Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:51, курсовая работа
Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам.Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученных способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания- конфликтологии.[[
Введение. 2
ГЛАВА 1. Политическиеконфликты. Характеристика. Пути разрешения. 4
1.1. Общая характеристикаконцепции политических конфликтов. 4
1.2. Конфликты при разделении властей. 10
1.2.1. Конфликты в парламенте. 11
1.2.2. Конфликты в законотворческом процессе. 12
1.3. Алгоритм действий. 12
ГЛАВА 2. Конфликты между ветвями власти. 19
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание. 19
ГЛАВА 3. Проблемы разрещения. 23
Заключение. 28
Список литературы… 30
Эксперты уверены, что входе парламентских выборов данный конфликт выльется в политическоепротивостояние по причине «неоднородного цвета власти» в области, хотя сами посебе действующие партии здесь никакого влияния не имеют. Реальную политикуделают корпорации, сформировавшиеся вокруг губернатора и глав администрацийгородов (в первую очередь Волгограда). СМИ включены в процесс борьбы: их точкизрения зависят от того, кому принадлежит то или иное издание.
Другие внутрирегиональныеконфликты
Обозначенные экспертамилинии внутрирегиональных конфликтов, в которых хотя бы одна из сторон неявляется непосредственным элементом властной структуры, можно классифицироватьследующим образом:
— власти — промышленныепредприятия;
— банки — промышленныепредприятия;
— власти — предприниматели;
— власти — СМИ;
— работодатели — наемныеработники;
— межнациональные имежконфессинальные конфликты.
Власти — промышленныепредприятия. Суть многочисленных конфликтов между предприятиями и властями — налоговые претензии последних. Кроме налогов предприятия обязывают вноситьденьги в так называемые «внебюджетные фонды», полностью подконтрольные властям.К настоящему моменту из-за непомерных налогов 400 предприятий ушли изВолгоградской области в оффшорную зону Калмыкии. Журналисты подчеркивают, чтопредприятия очень редко выступают инициаторами конфликтов с властями,предпочитая обходные пути. Исключение составляют организации «Каустик»(директор Болотин) и «Волгоградмясомолторг» (директор Савинков), выражающиепубличное недовольство областной властью. Журналисты интерпретируют это не какнесогласие с губернатором по каким-либо серьезным проблемам, а как демонстрациюлояльности к противоположному лагерю — городским властям.
Банки — промышленныепредприятия. Один из крупных конфликтов возник между столичными и местнымибанками, с одной стороны, и волгоградским заводом «Красный октябрь» — с другой.Финансисты хотят завладеть заводом, власти же помогают предприятию выстоять.Ради сохранения предприятия под контролем региона временно помирились даже мэрВолгограда и губернатор области, прежде конфликтовавшие из-за кандидатур напост директора завода. В итоге солидаризации кандидат от одной стороны сталдиректором, а от другой — заместителем, и есть надежда на то, что власти неотдадут завод банкам.
Власти — предприниматели.Основная причина частых проявлений противостояния этого типа, по высказываниямэкспертов, — экономическая. Предприниматели протестуют против произволаналоговиков, введения новых налогов («невменяемый налог») и кассовых аппаратов.Они периодически выходят в пикеты и на митинги. Эксперты упоминают забастовкучастных «извозчиков», а также протестные акции предприятий малого и среднегобизнеса. Власти иногда идут на уступки.
Власти — СМИ. Наиболеераспространен тип «диагональных» конфликтов — когда газеты одного лагерякритикуют власти другого лагеря. Такого рода перепалки возникают постоянно,однако резкого противостояния СМИ и властей нет, как нет и цензуры.
Власти пытаютсявоздействовать на неугодные им СМИ через суд. Журналисты говорили о постоянныхсудебных исках властей к тем или иным изданиям, в зависимости от того, к какомулагерю принадлежит газета или редакция электронных СМИ.
Работодатели — наемныеработники. Журналисты упоминали об акциях протеста бюджетников и работниковпредприятий. Забастовки проходили на Тракторном заводе, заводах «КрасныйОктябрь» и «Ахтуба». Во время опроса продолжалась бессрочная забастовкакоммунальщиков в Руднянском районе. Причины — различные невыплаты, задержкизарплаты.
