Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.
За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.
Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.

Файлы: 1 файл

происхождение политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

— перманентные, но чаще всего не слишком  результативные поиски режимом новых  источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

— относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутренних разногласий и борющихся  за власть группировок

Разновидности авторитаризма

Такое широкое определение авторитаризма  оставляет значительный простор  для классификации авторитарных режимов. Сюда могут быть отнесены и  известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и  военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Однако исследователи современных авторитарных режимов чаще всего выделяют следующие три группы:однопартийные системы, военные режимы и режимы личной власти Главный критерий такого разделения режимов — правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом. Во всех трех случаях существует, по определению Хантингтона, устойчивое стремление свести к минимуму конкуренцию элит и массовое политическое участие. Единственное в этом ряду исключение — Южно-Африканский  режим апартеида, представлявший собой расовую олигархию и исключавший из участия в политике более 70% населения, практикуя одновременно довольно широкую конкуренцию в рамках белого сообщества. К этим трем группам авторитарных режимов может быть добавлена еще одна — бюрократически-олигархические режимы. Власть в этих режимах осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формулировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии.

Тоталитаризм.

Понятие тоталитаризма  не является в словаре политической науки общепринятым в том смысле, в каком общеприняты термины "демократия и "авторитаризм". Сама концепция  тоталитарных режимов как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма. Отчасти это оправдано — нам уже приходилось отмечать, что авторитаризм с известной долей приблизительности и упрощения можно определить как неудавшийся тоталитаризм, как режим, предпринимавший все возможные усилия для подчинения общества своему контролю, но не достигший на этом пути впечатляющих результатов. С другой стороны, и тоталитаризм может быть определен как развившийся до своей крайности авторитаризм.

Тем не менее, в выделении  тоталитарных режимов в самостоятельную  группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии. Кроме того, практический опыт, прежде всего, опыт XX века демонстрирует такие образцы политического устройства, которые не только обнаружили фундаментальные различия с демократическими и авторитарными режимами (в том смысле, в каком мы определили их выше), но и на протяжении среднесрочной исторической перспективы оказались достаточно жизнеспособными. Прежде всего, речь идет о пост-Веймарской Германии и о сталинской России. Эти два примера оказали на политическую мысль особое влияние, стимулируя формирование концепции тоталитаризма. Между опытом России и Германии имеются свои различия, однако характеристик, их объединяющих, такое множество, что не проводить между ними параллелей, удержаться от обобщений просто невозможно.

Термин "тоталитаризм" стал употребляться журналистами и  политиками в конце 1920-х—начале 30-х  годов и практически всегда в  его определениях имелись ссылки либо на российский, либо на германский опыт. Этот опыт не был обойден вниманием и в Советском Союзе, свидетельством чего стало включение термина "тоталитаризм" в издававшиеся энциклопедии ( хотя, содержание термина по идеологическим мотивам было, конечно же, существенно искажено). Приведем в качестве иллюстрации три наиболее известные, вошедшие в энциклопедии и подчеркивающие структурные особенности тоталитаризма определения.

Немецкий энциклопедический  словарь, ссылаясь на опыт нацистской Германии, фашистской Италии и коммунистической России, писал:

"Тоталитаризм представляет  собой крайнюю форму возвышения  тенденции к централизации, унификации  и одностороннему регламентированию  всей политической, общественной  и духовной жизни".

Английская  Британика:  "Тоталитарное  государство —  выражение, используемое по отношению к нацистскому правительству в Германии, к фашистскому в Италии и к коммунистическому в России, в которых существует полная централизация контроля. В тоталитарных государствах политические партии уничтожены или "координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве".

Наконец Большая Советская  Энциклопедия: "Тоталитарное государство  — разновидность буржуазного  государства с открытой террористической диктатурой   наиболее   реакционных   империалистических   элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия"

Таким образом, первое, что  следует отметить — тоталитаризм отличается от других  форм  политического  устройства  масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Другим ключом к пониманию его природы может служить изучение происхождения тоталитаризма. В отличие от авторитаризма и демократии, тоталитаризм появляется на свет не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса — международное. "Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, — справедливо писал в свое время немецкий историк Ф. Боркенау, — точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции" Добавим, что и нефтяной кризис середины 1970-х, несомненно, подтолкнул революционный сценарий в шахском Иране.

Результатом такого всеохватного общественного кризиса оказывается  массовая мобилизация населения  вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий. Такая мобилизация, в конечном счете, становится одним из решающих факторов прихода — чаще всего в результате революции (Россия, Иран) — этих сил к власти. Более того, груз накопившихся противоречий оказывается настолько велик, что архетипом дальнейшей эволюции общества может стать его ускоренная модернизация, осуществляемая на волне массового энтузиазма и героического самопожертвования во имя "светлого будущего". Уместно заметить, что в определенных условиях пришедшая к власти тоталитарная группировка обладает реальными шансами практически реализовать имеющуюся у нее программу.

Универсальные характеристики тоталитарных режимов

При всем разнообразии тоталитарных режимов для них, как правило, характерны следующие общие черты, неоднократно суммированные в различных работах

1. Наличие развернутой  идеологической доктрины, которая  охватывает все жизненно важные  стороны человеческого бытия,  которая стремится ответить на  все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе. Эта идеология ориентирует общество на некое конечное совершенное состояние ("коммунизм" "расово чистое" общество, "исламское государство"). Иначе говоря, она содержит в себе хилиастический призыв, основанный на категорическом неприятии существующего общества и стремлении завоевать мир ради построения нового общества. "Образ врага" всегда выступает важнейшим компонентом тоталитарной идеологии, позволяющим режиму сплотить общество перед угрозой как со стороны вредителей и диверсантов внутри общества, так и со стороны враждебного внешнего окружения. 2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %); партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею. 3. Система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей. Такая система может быть направлена не только против "врагов" режима, но и против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку, в особенности, психологию. 4. Технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и ее преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации — прессой, радио, кино. 5. Аналогичный, технологически обусловленный и почти полный контроль над всеми вооруженными силами. 6. Централизованный контроль над всей экономикой и руководство ею посредством бюрократической координации ее ранее независимых составных частей;этот контроль, как правило, распространяется также на большинство других общественных организаций и групп.

Признавая важность этих характеристик  для анализа природы тоталитаризма, следует отметить, что в определенной степени они могут быть свойственны  и авторитарным режимам, которые, хотя и с несравненно меньшим успехом, также стремятся к установлению над обществом максимально широкого контроля.


Информация о работе Происхождение политики