки зрения, Индия заинтересована в  тесном взаимодействии с Россией  как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.

Потребность в эффективном  противодействии исламскому экстремизму  и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня  задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможным направлениям решения данной задачи могут быть:

  1. Охрана внешних границ СНГ (при сохранении прозрачности границ между республиками бывшего СССР).
  2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство военного союза исламского типа.
  3. Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие  страны).
  4. Предотвращение и разрешения любых международных конфликтов.
  5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.
  6. Экономическое сотрудничество (согласие финансовой, налоговой и кредитной политики).
  7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав населения).

Преимуществом России при  реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономические, социальные и военные  связи со странами региона. Всемирное  их развитие на многосторонней  и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.

Остановка на юге Европы определяется развитием ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья.

На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические  изменения практически во всех, за исключением Греции, странах – Румынии, Албании, бывший СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии0 и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).

В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохранением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Баканах, неурегулированностью  кипрского вопроса и острой Греко  – турецких противоречий, наращиванием в странах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.

В течении всей тысячелетней истории России не было, пожалуй, ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции  1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х – начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами,  стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.

Информация о работе Приоритетные задачи внешней политики России