Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.
За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.
Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.

Файлы: 1 файл

происхождение политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуализированная, связанная  с выделением особого статуса  вождя племени.

Институционализированная, связанная с появлением особого института - государства (рис.).

Первые две формы власти носят  догосударственный характер, а такие  общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение  политики исследователи ассоциируют  с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

      С появлением государства  (первые государства возникают  5 тысяч лет назад в Месопотамии  и Египте) связан переход от  неполитической (племенной кровно-родственной)  к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества с помощью рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

Природа политики

Хотя сущность политики исследуется  в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные  понимания политики:

     1. Исторически первое  определение политики как управления  обществом актуально и в современной  политологии. Политика трактуется  как деятельность по управлению  какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта  деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

     2. Субстанциональный  подход, указывая на сущность  политики, подчеркивает ее прямую  связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

     3. Институционный подход  делает акцент на организации,  в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

     4. Социологический подход  связан с рассмотрением общества  как структуры, состоящей из  разнообразных групп, обладающих  собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть2. Именно это определение политики мы в дальнейшем будем использовать как рабочее.

     5. Телеологический подход  трактует политику как особую  форму человеческого существования,  связанную с целедостижением  и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента3.

     Столь непохожие определения  политики по-разному решают вопрос  о значимости политики в жизни  общества.

     Согласно консенсусному  подходу, политика - это сфера  объединения всех членов общества, когда общественные проблемы  разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

     Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

     Рассматривая проявления  политики, следует признать недопустимость  абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два  начала.

     Первое начало связано  с тем, что общество постоянно  воспроизводит социальное неравенство, т.к. большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Широкую известность получила трактовка сущности политики как механизма распределения ценностей в обществе, которая была обоснована Г. Лассуэллом. Он определил политику как процесс определения того, "кто, что, когда и как получает". Подобное понимание политики дает объяснение стремлению индивидов и социальных групп к государственной власти. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.

     Второе начало политики  видится в поиске интегрирующей  доминанты, без чего общество  бы распалось. В этом проявляется  потребность ограничить влияние  на общество фактора случайности  и непредсказуемости. Поэтому  политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

 

2. Структура политики, её роль в обществе.

Представления о политике очень  разнообразны. Так Вебер писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.

В современной политической науке  нет однозначного определения термина  «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием  свойств. Выделяют три основные группы определений политики:

1. социологические, характеризующие  политику через другие общественные  явления - экономику, право, мораль, культуру;

2. субстанциональные, ориентирующие  на раскрытие первоосновы политики;

3. научно сконструированные, раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.

Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование, судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения - отношения  распределения и использования  государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Специфическое взаимодействие, возникающее  между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций  составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.

Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры  и отлаженной социальной политики государства.

Социальная структура - совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее развития - лежит общественное разделение труда, в результате которого общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс, интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности. Социальные группы - динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве людей по поводу удовлетворения их потребностей.

В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических  отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:

1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и рабовладельцев).

2. Феодальная структура (взаимодействуют  класс феодалов и класс крестьян + сословия и различные группы  интеллигенции) 

3. Капиталистическая структура  (взаимодействуют буржуазия и  рабочие. Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники)

4. Социалистическая структура - рабочий класс является основным.

Социальная структура общества - это явление динамическое. Основными  тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой дифференциации и мобильности.

Развитие социальной структуры  общества постоянно нуждается в  регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики:

- Улучшение и подъем уровня  условий жизни населения страны 

- Сглаживание или ликвидация  социальных противоречий, достижению  определенного уровня равновесия в обществе

- Повышение благосостояния и  культуры 

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных  социальных гарантий, регулирования  образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской  инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия неотделимы и взаимообуславливают друг друга.

Место и роль классов  и социальных групп в политике.

Наряду с индивидуальными субъектами в политике действуют социальные (совокупные) субъекты, цели и действия которых отражают коллективное сознание индивидов, объединенных на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность социального субъекта является интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и отличается от простой суммы их персональных качеств. При этом коллективное сознание того или иного социального субъекта может противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в той или иной общности, и вынужденных считаться с совместно выработанными ценностями.

В роли социальных субъектов политики могут выступать классы и социальные группы, когда они оказываются  в противостоянии с другими общностями или же во взаимодействии с некоторыми из них, но в конфликте или сотрудничестве с существующей политической властью.

С точки зрения марксизма основными  социальными субъектами политической жизни являются общественные классы. Борьба классов - это основное содержание политической жизни, средство решения  всех наиболее важных жизненных проблем. По определению классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства. В этом определении делается акцент на экономические отношения людей. А они, с точки зрения марксизма, проявляются прежде всего как интересы.

Такой анализ, в котором класс  рассматривается как основной субъект  политической деятельности уже в  начале XX века был подвергнут критике. Американский политолог А. Бентли указал, что понятие «класс» -- это слишком большая общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не пригодно для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов, по определению А. Бентли, -- это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. Таким образом был найден иной более узкий эмпирический субъект политики, определенная часть, слой, фракция класса.

Политология использует понятие социальной группы в более узком значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических решений в свою пользу.

Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер борьбы социальных интересов.

 

Функции политики в обществе

Дальнейшему углублению понимания  сущности политики будет способствовать анализ ее функций.

Политика выполняет в общественной жизни следующие функции:

1. Выражение общественно значимых  интересов всех групп и слоев  общества. Выражение интересов включает  в себя: а) осознание интересов;  б) их оформление в идеологии;  в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

2. Рационализация возникающих в  обществе противоречий. Достижение  социальными группами своих интересов  неизбежно сопровождается конфликтами  между ними. Политика призвана  перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

Информация о работе Происхождение политики