Происхождение русской нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .

Содержание работы

Введение 3
Древнейшие сведения о славянах. 5
Славяне Восточной Европы в 6 – 7 вв. Анты. 8
Восточные славяне накануне образования древнерусского государства. 10
Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами. 14
Образование древнерусской народности. 17
Список литературы: 21

Файлы: 1 файл

Происхождение русской нации.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

    Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопеннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянародного (10в) с грустью константировать , что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе переселений и передвиженийславян приняли учасие и славяне Восочной  Европы.

    В источниках говорится о том, что наименование племени венедов менялось соответсвенно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

     О расселении  славян и антов вплоть до  низовьев Дуная сообщает источник 6 в. Именуется в виду “Стратегикон”, преписываемый обычно императору Маврикиюю. В той части “Стратегикон”, где речь шла о славянах и антах указывается, что “их реки вливаются в Дунай”.

      Не может быть сомнений в том, что деление славян 6 в. склавинов (греч. Форма именования славян) и антов является отнюдь не этническим расчленением,- славянский мир еще един, и лишь намечаются некоторые особенности, приведшие со временем к выделению из общего славянского мира славян западных, южных и восточных. Поэтому по отношению к началу интенсивных славянских передвижений, переселений и расселений следует говорить не о восточных или западных славянах, а о славянах, живущих к западу от Днестра, и славянах, живущих к востоку от него, славянах Восточной Европы.

Видимо, передвижения , расселения и переселения венедов и их потомков-славян и антов, охватившие огромную территорию, а также мололюдность их поселков, большие расстояния между ними, что вполне естественно, если учесть непрерывное расширение в те времена области расселения славян, и создали такое представление у Прокопия.

     Славяне  и анты представляют собой  отнюдь не народ, а “совокупность бесчисленных племен”.

      Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных подходов заставляют их объединяться под властью одного вождя.

      Антам присуще исключительное гостаприимство и радешие к иноземцам.

      У антов существовало рабство, но оно очень отличалось от того рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и только плен.

      Единственное деление среди этого вооруженного народ- это деление возрастное: на старших по возрасту и уже поэтому более опытных,искушенных в битвах,и молодежь.

      Византийские  источники,хоть и очень скупо,но все же говорят об одежде, о внешности славян и антов. В бой они идут в рубашках и шароварах, но “иные не носят ни рубашек,ни плащей ,а одни только штаны , подтянутые широким поясом на бедрах”.

      Каким  был социальный строй у антов  в 6-7 вв.? Каковы общественные отношения которые рисуют византийские источники?

      Вооруженный  народ, народоправство, собрания племен и их союзы, патриархальное гостеприимство и патриархальное рабство, накопление богатств в результате воин - все это свидетельсвует о том, что общественный строй антов следует охарактеризовать как развивающуюся из родового строя “военную демократию”.

       В  результате исследований было  установлено определенное единство  культуры славян 6-7 вв. на всей территории, занимаемой славянами и антами.Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная территория, охватывающая Днепровское Право- и Левобережье, верхнюю Оку, Полесье, Поднестровье, Восточную и Южную Польшу, Восточную Румынию,

Чехославакию от границы c CCCР до Южной Моравии . Эта территория, которая определена как область обитания славян и антов в источниках 6-7вв.,территория древней славянской топонимики ,которая непрерывно расширялась.

    Все поселения  славян 6-7 вв. Восточной  Европы , а их между Днепром и Прутом  и в соседней Румынии известно уже более сотни, как правило , не укреплены .

     Располагаются поселения или  на склонах пойменных терас, подходя к разделу реки, или на возвышенных останцах, в пойме, среди болот.

      Мнения  археологов по поводу культуры  славян Восточной Европы в 6-8 вв. расходятся. И. И. Ляпушкин считает только эту культуру славянской. Им  высказано мнение о полном единстве культуры славян , что является результатом их этнического единства. Точка зрения  И. И. Ляпушкина о единстве культуры славян не разделяется  П. Н. Третьяковым , сомневающимся в том,

“настолько ли велика была в то время общность славянской культуры, как это утверждает И. И. Ляпушкин”. П. Н. Третьяков

отвечает, что у славян на территории  Польши имело место керамика и пражского типа, и иная, но обе отличались от керамики германцев.

