Проблемы безопасности и контроля над вооружениями в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Проблема безопасности — классическая в политической системе мира. Государство с момента своего возникновения заботилось о сохранении суверенитета, т.е. о своей национальной безопасности, понимаемой изначально, прежде всего, как недопущение внешней агрессии. В современных условиях это понятие включает и вопросы, связанные с опасностью внутренней дестабилизации. В связи с ростом взаимозависимости мира проблема получает дальнейшее развитие в рамках региональной безопасности и международной.
Все три термина характеризуют государственные и межгосударственные отношения. Они чаще используются в реалистической и неореалистической концепциях.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

В чем же причины современных  конфликтов? Их развитию способствовали различные факторы. Так, дали о себе знать проблемы, связанные с распространением оружия, его бесконтрольным использованием, непростыми отношениями между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении их взаимозависимости. К этому следует добавить развитие урбанизации и миграцию населения в города, к чему оказались неготовыми многие государства, в частности Африки; рост национализма и фундаментализма как реакции на развитие процессов глобализации.

И все  же среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить перестройку мировой политической системы, ее «отход» от Вестфальской модели, господствовавшей в течение длительного времени. Этот процесс перехода, трансформации связан с узловыми моментами мирового политического развития.

В новых  условиях конфликты приобрели качественно  иной характер. Прежде всего, с мировой арены практически исчезли «классические» межгосударственные конфликты, которые были типичны для расцвета государственно-центристской политической модели мира. В ряде современных конфликтов, направленных на отделение территориального образования и провозглашение нового государства, одна из сторон, заявляя о своей независимости, настаивает именно на межгосударственном характере конфликта, хотя она никем (или почти никем) не признается как государство.

На смену  межгосударственным пришли внутренние конфликты, протекающие в рамках одного государства.

Внутригосударственный характер современных конфликтов часто  сопровождается процессом, связанным  с тем, что в них вовлекается сразу несколько участников (различные движения, формирования и т.п.) со своими лидерами, структурной организацией. Причем каждый из участников нередко выступает с собственными требованиями. Это крайне затрудняет регулирование конфликта, поскольку предполагает достижение согласия сразу целого ряда лиц и движений. Чем больше зона совпадения интересов, тем больше возможностей поиска взаимоприемлемого решения. По мере увеличения числа сторон эта зона сужается.

Надо  сказать, что в условиях внутреннего, особенно затяжного конфликта нередко  ослабляется не только контроль над  ситуацией со стороны центра, но и внутри самой периферии. Лидеры различного рода движений часто оказываются не в состоянии поддерживать в течение длительного времени дисциплину среди своих соратников, и полевые командиры выходят из-под контроля, совершая самостоятельные рейды и операции. Вооруженные силы распадаются на несколько отдельных групп, нередко конфликтующих друг с другом. Силы, вовлеченные во внутренние конфликты, часто оказываются настроенными экстремистки, что сопровождается стремлением «идти до конца любой ценой» ради достижения целей за счет ненужных лишений и жертв. Крайнее проявление экстремизма и фанатизма ведет к использованию террористических средств, захвату заложников. Эти феномены последнее время сопровождают конфликты все чаще.

Таким образом, в довольно обобщенном виде можно сказать, что при изучении процесса формирования конфликтной  ситуации в первую очередь должны быть проанализированы структурные  факторы, а при выявлении формы  ее разрешения — процедурные.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА ПЛАНЕТЕ

Международные аспекты таких проблем, как рост народонаселения, его старение в промышленно развитых странах, загрязнение окружающей среды, непосредственным образом связаны с вопросами глобализации и взаимозависимостью современного мира, а также с хозяйственной деятельностью человека, неравномерностью распределения и ограниченностью природных ресурсов на Земле. В свою очередь вопросы народонаселения и окружающей среды увязаны между собой. Рост народонаселения влияет на окружающую среду, по крайней мере, двояким образом. Во-первых, увеличение численности проживающих на планете влечет за собой потребление большего количества продуктов питания, энергии и других ресурсов. Во-вторых, происходит возрастание экономической активности, что сказывается на загрязнении окружающей среды за счет выхлопных газов, загрязнения воздуха, водных ресурсов и т.п.

Увеличение  численности проживающих на Земле  людей, экологические проблемы влияют на изменение климата, окружающей среды и воздействуют не только на отдельные страны или регионы (хотя некоторые в большей степени испытывают давление тех или иных проблем), но и на все человечество в целом. Именно поэтому они получили название глобальных проблем.