ГЛАВА 3. Проблемы разрещения
Наиболее заметное,противостояние —
между губернатором и главами администраций
Волгограда инекоторых районов Волгоградской
области — будет сохраняться еще долгое
время,так как отсутствует идеология вертикального
подчинения всех структурисполнительной власти. В
основе конфликтов этого рода — несовершенствозаконодательства
В СМИ эти конфликтыосвещаются по-разному, в зависимости от принадлежности издания к тому или иномулагерю. Необходимость вмешательства федеральных властей в конфликты междурегиональными и местными властями и его эффективность вызывают у экспертов сомнения.По мнению некоторых журналистов, федеральные власти заинтересованы в подобныхконфликтах, так как внутренняя борьба препятствует образованию сильнойоппозиции центру. Эксперты считают, что федеральные власти должны влиять наконфликтные ситуации законными мерами, усиливать эффективность правовыхсредств.
Конфликты властей сразличными хозяйственными субъектами укладываются в общую и актуальную сегоднядля России тему: перераспределение собственности на уровне регионов. Власти икоммерческие банки конфликтуют между собой за контроль над производством ифинансовыми потоками предприятий. Конфликты такого рода в Волгоградском регионечасто заканчиваются тем, что предприятия «уходят в оффшорную зону» — вКалмыкию, лишая тем самым регион налоговых поступлений.
Конфликты властейВолгоградской области с мелкими и средними предпринимателями отмечены растущейсплоченностью последних. Им удается добиться частичного снижения налоговогобремени, используя публичные акции, однако база для противостояния остается,так как отношения местных властей с мелким и средним бизнесом законодательно неурегулированы.
Конфликты властей сосредствами массовой информации проходят в Волгоградском регионе по основнойлинии противостояния: власть региона — местная власть. Поскольку силы двухосновных властных субъектов (администраций области и города Волгограда)примерно равны, борьба через прессу идет с переменным успехом и ограничиваетсялегальными формами (судебными процессами против того или иного издания).
Конфликтный потенциал пооси противостояния «работодатели — наемные работники» в Волгоградском регионе вцелом идет на убыль. Работники, пережив период протестных выступлений в защитусвоих предприятий, устают от безденежья и нервного напряжения и простоувольняются. Акции протеста продолжаются в основном на тех предприятиях,работники которых не могут найти альтернативных источников заработка.
Острых межнациональных имежконфессиональных конфликтов на момент опроса в Волгоградском регионе ненаблюдалось. Конфликты между разными национальными кланами кавказцев носятхарактер криминально-экономических разборок, а выступления «Русской общины» невоспринимаются журналистами и населением всерьез.
Анализ выделенныхконфликтных ситуаций в регионе Волгоградской области показывает, что во всемразнообразии приведенных фактов отчетливо просматривается общее:
1. типичные конфликтныелинии в сферах управления и экономики;
2. базовые причины,вызывающие
3. некоторые тенденцииперехода
конфликтов в политическую
Схожесть линийпротивостояния обусловлена географическим положением региона, их политическойконфигурацией, объемом ресурсов власти и т.д.
В основе большинстваконфликтов лежат тесно взаимосвязанные проблемы формирования бюджета (объемыотчислений в областной бюджет, налоги, дотации, федеральные транши и т.д.) иуправляемости (выстраивание властной вертикали, контроль над предприятиями,контроль над СМИ).
Типичным для большинстварегионов является конфликт двух субъектов власти: администрации области, с другойстороны, и мэрии главного областного города, либо города-донора — с другой. Этопротивостояние носит постоянный характер и обостряется в моменты утверждениябюджета. Причину обделенности областных центров и других городов-доноров явиджу не только в объективной необходимости материально поддерживать убыточныесельские районы, но и в политических соображениях губернаторов: сельскиерайоны, как правило, более управляемы. Регулярное получение губернских дотацийставит местные власти и население в жесткую зависимость от «доброй воли» главыобластной администрации. Это проблема не только выживания российской«глубинки», но и управляемости — недаром многие губернаторы недовольны тем, чтоместная власть не назначаются ими, а избирается населением. Долги бюджета позарплате погашаются в тех районах, население которых лояльно к губернатору.
