Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:23, реферат
Социальные конфликты являются естественной частью социальной жизни человека, они превращаются в проблему только в результате неправильного управления ими или отсутствия управления. Общая стратегия и принципы управления конфликтом определяют, будет ли исход конфликта конструктивным или деструктивным.
Введение 2
Конфликтные модели общества 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Политическая конфликтология
на тему: Р. Дарендорф о конфликтной модели общества
Студент
ИСГО, 2-й курс, ДИМ Д. В. Карабицкий
22.09.1012
Руководитель
канд. истор. наук, Д.А. Мигун
доцент
МИНСК 2012
Содержание
Социальные конфликты являются естественной частью социальной жизни человека, они превращаются в проблему только в результате неправильного управления ими или отсутствия управления. Общая стратегия и принципы управления конфликтом определяют, будет ли исход конфликта конструктивным или деструктивным.
Одним из представителей традиции, оценивающей функционализм как консервативный способ анализа, является Ральф Дарендорф - известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Ему принадлежит ряд работ по проблемам конфликта: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода», «Жизненные шансы», «Современный социальный конфликт».
Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.
Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т. д.
У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.
Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т. д.
Классовый конфликт обостряется, если: почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; люди могут свободно организовывать политические группы
Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.
Функция власти, как утверждает Дарендорф, состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.
Тот, кто обладает властью или влиянием, заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения.
Присутствие «объективных
интересов» структурирует мир на
потенциальные конфликтные
Повсеместно распространена оценка Дарендорфа как представителя диалектической теории конфликта в духе традиций диалектического подхода Маркса. Поводом для такого суждения, в частности, является его утверждение о том, что в постиндустриальном обществе основное противоречие социальных систем перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти.
Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности.
Многие латентные конфликты приобретают высокую степень интенсивности и насильственности тогда, когда одна из участвующих сторон способна к организации, имеет для этого соответствующие технические и социальные условия, но при этом не располагает политическими условиями по причине запрета на свое существование со стороны властей. Историческими примерами являются конфликты как в области международных отношений (партизанские войны), так и внутренние социальные конфликты (например, индустриальные - до момента признания профсоюза, и т.д.).
Не менее важным является фактор социальной мобильности, особенно применительно к интенсивности конфликтов. Уровень мобильности между конфликтующими сторонами обратно пропорционален интенсивности конфликта. Чем больше индивид идентифицирует себя с определенной социальной позицией, тем выше его приверженность групповым интересам и тем интенсивнее возможное развитие конфликта. Поэтому конфликты на основе возрастных и половых различий, или межконфессиональные столкновения, как правило, интенсивнее, чем региональные. В то же время вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция, как правило, способствуют снижению интенсивности конфликта.
По мнению Дарендорфа метод подавления конфликта является неэффективным способом обращения с социальными конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная «злокачественность», и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь вопросом времени. Во всей истории человечества революции предоставляют горькие доказательства этого тезиса. Метод подавления социальных конфликтов не может использоваться в течение продолжительного срока, т.е. периода, превышающего несколько лет.
Разновидностью подавления конфликта является метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путем вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. Тезисы о «единстве советского народа» и «бесклассовом обществе» - это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения.
Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намереваются решать свои противоречия. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем:
1.Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).
2.Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.
3.Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.
Специфика социальных конфликтов заключается в их делении на правящих и управляемых.
Классификация социальных конфликтов осуществляется по двум критериям: «диапазон социального единства, внутри которого существует конфликт» и соотношение рангов участвующих в конфликте элементов. Сочетание названных критериев классификации дает 15 видов конфликтов.