       6-7 вв., времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширным просторам Восточной Европы. Видимо, уже тогда, и только тогда, общеславянский язык стал распадаться на диалекты, давшие начало более поздним отдельным славянским языкам.

       Очень немногое, что нам известно о языке славян Восточной Европы, заставляет прийти к выводу о появлении в 6-7 вв. в их речи черт, характерных для сложившегося позднее древнерусского языка. Характерно, что анализ  топонимики Псковской земли, восходящей еще ко временам кривичей говорит о том, что в их диалекте имели место древние черты, сохранившиеся у западных славян и имевшие место в литовском языкеК этим особенностям относятся дзеканье, сочетание tl и dl, перешедшие в сочетания кл и гл вместо л.

        Поэтому можно предположить, что уже в 6-7 вв. в языке славян Восточной Европы намечались черты, характерные для древнерусского языка 9-12вв. Существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было 2- северная (лесная) и южная. Такое же деление характерно не только для всего славянства, но и для славян Восточной Европы. Это имело место и в языке, и в материальной культуре.

       Из  всего изложенного еще не следует  вывод об окончательном распаде  общеславянской  общности в  6-7 вв. Она сохранялась гораздо позднее, в 10-12 вв., что отнюдь не исключало наличия отдельных славянских языков.Такое же единство сохраняет и культура славян в средние века.

       

       Восточные славяне накануне образования древнерусского государства.

    Что представляют собой славянские этнические общности?

      В современной  исторической науке их обычно  весьма условно называют племенами. Племя является этническим образованием эпохи первобытного общества, и самой важной отличительной чертой племени является наличие кровно-родственных связей. Между тем летописные кривичи, словене, вятичи, тиверцы и другие расселялись на таких обширных прстранствах, что кровно-родственные связи как нечто объединяющее исключались. На смену им приходили связи территориальные, политические. Учитывая                                                                                                                      это и памятуя,что в нашей литературе  за восточными славянами закрепилось наименование племя- племена, будем пользоваться  этим термином, вкладывая в него определенное содержание- территориальные объединения восточных славян, восходящие к племенам эпохи первобытно-общинных отношений.

           На смену старым письменным объединениям пришли новые территориальные, политические.

           Археологи прослеживают специфические  группы, несколько отличающиеся по материальной культуре, типу погребений и прочее, на территории, занятой, по летописи, одним племенем.Такая расплывчатость терминов род, племя свидетельствует о том, что во времена составления начальных летописных сводов, послуживших основой для”Повести временных лет”,они уже отмирали, и собственно потомучто отмирал сам родоплеменной быт.

           Летописные “племена” славян Восточной Европы являлись территориальными этническими образованиями , и , быть может, особенности их местности  отразились в названиях племен.

           Какова же картина расселения  восточных славян по данным  современной советской  архиологической  науки?

           Поселения славян на юго-западе  Восточной Европы, как правило, не имеют искусственных укреплений, но они труднодоступны,т. к. располагаются среди болот и топей.Городищ немного. Все жилища типа полуземлянок.Среди железных иделий- ножи, серпы, топоры, удила и т.д. Изделий из цветных металлов мало. Это главным образом перстни,  браслеты,  фибулы,  кольца, подвески. Господствует  трупосожжение, бескурганные могильники, а в бассейне Днепра- небольшие курганы.

           Вряд ли сейчас кто-либо будет сомневаться в том, что до 8в., а, возможно, кое-где и позднее верховья Днепра, Оки,Западной Двины были заселены балтами. Распространенные в верховьях Днепра и Западной Двины длинные курганы содержат в себе  инвентарь балтов. Позднее в длинных курганах появляются славянские вещи

             В материальной культуре славян  Восточной Европы той поры  местные различия почти не  наблюдаются. Можно говорить лишь  о том, что если на юге жилищем является  полуземлянка с печью-каменкой, то жилищем славян в лесной полосе была рубленая изба. Вэтом отношении славяне лесной полосы Восточной Европы были ближе к западным славянам, нежели к славянам лесостепной полосы Восточной Европы.

          6-7 вв. в истории славян Восточной Европы были  временем интенсивного расселения. Поэтому местные особенности в их культуре почти не прослеживаются, и трудно говорить о специфической культуре каждого восточнославянского “племени” в отдельности.

          Каковы же особенности отдельных  восточно-славянских племен  тех  времен?