В то же время различные страны и регионы в разной степени подвержены воздействию глобальных проблем и располагают различными средствами для их решения. Отсюда и различные к ним подходы.

Каковы перспективы развития глобальных проблем, среди которых одно из главных мест занимают вопросы демографии? Насколько они угрожают человечеству? Не будут ли демографические вопросы источником новых конфликтов? Или, возможно, эти угрозы сильно преувеличены?

Между тем, несмотря на возможности, открываемые  научно-техническим прогрессом, проблема населения Земли, а также использования человеческих ресурсов продолжает оставаться одной из важнейших в политическом развитии современного мира. Население планеты составляет примерно 6 млрд. человек, причем если обратиться к истории, то можно увидеть, что этот прирост шел неравномерно. Численности в 1 млрд. человечество достигло к первой четверти XIX столетия, 2 млрд. — в середине XX. Затем наблюдается резкий скачок: на 1 млрд. население Земли увеличивается уже каждые 11 лет. И, по оценкам ООН, в последующие 50 лет оно достигнет 9300 млн. человек.

Надо  сказать, что в последние годы прогнозы относительно роста численности  населения стали более сдержанными.

Сегодня говорят о трех вариантах основных прогнозов изменения числа живущих на Земле: резком увеличении; умеренном и незначительном.

Однако важен не только абсолютный показатель населения земного шара, но и его состав (этнический, тендерный, по возрастным группам и т.п.), а также распределение прироста и численности населения по различным регионам мира. Прирост населения осуществляется главным образом за счет стран «Юга». В связи с этим демографические проблемы тесным образом связаны с отношениями «Север—Юг».

Для развивающихся стран, в которых особенно актуальна  проблема увеличения численности населения, характерны высокий уровень рождаемости и многодетные семьи. Однако одновременно здесь высок и уровень детской смертности. В развитых государствах, напротив, довольно низки оба показателя — рождаемости и детской смертности. В среднем если в развитых странах на одну женщину условно приходится 1,6 ребенка, то в развивающихся — 3,4. В последние годы при оценке демографической ситуации все больше внимания обращают на эпидемию СПИДа, которая затронула, во-первых, прежде всего страны «глобального Юга»; во-вторых, молодое поколение.

Крайне высокий уровень  рождаемости в развивающихся  странах ведет к еще большей бедности населения, поскольку семьям необходимо содержать малолетних детей. Однако, как только ВНП на душу населения увеличивается, начинают улучшаться условия жизни. В результате такие государства обычно проходят через так называемый демографический транзит (англ.: demographic transit). В начале этого процесса уровни смертности и рождаемости близки друг к другу. Затем происходит резкое превалирование рождаемости над смертностью (вследствие улучшения здравоохранения, обеспечения продуктами питания и водой). После завершения транзита две эти кривые снова сближаются, но уже за счет значительного падения рождаемости.

Если брать в целом население  земного шара, то сейчас две эти  кривые сближаются. Данная тенденция  получила название стабилизационного отношения (англ.: stabilization rate) и также рассматривается как основание для признания необоснованности пессимистических настроений относительно перенаселения планеты.

В период демографического транзита меняются и другие демографические показатели. Например, повышается образовательный уровень населения, увеличивается средняя продолжительность жизни. Характерное для развивающихся стран преобладание молодого населения (где семьи многодетны, а продолжительность жизни относительно низка) сменяется «лидерством» более старшей возрастной группы.

Для развитых стран, прошедших демографический  транзит, в отличие от развивающихся, характерен либо небольшой прирост  населения, либо даже его спад. Поэтому, по прогнозам ООН, к 2050 г. в развитых странах (за исключением США) будет отмечаться уменьшение численности населения. Ждет сокращение населения и Россию, по некоторым оценкам — до четверти, хотя есть и более оптимистичные прогнозы.

 

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ  МИГРАЦИИ

 

Различия в условиях жизни населения  разных стран, конфликты, нехватка ресурсов порождают такой феномен, как миграция населения. При оценке миграционных потоков возникают сложности: не всегда, например, удается получить точные цифры, потому что довольно большой процент составляют нелегальные иммигранты, т.е. те, кто живет в чужой стране незаконно, а также беженцы. С ними и перемещенными лицами — особые сложности. К последней группе принадлежат покинувшие места прежнего проживания из-за социальных, экологических или политических трудностей, но не имеющие при этом статуса беженца в другой стране, либо оставшиеся в пределах своей страны.