Смысл и следствие социальных конфликтов заключаются в том, чтобы поддерживать изменения в глобальных обществах и их частях и способствовать этим изменениям;
Последствия социальных конфликтов невозможно понять с точки зрения социальной системы; скорее, конфликты в своем влиянии и значении становятся понятными лишь тогда, когда они соотносятся с историческим процессом в человеческих обществах;
Конфликты в высшей степени необходимы в качестве одного из факторов вездесущего процесса социальных изменений. Там, где они отсутствуют, подавлены или же мнимо разрешены, изменения замедляются и сдерживаются;
Благодаря тому, что конфликты выходят за рамки наличных ситуаций, они служат жизненным элементом общества — подобно тому, как конфликт вообще является элементом всякой жизни;
Взрывчатый характер социальных ролей, оснащенных противоречивыми ожиданиями, несовместимость значимых норм, региональные и конфессиональные различия, система социального неравенства, называемая нами расслоением, а также универсальные барьеры между господствующими и подвластными образуют социальные структурные элементы, необходимо приводящие к конфликтам;
Конфликты не являются причинами социальных изменений. Конфликты — это некоторые из факторов, определяющих формы и размеры изменений; поэтому их надо понимать лишь в контексте строго исторической модели общества. В функционализме проблемы конфликта всегда остаются трудно интерпретируемыми маргинальными явлениями общественной жизни, но в свете опробованного здесь теоретического подхода они попадают в центр всякого анализа.
Дарендорф склоняется к пониманию конфликта как универсального социального факта, необходимого элемента всякой социальной жизни.
Он считает, что источники социальных конфликтов кроются в социальной стратификации и социальной структуре, генерирующих и сохраняющих социальные и политические разногласия. Поводами для социальных конфликтов являются гражданский статус и жизненные шансы. Процесс расширения гражданского статуса делает социальное неравенство терпимым и дает жизненные шансы. Прогресс современного общества связан с тем, что были в основном решены многие проблемы выживания. Существенно повысился уровень жизни. Значительно расширилось правовое поле и границы политической демократии. Существенно возрос уровень индивидуальной мобильности. И особое значение имеет заметный рост общего объема жизненных шансов, а также числа тех, кто может ими воспользоваться.
Дарендорф рассчитывает, что с помощью концепции жизненных шансов можно будет в большей мере уяснить сущность социальных конфликтов. Хотя бы уже в том смысле, что социальные конфликты, по его мнению, случаются чаще по поводу жизненных шансов или по поводу отстаивания того уровня, которого они достигли. Жизненные шансы – это возможности для индивидуального развития, предоставляемые социальными структурами. Жизненные шансы – это своего рода «матрицы», позволяющие с одной стороны реализовать столь ценимые принципы свободного выбора для индивидуума, а с другой – учесть правила игры, формулируемые обществом.
По мнению Дарендорфа, в современных обществах (Европы и Америки) нет классового конфликта в его классическом понимании. Сегодня в этих обществах формируются новые социальные группы имущих и неимущих, новые линии конфронтационного размежевания, пока не проявившихся в виде крупных организованных столкновений.
Современные конфликты не являются неким совершенно новым классом явлений. В них еще присутствуют элементы предшествующих конфликтов, проявляющиеся, прежде всего, как борьба класса большинства за перераспределение богатства и власти. Однако, по Дарендорфу, отношения между классом большинства и низшим классом не могут вызывать и не вызовут организованных конфликтов, которые бы напоминали конфликты между буржуазией и рабочим классом. Это утверждение основывается на том, что, во-первых, класс большинства имеет больший вес в обществе во всех аспектах, а низший класс не является социально сплоченной и организованной группой, а во-вторых, происходит индивидуализация социального конфликта. Понятие «индивидуализация социального конфликта» означает социальный конфликт без классов. Если и наблюдаются действия организованных групп, то это группы особых интересов или социальные движения, а не классовые партии. К тому же они дифференцированы и сегментированы в результате социальных изменений. Почему же низший класс не создает партии, чтобы решить свои социальные проблемы? По мнению Дарендорфа, причина кроется в господствующей идеологии индивидуализма. Ее распространение вынуждает людей продвигаться по социальной лестнице, опираясь на собственные силы, и отказываться от реализации личных интересов путем организованного рабочего движения, поскольку этот путь требует большего количества времени и сил. В итоге способом предотвращения классовой борьбы становится индивидуальная мобильность. Еще одна причина того, почему низший класс не способен к организованной защите своих интересов, связана с феноменом отчуждения. Индивидуальная мобильность заступает на место классовой борьбы. Если люди и действуют организованными группами, то теперь это, скорее, «группы особых интересов или социальные движения, а не классовые партии».
Информация о работе Р. Дарендорф о конфликтной модели общества