          Выделить древности полян, которые давали бы возможность говорить об их  серьезном отличии от других племен, очень трудно. В культуре юго-западных славянских племен Восточной Европы: полян, древлян, волынян, дреговичей, хорватов,-в такой,как она рисуется по материалам могильников 10-11вв., много общего.

            Соседям полян на западе являлись  древляне.В земле древлян преобладают курганные погребления не горизонте и выше горизонта.Погребений в ямах очень мало, и встречаются они главным образом на юге.По реке Тетерев они пока что вовсе неизвестны. В древлянских курганах чаще других вещей всречаются простые перстнеобразные височные кольца, более тонкие чем у полян, небольшие височные кольца с заходящими концами.Курганы древлян пришли на смену бескурганным погребениям с трупосожжением и курганам с урнами, представляющим собой коллективные погребения.На юге граница земли древлян шла по линии Житомир-Изяслав, на востоке-Житомир-Овруч, на севере-Овруч-Горынь (левый берег низовья).На западе древлянская земля граничила с Валынью. Древнейшими городами древвлян являлись летописные Овруч, Искоростень и Малин.

            Западными соседями  древлян были  волыняне.”Повесть временных лет” подчеркивает, что население Побужья, Волыни носило разные названия и названия эти менялись.

           Дуллебы – древнее название славянского населения края, название еще племенное. Бужане- новое наименование того же славянского населения, обусловленнле территорией, им занимаемой, по реке Бугу. И наконец, волыняне- наименование политическое, происходящее от города Воляня, стоящего у впадения Гучвы в Западный Буг, у села Грудек Грубешовского повета в Польше, так же, как словене ильменские стали новгородцами, поляне-криевлянами, посеймские северяне-курянами, вятичи-рязанцами, кривичи,жившие по реке Полоте,-полочанамии т. д.

 На территории Волыни  встречаются курганы с погребениями  на горизонте и выше горизонта,а  на юге концентрируются  погребения  в ямах.

     Землей  волынян являлось Полесье к  западу от Ясельды и Горыни. Примерно по Ясельде проходила граница между волынянами и дреговичами.

      Еще  дальше на юго-запад лежала  земля хорватов.Наличие хорватов на юге и на западе славянского мира является, как и в ряде подобных случаев, свидетельством расселением славян в 5-7 вв.

      К северу  от древлян лежала земля дреговичей. Древнейшие памятники дреговичей представлены поселениями и могильниками с трупосожжением, с керамикой пражского типа. В 11-12 вв. в дреговических курганах появляются трепоположения.Встечаются погребения и на материке, и в ямах.

        Подводя некоторый итог обзору  древностей полян, волынын,  древлян, дреговичей и хорватов, мы должны отметить большое сходство их материальной культуры, что выражается в сходстве погребального инвентаря.Хорошо прослеживаются связи с западными славянами.

        На самом юго-западе восточнославянского  мира лежали земли уличей и  тивирцев.Их земли тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Черного моря.

      Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян     являлись кривичи. Территория их расселения огромна. Земля кривичей раскинулась от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского озера  до верховьев Сожа и Десны, от Наровы до Березины .

        Древнейшими памятниками земли кривичей являются длинные курганы. Они являются коллективными кладбищами, содержащими  по нескольку погребений с труросожжением.

         В формировании кривичей приняли   участие и пришлые славяне, и местные балты.

         К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене.Погребальными сооружениями словен обычно считают сопки.

         Для словен характерны ромбощитковые  височные кольца.У ильменских словен  наблюдаются связи с западнословянским миром.Они проявляются в некоторых особенностях материальной культуры и языка.

           Что представляла собой юго-восточная  группа славян-радимичи, вятичи, северяне?

            Территория радимичей охватывает междуречье Ипути и Сожа, части Гомельской,Могилевской и Чернеговской областей. Там в основном  селились радимичи. Но радимическая  колонизация проникает на юго-восток до верхнего течения реки Пслы, где между Суджей и Обоянью, у села Гочева, было найдено свыше сотни радимических погребений.

                Несматря на то, что область радимичей не так велика, на этой территории обнаружено  несколько местных вариантов погребального обряда, что говорит об обособленных районах, соответствующих племенам, в совокупности составляющих радимичей.

Информация о работе Происхождение русской нации