Проблемы развития конфликтов между ветвями власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам.Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученных способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания- конфликтологии.[[

Содержание работы

Введение. 2
ГЛАВА 1. Политическиеконфликты. Характеристика. Пути разрешения. 4
1.1. Общая характеристикаконцепции политических конфликтов. 4
1.2. Конфликты при разделении властей. 10
1.2.1. Конфликты в парламенте. 11
1.2.2. Конфликты в законотворческом процессе. 12
1.3. Алгоритм действий. 12
ГЛАВА 2. Конфликты между ветвями власти. 19
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание. 19
ГЛАВА 3. Проблемы разрещения. 23
Заключение. 28
Список литературы… 30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Конфликты  при разделении властей

В реальной жизни функциитрех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступаютв противоречия, перерас-тающие порой в самые серьезные конфликты (например,вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.).Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти всудебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешатьсялегитимными, конституционными средст-вами. Конституция достаточно полноописывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу дляразделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт междувластя-ми. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Этокасается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г. юридического прецедентапо отрешению президента РФ от должности на основании выдвинутогоГосударственной Думой обвинения в уго-ловном преступлении по пяти пунктам.

Конфликты на высшемуровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждымиз органов власти своей ком-петенции, предусмотренной Конституцией и законами.

На высшем государственномуровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается наПрезидента как гаранта со-блюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такуюсдерживаю-щую роль должны играть главы администрации, представительные ису-дебные органы.

Техника предупреждения иразрешения конфликтов между властями включает:

1.   систематические переговоры междуглавами и представителями со-ответствующих органов и ведомств (Президентом ипарламентом, мини-страми и депутатами и т.д.);

2.   обмен документами;

3.   работу согласительных комиссий. [[9]] 

1.2.1. Конфликты  в парламенте

В парламенте (Федеральномсобрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты междуполитическими партиями, фракциями, отдельными депутатами.

Основные способыразрешения конфликта в парламенте:

1.   навязывание воли одной или несколькихгрупп депутатов другим участникам. Это происходит в основном в итогеголосования, при кото-ром принимается решение большинством голосов;

2.   компромисс, для достижения которогоиспользуются различные про-цедуры;

3.   консенсус, представляющий собойосознанную форму социального партнерства, согласия, единодушия.

/>  

1.2.2. Конфликты  в законотворческомпроцессе

В соответствии сКонституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклоненияСоветом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешаетсяследующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоленияразногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторнорассматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма применяется вомногих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованномурешению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, которыйбудет считаться принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числадепутатов Думы. Регламент Государственной Думы подробно описываетсогласительную про-цедуру при повторном рассмотрении законопроектов,отклоненных Советом Федерации. После этого голосования законопроектнаправляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликтв парламенте уже не будет возобновлен).[[10]]

 
1.3. Алгоритм действий

Алгоритм действий вконкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования.Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, чтоэффективность переговоров как средства урегулирования споров и конфликтовсущественно повысится, если в основу переговоров будет положен принцип решенияпроблем, а не принцип максимизации выигрыша.

Урегулирование конфликтаподразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основныхполитических сил баланса властных полномочий в том пилиэтническом обществе, гдеэтот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

Еще один вариант выходаиз конфликта – это его саморассасывание, то отмирание без осуществлениякаких-либо изменений. В настоящее время в России сохраняются идеологическиепредпосылки для дезинтеграционных тенденций и конфликтов – это использование вофициальном дискурсе концепта коллективных прав этнических групп итерриториальных коллективов, а также проекция социальных проблем общества какпроблем межгрупповых или межэтнических и восприятие в качестве приоритетанациональной политики административной целесообразности, а не защиты правовогопорядка.

Наиболее серьезнаяпроблема связана с полиэтническим характером населения. Федеральное СобраниеРоссии стремится давать своевременную оценку и предпринимать меры в отношениидискриминационного поведения должностных лиц, прежде всего сотрудниковправоохранительных органов, поведения средств массовой информации. Онопротиводействовало принятию нормативных актов на уровне как федеральном, так ирегиональном, местном, которыми легализовались военизированные структуры типаказачества или национальных гвардий, а также ношение оружия гражданами.[[11]]

В сфере законодательногорегулирования наиболее серьезными недостатками вместе с тем оставалисьотсутствие антидискриминационного законодательства, декларативность рядапринятых законов, использование в них концептов групповых прав и отсутствиемеханизма ответственности государственных органов за поддержание культурнойинфраструктуры представителей меньшинств.

Роль международныхорганизаций, иностранных государств и внешней научной экспертизы являютсяпротиворечивой и поэтому требует осторожного и взвешенного подхода со стороныорганов государственной власти Российской Федерации.

