Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:24, реферат
Проблема безопасности — классическая в политической системе мира. Государство с момента своего возникновения заботилось о сохранении суверенитета, т.е. о своей национальной безопасности, понимаемой изначально, прежде всего, как недопущение внешней агрессии. В современных условиях это понятие включает и вопросы, связанные с опасностью внутренней дестабилизации. В связи с ростом взаимозависимости мира проблема получает дальнейшее развитие в рамках региональной безопасности и международной.
Все три термина характеризуют государственные и межгосударственные отношения. Они чаще используются в реалистической и неореалистической концепциях.
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Проблема безопасности — классическая в политической системе мира. Государство с момента своего возникновения заботилось о сохранении суверенитета, т.е. о своей национальной безопасности, понимаемой изначально, прежде всего, как недопущение внешней агрессии. В современных условиях это понятие включает и вопросы, связанные с опасностью внутренней дестабилизации. В связи с ростом взаимозависимости мира проблема получает дальнейшее развитие в рамках региональной безопасности и международной.
Все три
термина характеризуют
При этом исходной точкой служило положение, согласно которому необходимая для реализации национальных интересов и влияния на международную ситуацию мощь государства определялась, прежде всего, на основе его военной силы или, по аналогии с компьютерной терминологией, на базе «основной мощи». А не на основе культуры, силе авторитета на мировой арене и другом своего рода «программном обеспечении». В результате проблема военной силы была центральной в международных отношениях и в практическом, и в исследовательском планах.
Ситуация изменилась в конце XX столетия. Одними из первых, кто обратил внимание на невоенные угрозы безопасности, были специалисты в области экономики и финансов, а также окружающей среды.
Другим фактором, повлиявшим на переосмысление проблем безопасности, стала революция в области новых технологий. В результате негосударственные акторы оказались способными играть большую роль в области безопасности, которой у них не было ранее. Это привело к пониманию, что недостаточно строить концепции безопасности, основываясь на том, что угроза может исходить только от другого государства или их группы. С особой очевидностью это показали события 11 сентября 2001 г., когда угнанные террористами самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, а также захват заложников в театральном центре Москвы 23—26 октября 2002 г. Несмотря на то, что цели поражения остались такими же, как и предполагались стратегическими доктринами ведущих государств: крупные города, центральные министерства, ведомства — источник угроз оказался крайне аморфным и неопределенным.
В конце XX столетия многие исследователи, в том числе придерживающиеся реалистических взглядов, для которых характерен акцент на военных аспектах и межгосударственном взаимодействии, стали говорить о возрастании таких факторов в обеспечении национальной безопасности, как образование, развитие новейших технологий, рост экономической мощи, распространение наркотиков, СПИДа и т.п.
В настоящее время продолжаются дискуссии относительно соотношения военно-политических факторов, с одной стороны, и социально-экономических, экологических, информационно-технологических — с другой. Сторонники «широкого» подхода к проблемам безопасности указывают на усиливающуюся роль экономических и других факторов. Их противники возражают: в этом случае проблема безопасности «размывается» множеством существующих в международных отношениях и мировой политике других аспектов.
Еще один важный в теоретическом плане вопрос — соотношение проблем национальной, региональной и международной безопасности. Здесь тоже нет однозначного решения
В связи с этим вопросы международной и региональной безопасности, очевидно, тесно связаны с проблемами международных организаций. В современных условиях среди институтов, которые заняты обеспечением международной безопасности, следует, прежде всего, упомянуть ООН. Значительную роль в вопросах безопасности играют и региональные структуры, особенно в Европе, где они имеют достаточно четкое оформление. Это в первую очередь ОБСЕ, НАТО. Основные проблемы, которые в настоящее время интенсивно дискутируются, — реформирование ООН, с тем, чтобы сделать ее деятельность в области сохранения и поддержания мира более эффективной, а также место и роль НАТО в европейских структурах обеспечения безопасности. С учетом того факта, что эта организация была образована в годы холодной войны с определенными целями и задачами.
