Приоритетные задачи внешней политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Внешняя политика Российского государства. С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а так же наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно – техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Права человека могут  быть индивидуальными (права индивида) и коллективными (права народов, национальных, сексуальных меньшинств и др.).

Права человека неразрывно связанны с его обязанностями.

«Каждый человек имеет  обязанности перед обществом, в  котором только и возможно свободное  и полное развитие его личности» - говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Но «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения  справедливых требований морали. Общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

К основным обязанностям граждан относится: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов. Подчинение предписаниям полиции (милиции), сохранение природы (окружающей среды), памятников культуры и др. В некоторых странах законодательно закреплены обязанности трудится, учувствовать в выборах органов власти, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и др.

 Обязательными условиями  реализации прав граждан являются: соответствующие гарантии государства  (экономические, политические, юридические  и духовно – нравственные); хорошо  отлаженный административно –  хозяйственный механизм реализации провозглашенных государством прав; законодательно закрепленная ответственность органов власти, должностных лиц и рядовых граждан за соблюдение прав человека.

В настоящее время  эффективный контроль за соблюдением  прав человека осуществляется международными региональными органами. Именно таким органом является Совет Европы. Согласно ст.1 Статуса (Устава) Совета Европы, принятого в Лондоне 5 мая 1949 г., целью этой организации является достижение единения его членов в целях сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствуют усилению их экономического и социального прогресса». В центре деятельности Совета – Обеспечение высокого стандарта защиты прав человека.

С момента вступления в силу Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г. любое государство получило возможность  обращаться с петицией по поводу нарушения ее положений в Европейскую комиссию по правам человека. Число членов Комиссии равно числу государств – членов Совета Европы. С 1964 г. помощь была предоставлена 780 подателям петиций.

Европейский суд  по правам человека был учрежден 1959 г. в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) в целях обеспечения соблюдения обязательств, взятых на себя государствами – участниками Конвенции.

Суд состоит из числа  судей, равного числу государств – членов Совета Европы. Судьи  избираются Консультативной ассамблеей на девятилетний срок из списка лиц, представляемого  государствами – членами Совета. Каждый член Совета выдвигает трех кандидатов, из которых по крайней мере двое должны быть гражданами соответствующего государства.  Судьи выступают в Суде в личном качестве и при исполнении своих обязанностей полностью независимы.  В течении срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или требованиями этого поста (п. 7 ст. 40 Конвенции).

В 1996 г. Россия подписала  протокол о присоединении к Европейской  конвенции. Это событие произошло  одновременно с вступлением нашей страны в полноправные члены Совета Европы. В соответствии с подписанным протоколом Россия взяла на себя обязательства по обеспечению российским гражданам пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ. Кроме того, наша страна признала обсолютную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, решения которого обязательны для исполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Конституции  РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Это значит, что государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2 конституции РФ). Законодательное обеспечение системы прав личности, человека гражданина – одно из основных направлений правовой реформы в нашей стране.

 

Международное общество и мировой правопорядок. Под международным сообществом понимается вся совокупность государств, государствоподобных образований, наций и народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, являющихся субъектами международного права, устанавливающих между собой политические, экономические, правовые и иные отношения.

Мировой правопорядок суть  система общественных планетарных отношений, формирующихся общегуманистических и естественно – правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами  международного в внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует  рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках отношений трех видов:

      1. человек – непосредственная среда обитания – страна  планета – космос;
      2. человек – коллектив – общество – мировое сообщество;
      3. человек – его правовой статус – правовая система общества (государства) – международное право – мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим  необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочнения, выступает решение проблем, которое  осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов  и государств. Это проблемы  экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления – наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернацилизацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно – технической революции,  возрастанием роли и назначения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих  возможность становления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все  времена право – это одно и  тоже явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и  абсолютность права  в нашем  понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или тенденции) в любой правой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разум), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы, воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что  все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшее еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, попадающих под их действие, уже дифференцировалось по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль а правах (1689 г.). 

Одним из камней любой  правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со  свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение свободы для  объяснения феномена права. «Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву», - утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека Кант. На правовое значение свободы как придела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал Маркс. Как  взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.

 Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно – историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно – правовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.)

2. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уж на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и странах  тропической Африки, на уровне групп охотников собирателей и более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы – масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурани, Салической и Русской правдах.

3. Историческую преемственность «общечеловеческого» права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве – от абсолютно категоричного и однозначного «табу» в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Во всех правовых системах можно встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. Типичным выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал в  правовых системах современности.

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что право – явление общечеловеч6еское и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих 5к различным социально – политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такого позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Мировой правопорядок –  реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных  связей между государствами, поезда, корабли, самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни других стран, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это ООН – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г.

Важное значение для  установления мирового правопорядка имеют  примыкающие к ООН международные  организации: Международная организация  труда, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, международная организация гражданской авиации и др.

Реальный характер международно - правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно – правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам специально предусмотренным уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.  Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ.

Мировой правопорядок – это сложная динамическая система взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость междугороднего и национального законодательства, в деление внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).

Мировой правопорядок – это результат согласия интересов государств и народов. Каждое государство – член ООН является самостоятельным суверенном образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно – правовых и внутригосударственных нормативных актах.

Информация о работе Приоритетные задачи внешней политики России