В плане общей стратегии идоктрины государства в связи с этим высшая законодательная власть стремитсяснимать из официальных документов и прочих текстов, исходящих отгосударственных органов и должностных лиц, все высказывания, имеющие отношениек поддержке идей групповых прав, так называемого «национального возрождения»,национального развития, национальных интересов народа, и, наоборот, усиливатьиндивидуальную, общегражданскую ориентацию, антидискриминационную политику,усиливать и подчёркивать тенденцию, заложенную в законе 1991 года «Огражданстве Российской Федерации», утверждающем Российскую Федерацию какправопреемника СССР и т. д.

В то же время ФедеральноеСобрание РФ стремится использовать все средства, Конституционный суд в первуюочередь, для приведения региональных нормативных актов в соответствие сКонституцией и федеральным законодательством, создавать и укреплять единуювертикаль исполнительной власти, минимизировать влияние глав субъектовФедерации на назначение руководителей территориальных подразделений федеральныхслужб и ведомств, не снижая, конечно, значимости региональных органов власти.

В областизаконотворческой деятельности комитеты и фракции Федерального Собраниявыступают с различными инициативами, например, о внесении поправок в Закон «Оязыках народов РСФСР» в такой реакции, которая сводила бы к минимуму илиисключала возможность увольнения или отказа в трудоустройстве по причиненедостаточного владения официальным языком республики в составе Российской Федерации.

Депутаты ГосударственнойДумы, члены Совета Федерации выступали с предложением о внесении поправок вЗакон «О реабилитации репрессированных народов», который недостаточноквалифицированно был принят в 1991 году с целью примирить прошлое, осуществитьколлективно-территориальную реабилитацию народов (чем воспользовалась, преждевсего, политическая элита), спорным при этом явился вопрос о сохраненииказачества в списке реабилитированных общностей и о внесении поправок в основызаконодательства РСФСР о культуре 1992 года, декларирующие групповые права.Подготовка и принятие законов о репатриации и политике в отношениисоотечественников за рубежом могут сыграть провокационную роль, особенностремление провозгласить всех выходцев из России соотечественниками, выдать имудостоверения и предоставить особые права. Здесь следует иметь в виду, что речьидёт о половине населения Израиля и о доброй трети населения Соединённых ШтатовАмерики, и предоставление им каких-либо прав, льгот в смысле гражданства,деловой деятельности может привести к негативным последствиям. Это было учтеноФедеральным Собранием при обсуждении подобных вопросов.

Федеральное Собрание наоснове анализа сложившейся практики нужно принять новую реакцию Закона «Обеженцах» с чётко прописанным механизмом предоставления статуса беженца всоответствии с международными обязательствами России и пакет подзаконных актов,позволяющих установить правовой статус беженцев из стран «третьего мира».Представители законодательной власти добивались внесения поправок в Уголовныйкодекс Российской Федерации и изменения позиций по ряду вопросов – овооруженных формированиях и участии в них, — в частности исключения всякойпередачи государственных функций общественным формированиям. Одним из средствопределения алгоритма действия сторон при разрешении конфликта служит принятаяи утверждённая в июне 1996 года Указом Президента России Концепциягосударственной национальной политики Российской Федерации. Она обсуждалась напарламентских слушаниях 19 марта 1996 года и определила основные цели и задачи,пути развития новых федеративных отношений, национально-культурногосамоопределения народов России, основные направления программ их развития имежнационального сотрудничества, а также механизмы реализации национальной политики.Её одобрение имеет важнейшее значение, создает правовую, идейную, политическуюоснову деятельности всех ветвей и органов власти, политических сил иобщественных организаций. [[12]]

Огромную роль впредотвращении конфликтов и в межэтническом согласии в современных условияхиграют средства массовой информации, которые не должны быть транслятором толькоодной культуры и одного языка, хотя существование каналов информации ипериодических изданий от имени этнических общин является нормой длямногонациональных государств как на общенациональном, так и на местном уровне.В России уже достаточно накопилось негативного потенциала в сфере бытовогосознания населения, и многое из этого порождено не конкретным опытомповседневного общения людей, а разжигающими рознь выступлениями и сочинениямипредставителей интеллигенции. В стране необходима масштабная реабилитационнаяпрограмма межэтнической толерантности, которая должна начинаться с семейноговоспитания и школьного образования на основе прогрессивной концепциимногокультурности. Особая роль в формировании этнических интересов принадлежитинтеллектуальной элите. Излишне агрессивных интеллектуальные сочинения иформулировки в ряде случаев могут спровоцировать вспышку конфликта. Так, борьбамежду Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией началась как войнафилологов, историков и журналистов. Интеллектуальные лидеры могут сыгратьположительную роль и в разработке новых концепций национального государства.Необходим переход к понятию государства как поликультурного образования,сохраняющего внутри себя различные и не смешивающиеся культурные единицы.