Проблема гонки вооружения и разоружения крайне остро стояла в годы холодной войны. В этот период расходы государств на вооружения достигли рекордной отметки (пиком считается 1985 г.). Они и сегодня продолжают сохраняться на довольно высоком уровне, хотя после окончания холодной войны относительная доля в ВВП ведущих государств, затрачиваемая на вооружения, снизилась.
Очевидно, что военная мощь государства определяется не только тем, сколько государство тратит на военные нужды, но и тем, какое именно оружие оно имеет. Характер и количество вооружений были определяющими факторами на мировой арене периода холодной войны. Стороны постоянно наращивали военную мощь, что вело к гонке вооружений.
С появлением ядерного оружия, ЯО и применением его Соединенными Штатами Америки против Японии в августе 1945 г. наступает ядерная эра.
«Официальными» членами «ядерного клуба», или государствами, обладающими ядерным оружием, ЯОГ (англ.: nuclear weapon state, NWS), являются все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — Великобритания, Китай, Россия, США, Франция.
Кроме названных, ядерным оружием обладает ряд других государств: Индия, ЮАР, Израиль, Северная Корея, Ирак.
Некоторые страны, имея необходимые для приобретения ядерного оружия ресурсы, добровольно отказались от него (в частности, Япония, Германия).
Оружие массового поражения требует средств доставки. Их наличие определяет военно-политическое положение государства не в меньшей степени, чем сам факт обладания ядерным оружием и технологиями его производства. Средства доставки подразделяются на два вида — стратегические и тактические.
Одной из наиболее важных в военно-политической области является проблема нераспространения оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного, а также средств его доставки.
Существуют различные подходы к проблеме нераспространения. Авторы, ориентированные на реалистическую традицию исследований международных отношений, в целом более спокойно относятся к этому вопросу, не видя особой опасности в распространении, поскольку, как они полагают, государства будут вести себя рационально и не прибегнут к его использованию.
Противоположную позицию занимают исследователи и аналитики, которые разделяют иные теоретические взгляды. Для них проблема нераспространения крайне важна, поскольку в распространении оружия массового уничтожения они видят одну из основных угроз миру. При этом они не без основания подчеркивают, что государства, и в первую очередь их лидеры, могут не вести себя рационально. Кроме того, в современных условиях особую тревогу вызывают возможность попадания ОМУ в руки террористических организаций, а также опасность техногенных катастроф, связанных с хранением этого оружия, человеческой ошибкой и т.п.
Государства, обладающие ядерным оружием, также довольно чувствительны к вопросам его нераспространения. Они стараются ограничить круг участников, имеющих ЯО и соответствующие технологии. Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Дело в том, что технологии, которые могут быть использованы при производстве ядерного оружия, тесно переплетаются с технологиями, используемыми в мирной атомной энергетике.
Во время холодной войны страны накопили огромный арсенал оружия. Как следствие, вопросы разоружения и контроля над вооружениями остаются и сегодня одними из ключевых в мировой политике.
Значимым импульсом к проведению переговоров по разоружению был Кубинский (Карибский) кризис 1962 г., когда угроза ракетно-ядерного конфликта стала явной. Вскоре после него, в августе 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерного оружия Данные договоренности получили продолжение 5 марта 1970 г. (присоединились 187 стран).
В целом же речь идет о режиме ядерного нераспространения.
Ряд важных договоренностей в области разоружения и контроля над вооружениями был, достигнут в 1970-е годы. Среди них, прежде всего, следует назвать Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Он ограничивает возможности каждой из сторон — США и СССР/России — использовать противоракетную оборону для отражения ядерного удара.
Другими важными документами периода холодной войны в области ограничения вооружений были Временное соглашение и договор по ограничению стратегических наступательных вооружений. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписан в 1991 г. Согласно ему и Россия, и США должны были сократить свои стратегические арсеналы примерно на 30%. В течение последующего года проводились дальнейшие переговоры, и 3 января 1993 г. в Москве был подписан договор.
