Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, реферат
Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.
Права человека могут быть индивидуальными (права индивида) и коллективными (права народов, национальных, сексуальных меньшинств и др.).
Права человека неразрывно связанны с его обязанностями.
«Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» - говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Но «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали. Общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
К основным обязанностям граждан относится: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов. Подчинение предписаниям полиции (милиции), сохранение природы (окружающей среды), памятников культуры и др. В некоторых странах законодательно закреплены обязанности трудится, учувствовать в выборах органов власти, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и др.
Обязательными условиями
реализации прав граждан
В настоящее время эффективный контроль за соблюдением прав человека осуществляется международными региональными органами. Именно таким органом является Совет Европы. Согласно ст.1 Статуса (Устава) Совета Европы, принятого в Лондоне 5 мая 1949 г., целью этой организации является достижение единения его членов в целях сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствуют усилению их экономического и социального прогресса». В центре деятельности Совета – Обеспечение высокого стандарта защиты прав человека.
С момента вступления в силу Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г. любое государство получило возможность обращаться с петицией по поводу нарушения ее положений в Европейскую комиссию по правам человека. Число членов Комиссии равно числу государств – членов Совета Европы. С 1964 г. помощь была предоставлена 780 подателям петиций.
Европейский суд по правам человека был учрежден 1959 г. в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) в целях обеспечения соблюдения обязательств, взятых на себя государствами – участниками Конвенции.
Суд состоит из числа
судей, равного числу государств
– членов Совета Европы. Судьи избираются
Консультативной ассамблеей на девятилетний
срок из списка лиц, представляемого
государствами – членами
В 1996 г. Россия подписала протокол о присоединении к Европейской конвенции. Это событие произошло одновременно с вступлением нашей страны в полноправные члены Совета Европы. В соответствии с подписанным протоколом Россия взяла на себя обязательства по обеспечению российским гражданам пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ. Кроме того, наша страна признала обсолютную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, решения которого обязательны для исполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Это значит, что государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2 конституции РФ). Законодательное обеспечение системы прав личности, человека гражданина – одно из основных направлений правовой реформы в нашей стране.
Международное общество и мировой правопорядок. Под международным сообществом понимается вся совокупность государств, государствоподобных образований, наций и народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, являющихся субъектами международного права, устанавливающих между собой политические, экономические, правовые и иные отношения.
Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся общегуманистических и естественно – правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного в внутригосударственного права.
Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках отношений трех видов:
Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочнения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления – наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернацилизацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно – технической революции, возрастанием роли и назначения новых глобальных информационных технологий.
Одним из факторов, обусловливающих
возможность становления и
1. Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или тенденции) в любой правой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разум), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы, воли и поведения.
Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права.
Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшее еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, попадающих под их действие, уже дифференцировалось по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль а правах (1689 г.).
Одним из камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.
С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. «Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву», - утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека Кант. На правовое значение свободы как придела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал Маркс. Как взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.
Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно – историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно – правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.)
2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уж на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и странах тропической Африки, на уровне групп охотников собирателей и более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы – масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурани, Салической и Русской правдах.
3. Историческую преемственность «общечеловеческого» права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве – от абсолютно категоричного и однозначного «табу» в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Во всех правовых системах можно встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. Типичным выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал в правовых системах современности.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право – явление общечеловеч6еское и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих 5к различным социально – политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такого позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.
Мировой правопорядок – реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, корабли, самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни других стран, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это ООН – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г.
Важное значение для
установления мирового правопорядка имеют
примыкающие к ООН
Реальный характер международно - правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно – правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам специально предусмотренным уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ.
Мировой правопорядок – это сложная динамическая система взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость междугороднего и национального законодательства, в деление внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).
Мировой правопорядок – это результат согласия интересов государств и народов. Каждое государство – член ООН является самостоятельным суверенном образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно – правовых и внутригосударственных нормативных актах.
Информация о работе Приоритетные задачи внешней политики России