Происхождение русской нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .

Содержание работы

Введение 3
Древнейшие сведения о славянах. 5
Славяне Восточной Европы в 6 – 7 вв. Анты. 8
Восточные славяне накануне образования древнерусского государства. 10
Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами. 14
Образование древнерусской народности. 17
Список литературы: 21

Файлы: 1 файл

Происхождение русской нации.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

               Язык- основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком ,  дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории,  общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.

                Народность складывается на определенном  этапе общественного развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

                 8-9вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя – первобытно-общинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудый производства.

                  8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником.

                 Наряду с развитием производительных сил в области сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении  первобытно-общинных отношений сыгроло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности  от сельского хозяйства.

                 Развитие ремесла в результате  постепенного улучшения техники  производства и появлении новых  орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других  видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.

               Рост ремесла и развитие торговли  подрывали устои первобытно-общинных  отношений и способствовали возникновению  и развитию феодальных.

                Возникает и развивается основа феодального общества-феодальная собственность на землю.

                  Формируются различные группировки  зависимого люда.Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.

                  Огромную массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств.Это кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.

                 На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло.

                  Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.

                  Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовалисобой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и приоизводственных отношений.

                   Мы не знаем, сколь велика  была территория Руси той поры, в какой мере включала она  в себя восточно-славянские земли,  но очевидно, что, кроме  среднеднепровского, киевского центра , она состояла  из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

                    Слиянием Киева и Новгорода  завершается образование Древнерусского  государства.

                    Столицей Древнерусского государства  стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

                     Конец 10 столетия ознаменовался  завершением объединения  всех  восточных славян в государственных  границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).

                   В 981 г. к Древнерусскому государству  присоединилась земля вятичей  , хотя здесь еще долгое время  сохранялись следы былой ее  независимости.Спустя три года, в  984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”.

                    По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,

Сближало Русь с другими  христианскими странами, обогащало  русскую культуру.

                     Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

                     Народность- этническое образование,  характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.

                       Древнерусская народность сложилась  в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.

                      Русская, или великорусская , народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части,  хотя и большей, восточных славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.

                       Древнерусская народность явилась  этническим предком всех трех  восточнославянских народностей:русских,или  великороссов,украинцев и белорусев,-и складывалась она на грани  первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.

                        Теперь  нам предстоит рассматреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма  принципиально новой этнической общности- древнерусская народность.

                       Прежде всего следует остановиться на древнерусском языке .В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.

                       Сохраняя много общего со славянскими языками , древнерусский язык в то же время уже отличался от других славянских языков.

                       В древнерусском языке имелись  уже десятки тысяч слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч.

                        Образование Древнерусского государства сопровождается заменой племенных связей, хотя и в стадии их разрушения , связями территориальными.

                          В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется грамматический строй, изменяется фонетика.

                          На Руси было, собственно, два  языка литературы: древнеславянский  письменно-литературный язык и собственно-древнерусский литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка лег македонский диалект болгарского языка8-9вв.

                           Основой древнерусского литературного языка был народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка , хотя сохраняющего диалектные особенности , но тем не менее ставшего речью всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.

                            Перейдем к вопросу о складывании территориальной общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-10вв. были временами территориального складывания восточного славянства. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского государства.

                              Территориальное объединение восточных  славян как единого этнического  образования было столь прочным,  что , например, западные рубежи  восточнославянских наций наших  дней-украинской и белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежами Древнерусского государства 9-11 вв.

                             Культура Киевской Руси, материальная и духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными особенностями.

                              Понятия русский и христианин, православный, начинают совпадать. Совпадают понятия язык (народ) и вера(религия).

                              Ярко проявлялись и особенности  психического склада русского  народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие, характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.

                     Яркими памятниками древнерусского патриотизма ,  отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ” Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской литературы.

                        Единство древнерусской народности было настолько прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре .

                        Память об общем происхождении  из единого корня навсегда  сохранилась в сердцах братских  народов.Несмотря на все исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили и пронесли через века сознание единства  происхождения, близость языка и культуры, общность своей судьбы.

                          То общее, что объединяеь великоросса,  украинца и белоруса, есть результат  не только общности происхождения, уводящий нас в седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской руси в истории славянских народов Восточной Европы .

Список литературы:

1.Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ

2.В. В. Мавродин, Происхождение  русского народа




Информация о работе Происхождение русской нации