Еще один Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, или Договор РСМД, подписан в 1987 г. Он направлен на ограничение количества ракет средней и меньшей дальности, а также пусковых установок, которые каждая сторона может разместить в Европе.
В настоящее время остается актуальной проблема сокращения ядерного потенциала, и переговоры в этой области продолжаются.
Важный элемент в области контроля над ядерной угрозой представляет собой создание безъядерных зон, или зон, свободных от ядерного оружия.
Обычные вооружения также находятся в центре внимания политиков и общественности. Они широко используются в современных конфликтах
В 1990 г. был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Он предполагал сокращение обычных вооружений в Европе с учетом имеющихся арсеналов НАТО и Организации Варшавского Договора (ОВД).
Серьезной политической проблемой, особенно из-за распространения внутренних конфликтов, является использование противопехотных мин, которые устанавливаются с целью контроля над территорией. Минные поля в Афганистане, Боснии, Анголе и других конфликтных точках привели к большому количеству жертв среди мирного населения, причем их число продолжает увеличиваться и после окончания конфликта.
На пути контроля над вооружением и разоружением возникает немало барьеров. Прежде всего, нельзя не учитывать, что возможны нарушения договоренностей какой-либо страной. По этой причине большое внимание уделяется различным процедурам. Однако не все вопросы оказываются решаемыми: государства затягивают их проведение, возражают по персональному составу инспекции, как это было, в частности, с инспекциями ООН в Ираке в 1990-х годах.
Серьезную проблему представляет постоянное совершенствование вооружений с внедрением новых научных и технологических разработок.
Существует немало и внутриполитических барьеров на пути разоружения. Ряд аналитиков, в частности, исходят из того, что разоружение вовсе не ведет к уменьшению напряженности. С этих позиций они выступают в политических институтах своих государств, и это влияет на принятие политических решений.
И все же в целом, несмотря на сложности, процесс разоружения и контроля над вооружением имеет поступательную направленность.
КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Не будет преувеличением сказать, что конфликты стары, как мир. Они были до подписания Вестфальского мира — времени, принятого за точку рождения системы национальных государств, есть они сейчас. Конфликтные ситуации и споры, по всей вероятности, не исчезнут и в будущем, поскольку, согласно афористичному утверждению одного из исследователей Р. Ли, общество без конфликтов — мертвое общество.
Говоря о конфликтах конца XX — начала XXI в., следует остановиться на двух важнейших вопросах, которые имеют не только теоретическую, но и практическую значимость.
Ответы на эти вопросы непосредственно связаны с определением характера современной политической системы и возможностью воздействия на нее. Сразу после окончания холодной войны появились ощущения, что мир находится в преддверии бесконфликтной эры существования.
События же в мире стали развиваться так, что количество локальных и региональных конфликтов с применением насилия в мире сразу после завершения холодной войны увеличилось.
В связи с развитием конфликтов сразу по окончании холодной войны и появления их на территории Европы, которая была относительно спокойным континентом после Второй мировой войны, ряд исследователей стали выдвигать различные теории, связанные с нарастанием конфликтного потенциала в мировой политике.
В целом же, если говорить об общей тенденции в развитии конфликтов на планете, то большинство исследователей соглашаются с тем, что после некоего всплеска количества конфликтов в конце 1980-х — начале 1990-х годов их число пошло на убыль в середине 1990-х, и с конца 1990-х годов продолжает держаться примерно на одном уровне.
И тем не менее, современные конфликты создают весьма серьезную угрозу человечеству вследствие возможного их расширения в условиях глобализации, развития экологических катастроф, серьезных гуманитарных последствий, связанных с большим количеством беженцев, пострадавших среди мирного населения и т.п. Озабоченность вызывает и появление вооруженных конфликтов в Европе — регионе, где вспыхнули две мировые войны, крайне высокая плотность населения, множество химических и других производств, разрушение которых в период вооруженных действий может привести к техногенным катастрофам.
Информация о работе Проблемы безопасности и контроля над вооружениями в современном мире