Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:07, реферат
Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .
Введение 3
Древнейшие сведения о славянах. 5
Славяне Восточной Европы в 6 – 7 вв. Анты. 8
Восточные славяне накануне образования древнерусского государства. 10
Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами. 14
Образование древнерусской народности. 17
Список литературы: 21
Оглавление
Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы , во всемирной истории , как свидетельствуют древнейшие письменные источники .
Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .
В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского народа социалистической эпохи чрезвычайно велико . Советские люди – не «Иваны , не помнящие родства» . Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его ,
обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее княжити , и откуду Русская земля стала есть» .
«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев , и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет» . Первые русские летописцы , известные нам , Никон , Иван ,Нестор , Сильвестр ,и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра –Славутича в Киеве , в Новгороде на берегу Волхова , и все они начинали повествование с того , «откуда Русская земля стала есть» .
С чего же начинается история русского народа ? Прежде всего о самом понятии народ . Термин народ перед нами выступает в двояком значении . Говоря народ , мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения , трудящихся , трудовой люд ,составляющий большинство населения , говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом .
Есть и другое значение
Что же представляет собой понятие народ , когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования ? Можно ли термин народ связать с какой-либо формой этнического образования , которая различна на разных стадиях развития человеческого общества , и только с ней , с этой определенной формой ; или термин народ применим по отношению к различным формам и типам этнических объединений ? Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса . Мы говорим русский народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси , времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха .Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства , времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , Степана Разина и протопопа Аввакума . А между тем в первом случае речь идет о древнерусской народности , а во втором – о русской , или великорусской , народности . Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя , обороны Севастополя и героев Шипки , о русских времен Пушкина и Толстого , Чехова и Горького , Ломоносова и Менделеева , Попова и Яблочкова , Репина и Сурикова , а русские люди той поры сложились в русскую нацию .Наконец , мы говорим о русском народе социалистической эпохи , о русских нашего времени : о Калинине и Кирове , Чапаеве и Куйбышеве , Стаханове и Изотове , Папанине и Чкалове , Громове , Жукове и Матросове , Королеве и Курчатове , Гагарине и Титове .
А в этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма , о социалистической русской нации . Т.е. русский народ может быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера- древнерусской народности , русской , или великорусской , народности , русской нации эпохи капитализма , социалистической русской нации . Следовательно , понятием народ наука пользуется для обозначения этнических образований эпохи феодализма , капитализма и социалистического общества .
Но это понятие народ не распространяется на этнические общности , имевшие и имеющие место до классового общества , рабовладельческого или феодального . Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового , первобытного общества . Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита , но даже к племени – первой этнической общности в истории человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени первобытного общества , понятие народ тоже неприменимо .
Итак , говоря о начальном этапе истории русского народа , мы имеем в виду тот ее период , когда на смену летописным «племенам» , племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси , Древнерусского государства-древнерусская народность . Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян , с выделения из массы славянского населения Европы восточных славян и слияния их в новую этническую общность , характерную для эпохи феодализма , в единую древнерусскую народность , являвшуюся предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии и наций –русской , или великорусской , украинской и белорусской .
В 1954 г , когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией , были опубликованы тезисы , посвященные этой славной годовщине . В них подчеркивалось : «Русский , украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности , создавшей древнерусское государство –Киевскую Русь» . Далее в тезисах указывалось : «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская , украинская и белорусская с присущими им особенностями языка , культуры и быта . Несмотря на все исторические превратности и великие испытания , русский , украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения , близости языка и культуры , сознание общности своей судьбы»
Древнерусская народность
Нельзя понимать под этим
Говоря о происхождении
Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства , необходимо остановиться на некоторых общих принципах , которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов . В основе этнических принципов лежит ряд признаков , в том числе такие ,как материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции и пр., наконец , сознание единства , но основой любого этнического образования в первую очередь является язык . Именно язык , а не культура и не расовый тип является важнейшим , определяющим признаком этнической общности .
Язык является продуктом ряда эпох , в течение которых он непрерывно развивается и обогащается . Язык связан с производственной деятельностью человека и связан непосредственно . Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке . Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения . Следовательно , хотя историческое развитие языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций , тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества , начиная с самых отдаленных времен .
Попытка осветить древнейший период истории славян , используя лишь один археологический материал , не может дать положительных результатов , так как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими друг друга не только культуру и язык . Не всегда совпадают даже понятия археологическая культура , гораздо более широкое , чем обычное понятие культуры , и язык .
Одна и та же ( или во всяком случае чрезвычайно близкие друг к другу ) материальная культура может принадлежать племенам , различным по языку , и один и тот же язык распространяется среди племен различных археологических культур . Отсюда следует вывод , что в основу поисков древнейших предков славян , обычно именуемых «протославянами» (более древний период ) и «праславянами» (период более поздний) , должен быть положен анализ славянских языков . Таков первый принцип , положенный в основу изучения древнейшего периода в истории славянства .
Второй принцип заключается в следующем . Нельзя ограничить разыскания о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом , объявив его , и только его , временем происхождения славян , этиогенеза славян . Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени . При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства , начиная только с определенного времени , и более отдаленные эпохи пока что недоступны для исследователя .
Следовательно , проблема
происхождения славян , этногенеза
славян , должна сводиться к
тому , каким наиболее ранним
периодом можно датировать
Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.
Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод , что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.
Принадлежность венедов к славянам не вызывает сомнений.
Остановимся еще на одном виде источников, который не может не учитываться при попытке изучения древнейшей истории славян. Речь идет о данных антропологии. Антропологи пришли к вывод,что на территории исторического славянства в первые века нашей эры в основном были распространены те же европиоидные расовые типы, что и в эпоху познего неолита и бронзы.
При поисках
археологических культур,
Отсюда делаетя вывод, что славяне пришли в Поднестровье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее 6в. и , вытесняя и ассимилируя балтов финно-угров, довольно быстро, в 8-9 вв., заселили обширные прстранства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, Ильменского, Ладожского и Белого озер.
Полагают, что компонентом культуры славян является милоградская культура раннего железного века, распространенная главным образом на побережье Днепра. Тип жилища, изгороди, кровли, формы земледелия и пр., характерные для создателей милоградской культуры, сближают их со славянами. Область распространения милоградской культуры соответствует области славянской гидронимики и лингвогеографии.
Но вот настает пора венедов, пора письменных источников, первые века новой эры и времяб непосредственно им предшествовавшее. Область расселения венедов огромна: на севере и северо-востоке это Балтийское море и земли феннов(саамов); на юге и юго-востоке - Карпаты , земли даков, и сарматская лесостепь и степь; на западе-Висла.
В поисках
археологических культур прото-
Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк , то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетлтвыми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской имерии , сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий , срокославянив ее , вышли к берегам Черного ,Адриатического и Эгейского морей.Византия потому заговорила о славянах, что с ними ее пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, усупать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.