Базовую причинуконфликтов этого типа мы видим в несовершенстве Закона о местном самоуправлении(разграничение полномочий и ответственности между властными субъектами) и системыраспределения бюджета. Эти конфликты в момент выборов губернатора или областнойДумы принимают подчас политическую окраску, но на самом деле в их основе лежатне политические разногласия, а проблемы границ властных полномочий.
Большинство экспертов весьмаскептически оценивают возможности прямого вмешательства федеральных властей вэти конфликты, поскольку меры, принимаемые Центром по какому-либо конкретномуповоду, вряд ли устранят базовые причины противостояния. Кроме того, в Москвеесть силы, лоббирующие как исполнительную, так и законодательную власть,поэтому вмешательство вряд ли будет адекватным проблеме.
Желательным было бызаконодательное решение проблем, общих для конфигурации власти в регионах.
Во-первых, это изменениеЗакона о местном самоуправлении;
во-вторых, — нормативноерегулирование процесса формирования областного центризбиркома;
в третьих, — контрольсудебной системы и прокуратуры.
СМИ в регионах частонапрямую связаны с какой-либо из властных или хозяйственных элит, включенной вконфликтную ситуацию. Созданные областной администрацией или властямигубернского города, СМИ защищают интересы своих учредителей и хозяев, критикуяоппонентов. Региональные издания, не зависимые ни от одной из конфликтующихсторон, чаще всего образованы крупными столичными информационными корпорациями.Региональные власти стараются либо поставить под контроль нелояльные к ним СМИ,либо мешают их работе. Журналисты, в свою очередь, изобретают свои способыпротивостояния: создают новые издания взамен закрытых, уходят «под крышу»крупной промышленной структуры или находят покровителей в Москве.
Наиболее типичныеконфликты между властями и промышленными предприятиями в регионах связаны собщим для сегодняшней России процессом перераспределения собственности. Властистремятся переподчинить себе работающие предприятия с помощью банкротства,предоставления кредитов одним предприятиям и лишения этих кредитов других,проведение операций с акциями. Банки все чаще оказываются в проигрыше там, гдеих интересы сталкиваются с интересами областных властей, но наиболее страдающейстороной становятся работники предприятий, поскольку ни эффективный менеджмент,ни упорный труд не способны спасти от банкротства организацию, которую по темили иным соображениям решил «задушить» губернатор. Эксперты отмечают, что этаборьба губернаторов за собственность не только создает экономическую базурегионального сепаратизма, но и пагубно сказывается на производстве. Областноеруководство предпочитает лояльность эффективности; если же на очередныхгубернских выборах побеждает оппонент действующей власти, это означаеточередное разорение уже не единожды разоренного предприятия с тем, чтобыпередать его в руки очередного властного владельца. Конфликтов этого типа нет втех регионах, где объекты собственности уже поделены, и нет претендентов,желающих передела (в Вологодской области).
Хронический характерприобретают конфликты властей с мелкими
и средними предпринимателями.
Для протестной активностинаемных работников характерен в последнее время заметный спад. Объясняется это,по мнению экспертов, тем, что предприятия, ставшие акционерными обществами,либо постепенно поправили свои дела, либо окончательно разорились, и персонал«ушел на рынки», отчаявшись дождаться своей востребованности.
Заключение
Таким образом, подводяитог данной работе, можно сделать вывод о том, что применительно к политическимконфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений,способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших политическихситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом идемократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочитьвсе возникаемые в нем отношения. И поэтому, отдавая праву прерогативу в разрешенииполитических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признанииего цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. [[14]]
Применение права в регулированииполитических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либовтянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения,уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование,что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственномприменении. В социологическом плане необходимо различать два уровня развертыванияконфликта.
Во-первых, это — конфликтв масштабах всего политического пространства; как правило, это — конфликт поповоду легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятиявластных структур. Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властныхструктур по поводу объема властных полномочий. [[15]]
В этой борьбе сутьполитического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задачерасширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеваниюнового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.
Информация о работе Проблемы развития конфликтов между ветвями власти