Природа социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

Конфликты – неотъемлемая часть жизни и функционирования общества. Социальная неоднородность общества, дифференциация уровней дохода, власти, престижа, статуса часто приводят к противоречиям в обществе, к росту социального недовольства, к различным кризисам, и даже войнам. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию социальных конфликтов. В конфликтных процессах участвует каждый. В процессе конфликта производятся попытки заставить противника выполнить свою волю, повлиять на его поведение, изменить или устранить его. Под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения[5,с.33].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Характерные особенности природы социального конфликта….5

2. Теории социальных конфликтов………………………………….12

3. Функции социальных конфликтов……………………….……….18

4. Классификация социальных конфликтов……………………….20

Выводы…………………………………………………………………..23

Список использованных источников…………………………….….24

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Индивиды, группы и общества должны поддерживать хрупкую грань между чересчур прочной стабильностью.

   Даже в дружных и сплоченных коллективах бывают случаи, когда кто-то из подчиненных вдруг не поладил со своим руководителем, а тот допустил резкость в его адрес. Это вызывает непонимание, обиду и т.д. Так возникает напряженность. Рассмотрим основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях:

    • Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения.
    • Поведение “трудных” работников.
    • Несовместимость характеров.
    • Неумение найти общий язык.
    • Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т. д.
    • Психологическая несовместимость[3].

 Проблема  взаимоотношений никогда не перестанет  быть актуальной, пока существует  человечество. Даже если самого  человека не очень волнуют  отношения с другими людьми (а  это бывает, когда он не видит,  не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает  ему такую ловушку, из которой  не выбраться, не распутав клубка  взаимоотношений. В этом случае  проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной. 

Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально  оценить положение вещей и  существенно облегчает сосуществование  сторон.

В жизни  любые психологические возмущения, в том числе на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе, влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать “ершистости” и нетерпимости, следовать “золотому правилу” вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.

Недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызвать и такие, казалось бы, простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, все то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются, придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью[1, с.82].

Различия  между людьми являются одной из ведущих  причин конфликтов. Кроме того, на совместимость  влияют такие факторы как:

  • Различное мировосприятие.
  • Различное отношение людей к своим обязанностям.
  • Разное понимание смысла выполняемой работы.
  • Различная степень подготовленности к выполняемой работе.
  • Противоположность интересов.
  • Различие черт характера.
  • Причины возникновения конфликтов[9,с.353].

Большое значение имеет ситуация, в которой  конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Поводом для конфликта на работе могут  служить:

  • События, произошедшие вне производства, например, в личной жизни работника.
  • Болезненное состояние.
  • Усталость.
  • Повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

Основные  причины возникновения конфликтов могут быть трех разновидностей: объективные, псевдообъективные и эмоциональные.

Объективные источники конфликта. Если только не принята политика избегания обсуждения разногласий, то неизбежно найдутся аргументы. Эти аргументы касаются проблемы предмета разногласий. Можно аргументировать, например, свою позицию относительно того, чья очередь выполнять ту или другую работу перед своим коллегой. С помощью аргументов можно отстаивать свою правоту перед руководителем. Аргументы относятся к объективным проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и аргументы нужны для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.

Псевдообъективные источники конфликта. Многие люди сталкивались с тем, что новые отношения доверия и близости рождаются в результате конфликта, даже если его объективные причины не ликвидированы. Более того, такое иногда случается, даже если нет обращения к эмоциональным источникам. В ходе конфликта часто появляются новые темы споров, разногласий, которые не имеют ничего общего с исходными объективными источниками. Между тем, если достигается согласие по основным вопросам, эти, казалось бы, важные, противоречия игнорируются, аргументы в защиту связанной с ними позиции становятся ненужными. Это объясняется тем, что такие, на первый взгляд объективные, источники лишь маскируют истинные интересы людей, участвующих в конфликте. Источники остаются объективными лишь до тех пор, пока представляют собой отражение реальных интересов. Источники становятся псевдообъективными, когда отражают потребности человека. Поэтому можно сказать, что псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные[4,с.104].

Эмоциональные источники конфликта. Конфликт –  это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для  обсуждения, разговора. Необходимо принимать  во внимание и эмоциональные источники  конфликта. Они непосредственно  связаны с базовыми потребностями  людей. Поэтому эмоциональные источники  конфликта можно представить  в следующем виде:

    • Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.
    • Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.
    • Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.
    • Эмоции, связанные с самоиндификацией – с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе – Я, в утверждении собственных ценностей[4].

Полнота данной категоризации в данном случае несущественна. Главное это то, что  эмоциональные источники конфликта  существуют вместе с объективными. С определенной точки зрения они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только в том случае, если воспринимаются, как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей.

Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь  аргументами, мы редко упоминаем  их. Особенно это характерно в деловом  общении, в котором практически  исключена возможность говорить о своих потребностях во власти автономности, самореализации и т.п. Хорошо это  или плохо, но организационные нормы  обычно не предполагают самораскрытия  в плане потребностей. Эти нормы  настолько глубоко внедрились в  нас, что порой мы даже не осознаем эмоциональные источники как  личностных, так и межличностных  конфликтов. В силу этого бывает трудно распознать переживаемые эмоции и ясно описать их. Тем не менее, наши основные потребности всегда остаются с нами, и разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теории социальных конфликтов

 

Происходящие  ныне во многих странах радикальные  изменения механизмов общественного  развития, передел собственности  и власти стимулировали конфликтность  всех слоев общества, которым и  без того в силу социально-экономической  природы присущи различного рода противоречия и столкновения.

Конфликт  делает социальные отношения более  мобильными. Привычные нормы поведения  и деятельности индивидов, ранее  удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются, и порой  без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный КОНФЛИКТ, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов, темпы их осуществления.

Истоки  исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские  философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в  борьбе противоположностей. Мыслители  Древней Греции создали учение о  противоположностях и их роли в возникновении  вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли, отметивший их положительную роль в общественном развитии. Еще более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом, который в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что основу конфликта составляют деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель: одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду  классом».

Уже в  прошлом веке многие мыслители (М. Вебер, Л. Гумплович и др.) исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. С позиций исторического материализма рассматривали СК К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя[7,с.271].

Современное же понятие «социальный конфликт»  было впервые введено в научный  оборот Георгом Зиммелем.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА  Г. ЗИММЕЛЯ

Немецкий  социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах: «Социология» (1908), «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Как возможно общество».

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. В рамках формальной социологии, к которой принадлежал Зиммель, конфликт рассматривался, прежде всего, на макроуровне. Вместе с тем социолог пишет: «Индивид – место, где соединяются социальные нити».

Личность  образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая  другого человека, мы наделяем его  отчасти своими чертами и создаем  «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что  этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые  обладают самостоятельной реальностью  и действуют согласно внутригрупповым  законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы, считает Зиммель. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие – неоспоримый вклад  Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в одном направлении и иметь один исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности  и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

В середине XX в. Оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Наиболее известными представителями этого направления являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др[13].

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА

Информация о работе Природа социального конфликта