Иммигранты обычно имеют меньшие  доходы, чем коренное население, хотя и большие по сравнению с тем, что могли бы получить на родине. Государства по-разному относятся  к иммигрантам. Дефицит рабочей силы в той или иной области побуждает к приему их на работу. Однако слишком большое число приезжих нередко ведет к социальной напряженности (поскольку они занимают рабочие места) и развитию ксенофобии (т.е. неприятию лиц другой этнической группы); росту националистических настроений и активизации националистических партий; конфликтам на этнической почве; ухудшению криминогенной ситуации в стране. К тому же иммигранты нуждаются в правовой и социальной защите (обеспечении жильем, пенсиями, образованием детей, здравоохранением и т.п.), что лишь расширяет круг проблем.

Миграция населения происходит, как уже сказано, не только между  странами, но и внутри них. В современном  мире прослеживается явная тенденция к перемещению сельского населения в города, что получило название урбанизации. К 2030 г., например, ожидается удвоение численности горожан по сравнению с началом XXI.

Проводить политику в области народонаселения  можно поощрением рождаемости, выдачей дополнительных пособий на детей, социальной защитой многодетных семей и т.п. Как и наоборот: ограничивать рождаемость экономическими средствами или законодательными нормами. Индия одна из первых стран, которая еще в начале 1950-х годов приняла программу планирования семьи.

Проблемы народонаселения  и развития стали рассматриваться в тесной увязке. Заявлено было, например, что вопрос о стабилизации темпов увеличения населения земного шара может быть решен только в контексте более широкого комплекса проблем экономического и социального развития. Подчеркивалось также, что при контроле за численностью населения необходимо уделять больше внимания не только экономическим, но и гуманитарным аспектам, связанным с образованием, раскрытием творческого потенциала человека, которые выходят на первый план в начале XXI столетия.

 

 

 

ГЕОЭКОНОМИКА

 

Геополитика анализирует отношения между  homo politicus и пространством. Эта дисциплина учитывает, разумеется, влияние пространственных факторов на политические решения и на отношения в области политики, а также воздействие политической ситуации на организацию пространства и контроль над ним. Если геополитика не намерена замкнуться в механистическом детерминизме, она должна рассматривать человека и пространство в их постоянном и разнообразном взаимодействии.

Но в конце  XX века в русле геополитики возникло новое течение - геоэкономика, Как указывает ее название, данная дисциплина изучает взаимодействие между homo economicus и пространством: влияние пространственных факторов на сферу производства и распределения товаров, использование пространства для развертывания экономической деятельности. Эта формулировка позволяет утверждать, что очень многие светлые умы неосознанно занимались геоэкономикой.

Геоэкономика  предполагает сочетание географии, истории и экономики.

Почему же геоэкономика возникла как отдельная  дисциплина в конце XX века? На наш взгляд, это произошло в результате взаимодействия трех факторов.

1. Усиление  взаимозависимости, создание сетей.  Развитие телекоммуникаций, интенсификация  потоков, в частности, «нематериальных» (таких, как потоки информации, перемещение капиталов), ознаменовали  «конец географии». Пространство  и время перестали играть решающую  роль. Фактически возникла новая  география; будучи чрезвычайно  мобильной, она диктуется экономическими  потоками, локализацией и перемещениями  сфер деятельности, в которых  создаются и потребляются богатства.  Так появились геоэкономика, геофинансы, геоинформация, геотехнология... Однако  экономика была и будет немыслима  вне времени и пространства.

2. Падение  железного занавеса, крах коммунистических  экспериментов. На протяжении  большей части XX века крупные идеологические конфликты (между либерализмом, фашизмом и коммунизмом с 1918 по 1945 год; между плюралистической демократией и коммунизмом после второй мировой войны и до 1989 года) способствовали тому, что политико-стратегические элементы (вооруженные силы, ядерные арсеналы, средства доставки) превратились в важнейший критерий мощности государства. В конце XX века нельзя с уверенностью сказать, что конфликты идеологического характера окончательно отошли в прошлое (остается риск столкновений между сторонниками западных моральных ценностей и исламистами, между защитниками демократических принципов и националистами), но такие конфликты протекают в различных формах, в разных местах и лишь в исключительных случаях в них участвуют крупные государства и, тем более, блоки государств. Теперь мировое пространство не делится больше на отдельные фрагменты постоянными линиями раздела (примером таких линий являлся железный занавес в период с 1947 по 1989 год). В то время решающим критерием мощи и даже выживания государств была их способность адаптироваться к международному технико-экономическому соревнованию. Роль геоэкономики сводилась к анализу изменений конфигурации, связанной с указанным критерием.

Информация о работе Проблемы безопасности и контроля над вооружениями в современном мире