Главным приоритетом вполитике Российской Федерации в отношении её новых ближних диаспор – это нетолько русские, но и татары, осетины, лезгины и даже эвенки, около половиныкоторых живёт в Китае, — являлось и является содействие всеми доступнымисредствами и мерами равноправной интеграции этнических соотечественников вновых государственных образованиях с сохранением их культурной отличительностии обеспечением связанных с этим интересов и прав. Реальное место русскоязычныхобщин, в которые входит и значительная часть титульного населения, в экономике,социальной и культурной жизни таких государств, как Украина, Казахстан, Латвия,Молдова, Эстония, столь велико, что они вправе рассчитывать на болеесправедливое представительство в органах власти и такие государственныегарантии сохранения своей культурной отличительности, как официальноедвуязычие. Эти назревшие перемены будут соответствовать и международно-правовымнормам, опыту других государств. Рано или поздно конфликт и внутренние войнызаканчиваются, в большинстве случаев не принося никаких результатов вдостижении ранее поставленных целей. В России и других постсоветскихгосударствах деморализованное и граждански недостаточно зрелое, отравленное вцелом ряде мест националистической пропагандой население, от имени которого и винтересах которого якобы лидеры и активисты начинали войну, ещё не способно вполной мере предъявить счёт ответственности.[13]Но в любом случае приходится восстанавливать гражданский порядок и руины,оставленные конфликтом. Вчерашних врагов нужно примерить, а требования«победителей» согласовать с реальностями продолжающегося совместногосуществования в одном государстве. В некоторых благоприятных случаяхсохраняется и должна быть использована возможность признания конфликтовавшимисторонами нанесённого урона для всего общества и заявление о необходимостивоссоздать неразделённое гражданское общество на обновлённой основе. В этомслучае можно приступать к созданию новых государственных институтов на условияхнационального примирения. При этом должны предприниматься сознательные усилияобратить зло во благо. Восстановительный процесс должен быть этническибесстрастен, и все его участники должны заявить о приверженности принципуобщегражданского государства. В любом случае должны состояться освобождениезаложников, обмен пленными, предание земле погибших, причём эти мерынедопустимо превращать в повод для прославления конфликта. Жертвы войны должныполучить компенсацию, а беженцы – вернуться в свои дома, если этопредставляется возможным. Эти акции легче осуществить при наличии законов,запрещающих присвоение частной собственности в условиях массовых беспорядковили вооруженного конфликта. Раненые и потерявшие кров должны быть обеспеченымедицинским обслуживанием. В особой заботе нуждаются дети, потерявшиеродителей, и женщины, подвергшиеся насилию.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Конфликты между ветвями власти 

 

2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема икраткое описание

Главный региональный внутривластныйконфликт связан с противостоянием областной администрации и администрациигорода Волгограда. Основные причины конфликта, по мнению экспертов, следующие:дележ денег, поступающих в бюджет (область последние четыре года урезает бюджетВолгограду — единственному в области городу-донору), и демонстрация амбицийобеими администрациями с использованием имеющихся в их распоряжении властныхвозможностей.

Каждый из оппонентов ищетсоюзников среди директоров крупных предприятий, банкиров, предпринимателей.Политическими союзниками губернатора Н.Аксюты являются народно-патриотическийблок и КПРФ. Мэр Волгограда Ю.Чехов нашел поддержку у движения «Отечество».Рядовые граждане наблюдают за противостоянием практически индифферентно.Эксперты считают, что федеральные власти не должны вмешиваться в этот конфликт,поскольку он не выходит за рамки конституции.

Мнения экспертов оперспективах разрешения ситуации разделились. Одни уверены, что это конфликткорпораций, а не личностей: он подогревается неблагоприятной экономическойситуацией и будет существовать до тех пор, пока не начнется экономическийподъем. Другие связывают надежду на погашение конфликта со сменой действующихлиц: на 3 октября в Волгограде намечены выборы мэра, и если место Ю.Чеховазаймет С.Агапцов (директор завода и председатель комитета областной Думы) илиИ.Шабунин (экс-губернатор), то конфликт будет прекращен. По мнению журналистов,в первом случае конфликт утихнет потому, что С.Агапцов, как и губернатор, — член КПРФ, во втором случае — потому, что И. Шабунин, будучи мудрым человеком,не станет конфликтовать ради удовлетворения собственных амбиций.

Конфликтуют сгубернатором и главы двух районов области — Котовского и Жириновского. И здесьв основе разногласий — вопросы формирования и распределения региональногобюджета: губернатор полагает, что вклад этих нефтяных районов в бюджет областидолжен быть большим. База такого рода внутренних конфликтов была заложена,когда областная Дума приняла (несмотря на протест 13 районов) Закон о формированииФонда поддержки территорий. В этот корпоративный Фонд забираются доходыгородов, из него область помогает тем, у кого хуже обстоят дела.

Можно полагать, что этиконфликты порождены прежде всего несовершенством межбюджетных отношений, атакже тем, что не работает Закон о финансовых основах местного самоуправления.по мнению экспертов, глубинная причина конфликтов такого типа — в слабостипрезидентской власти и отсутствии стабильного правительства. Некоторыежурналисты считают, что конфронтации удалось бы избежать, если бы главысубъектов федерации и администраций областных городов не выбирались, аназначались из Москвы; однако федеральному центру выгодна существующая ситуация- она позволяет проводить политику под лозунгом «разделяй и властвуй».

Информация о работе Проблемы развития конфликтов между ветвями власти