Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, реферат
Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.
Россия и страны СНГ. Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., базируется на следующих положениях:
Приоритетность отношений со странами СНГ в политике России определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосредоточенны наши главные интересы в области экономики, безопасности, защиты прав россиян.
К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель равноскоростной интеграции на является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки их Россией.
В настоящее время можно говорить о тех уровнях интеграции в рамках СНГ.
Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997г. договоре России и Белоруссии. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Белоруссии и России, положения которого четко определяют основные параметры интеграционного процесса двух государств. Текст договора отвечает требованиям норм международного права.
Главными целями Союза станут дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышения уровня жизни народов двух государств, соуиально – экономический прогресс государств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт гражданства Союза, предусматривает постепенное формирование унифицированной валютной системы. Союз создается на конституционных основах двух государств. В качестве важнейших обязанностей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова и СМИ, гарантии деятельности партии и общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав инвесторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по новейшей и оборонной политике сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негативные последствия минимальны.
Второй уровень представлен договором России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Его главная цель – согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполнения всеми участниками совместных программ ведения экономических реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Центральноазиатский Союз и другие органы.
Третий уровень - деятельность в рамках всего СНГ.
Истекший период жизни СНГ отмечен решительными действиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритеты и закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Сегодня дело миротворчества опирается на прочный правовой фундамент. Это Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.
Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества еще 15 мая 1992 г. приняли решение о создании военно – политического союза, подписав Договор о коллективной безопасности.
С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г. главы стран СНГ подписали меморандум Совета глав государств Содружества «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств». 10 февраля 1995 г. всеми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств участников Договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафиксирована как задача, причем формирование такой системы будет последовательно и поэтапно. Конкретные мероприятия отражены в плане реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлениях углубления военного сотрудничества.
Вот несколько из этих мероприятий:
- завершение создания национальных вооруженных сил;
- разработка программ
военного и военно –
- создание совместной (объединенной) системы ПВО и т.д.
В активизации процесса военной интеграции сегодня заинтересованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических. Экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок о коллективной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписали только 6 стран – Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия Таджикистан. Три других страны – участницы ДКБ - Азербайджан, Грузия, Узбекистан – решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора новым политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран – участниц ДКБ противостоит другой формирующейся военно – политической группировки ГУУАМ (Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Украина и Молдова), делающей ставку на поддержку НАТО.
Организация Объединенных Наций. ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
25 апреля 1945 г. в Снн-Франциско
собрались представители 50 государств,
чтобы создать Организацию
Спустя 50 лет после
учредительной конференции
В своей деятельности ООН старается учитывать два противоречивых принципа:
1. равенство всех суверенных
государств перед лицом
2. признание такого
факта, что отдельные
Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет безопасности. Совет по оценке, Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея – основой политический консультативный орган ООн. Государства – участники представленные в ней делегациями (не более пяти человек в каждой). Каждое государство – участник обладает в генеральной Ассамблее ООН одним голосом. Делегаты могут принимать лишь резолюции, т.е. необязательные в правовом отношении рекомендации.
Совет безопасности – несет главную ответственность в деле обеспечения мира и является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для государств – участников. Наряду с пятью постоянными членами в Совет Безопасности Генеральной Ассамблеей избираются на два года и еще 10 непостоянных членов.
Деятельность этого
Постоянным членам СБ (США, РФ, Англия, Франция, Китай) дано право вето. Слова «вето» в Уставе ООН нет, но оно наиболее точно передает суть особого права пяти государств препятствовать прохождению того или иного решения через СБ. Это право дано постоянным членам СБ для того, чтобы они в полной мере ощущали свою ответственность за защиту мира во всем мире. Данное право можно считать и признанием такого факта, что без совместных усилий Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции ни одно из решений СБ не удастся провести в жизнь в полной мере. По сложившийся ооновской традиции отсутствие при голосовании или воздержание от него одного из постоянных членов СБ не считается несовпадением его мнения с мнением остальных постоянных членов.
Специализированные учреждения ООН. В систему ООН входят 16 межправительственных специализированных учреждений, независимых в правовом, организационном и финансовом плане. Это Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и т.д.
Секретариат ООН, насчитывающий 30 000 сотрудников, занимается подготовкой, обслуживанием и осуществлением программ, принятых другими органами. С 1996 г. его возглавляет представитель Ганы Кофи Аннан.
ООН была и остается одной из главнейших международных организаций по реализации принципа мирового сосуществования государств на нашей планете.
Война против Югославии – вызов сложившемуся после Второй мировой войны миропорядку, системе поддержания мира и безопасности, за которую народы, прежде всего европейцы, заплатили десятками миллионов жизней.
Оказался подорванный престиж и авторитет ООН и ОБСЕ – признанных лигетимных организаций, признанных от имени международного сообщества содействовать обеспечению мира и безопасности. Предложенный Россией проект резолюции СБ ООН с осуждением не получил необходимой поддержки.
Права человека и международные организации их защиты. Права человека - важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации – основной показатель демократичности и прогрессивности общественного строя в государстве.
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Государство закрепляет права человека в законе и обеспечивает их реализацию
Первые мысли о правах человека мы встречаем у ученых древности. Еще Аристотель утверждал, что все люди от рождения имеют естественные права, обусловленные природой. В середине века идея естественных прав всех людей феодальным государством была отвергнута, и права человека стали трактоваться как дарование монархом привилегий. Возрождение и развитие концепции естественного права происходит в XVII в. В Новое время были сформулированы и обоснованы фундаментальные права человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивлению угнетению, насилию и др.
Первыми политико – правовым документами, провозгласившими и закрепившими основные права человека, являются Вирджинская декларация (1776 г.), Билль о правах Конституции США (1791г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.).
В настоящее время подписаны и действуют более 50 международных документов, провозглашающих и регулирующих права человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.). Заключительный пакт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) и т.д. Декларируемые этими и другими международными документами правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и другие законы государств.
В современной политической науке и политико – правовых документах права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и др.
Гражданские права – это совокупность правомочий, отражающих естественно – правовые начала: право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и жилища, защиту чести и достоинства, справедливый, независимый и публичный суд, тайну переписки и телефонных переговоров, свободу передвижения и выбора места жительства, право покидать любое государство и возвращаться в свою страну, не равенство перед законом и т.д.
Политические права – определяют возможность участия граждан в общественно – политической жизни страны и управлении государственными делами. Это избирательные права, право на свободу объединения, включая право создавать союзы и ассоциации, право на проведение демонстраций, шествий, митингов и собраний на получение информации, на политическое убежище и др. При тоталитарном и авторитарном режимах политические права носят в основном разрешительный характер, при демократическом – регистрационный.
Экономические права - обеспечивают индивиду свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности и проявлении хозяйственной инициативы. Основные из них: право на труд, предпринимательство, право распоряжения своей рабочей силой.
Социальные права - направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности: права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, на защиту здоровья, создание семьи, благоприятную окружающую среду, образование, доступ к культурным ценностям, художественное и техническое творчество, право на свободу мысли, совести и религии.
Информация о работе Приоритетные задачи внешней политики России