Распространение ядерного оружия в Азии и последствия близкого ядерного конфликта для Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:58, доклад

Описание работы

Последнее десятилетие стало концом монополии членов СБ ООН на ядерное оружие и началом новой эпохи ядерного распространения. Остановить этот процесс не удалось, повернуть его вспядь, видимо, также не удастся. Как представляется, традиционную научно-политическую дискуссию о проблеме нераспространения сегодня следует дополнить дискуссией о распространении ЯО и о том, какие угрозы для России создает появление ядерного оружия у ее соседей на Юге

Файлы: 1 файл

Bratersky.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

              США будут пытается противодействовать наметившемуся сближению Ирана со своими соседями, будут продолжать вооружать Пакистан. В Тегеране хорошо понимают, что при определенном развитии событий пакистанские Ф-16 могут быть использованы против него, и это еще сильнее подталкивает иранский режим к обладанию ядерным оружием как гарантии против нападения.

До крайней степени обострятся отношения Ирана и Израиля. Антиизраильская линия является центральным элементом внешней политики Ирана: она является основой самоидентификации иранского теократического режима как революционного, является основой механизма внешнеполитического влияния Ирана в регионе (союзнические отношения с радикальными арабскими режимами, группы иранского влияния в Ливане и Палестине строятся именно на антиизраильской линии Ирана), придает Ирану определенный вес в исламском мире. Иран ставит задачу физического уничтожения страны Израиль, оправдывает нападения на израильских гражданских лиц, поддерживает одиозные арабские антиизраильские группировки. Израиль видит в Иране главную угрозу своей безопасности, а при появлении у Ирана ядерного оружия – и своему существованию.

Ирано-израильское противостояние является самым вероятным источником ядерного конфликта на Ближнем Востоке. Израиль непременно пойдет на силовые меры с целью уничтожения ядерной программы Ирана, что само по себе может привести к крупномасштабному радиоактивному заражению региона. Если Израиль (самостоятельно или совместно с США) не смогут разрушить ядерную программу Ирана, рано или поздно Иран сам или через «сетевых посредников» вроде Хизболлы нанесет удар по Израилю. Израилю, вероятно, будет нанесен непоправимый ущерб, но Израиль сумеет нанести массированный удар возмездия, причем необязательно только по Ирану – удары в этом случае могут быть нанесены и по Ливану, и по Сирии. В обмен ядерными ударами может оказаться вовлечен и Пакистан, при определенных обстоятельствах – и Индия.

Не будут разрешены американо-иранские противоречия. В ближайшие годы США должны будут сделать выбор между признанием за Ираном статуса региональной ядерной державы и пересмотром своей политики в регионе Персидского залива, включая свои отношения с Израилем и Саудовской Аравией, и политикой додавливания режима Тегерана. Первый вариант несет в себе колоссальные издержки для американской внешней политики, второй – упирается в отсутствие единства по вопросу о ядерной программе Тегерана и региональном статусе этой страны среди активных игроков на этом поле – ЕС, России, КНР, Индии, Пакистана и Израиля. Если в ситуации не появятся какие-то новые факторы, то Соединенным Штатам в конечном итоге придется выбирать между постепенной сдачей своих позиций в Персидском заливе, ослаблением своего контроля над мировой энергетикой и сокращением своей экономической империи, причем угроза безопасности Израиля будут сохраняться и постепенно расти, и действиями по ограничению влияния Ирана – они могут выражаться в силовой ликвидации ядерной программы Ирана и/ или насильственной смене политического режима в Тегеране.

Иран продолжит сближение с КНР. Уже сегодня Пекин удовлетворяет 13,6% своих потребности в энергии за счет поставок из Ирана, и предполагает увеличить эту долю в результате новых договоренностей. Пекин и Тегеран подписали предварительное соглашение, оцениваемое с сумму от 70 до 100 миллиардов долларов, согласно которому КНР будет покупать иранские нефть и газ, а также примет участие в освоении Ядаваранского месторождения на границе с Ираком. Ранее КНР обязалась закупить в Иране в течение 25 лет сжиженного газа на сумму в 25 миллиардов долларов. В обмен КНР поставляет в Иран промышленные товары. КНР является ценным для Ирана политическим партнером, так как является членом СБ ООН и эффективно противостоит анти-иранским резолюциям, инициируемым Вашингтоном.

Иран продолжит ограниченное сближение с Индией.. Иран и Индия разделяют общий взгляд на проблемы политики в Средней Азии, и активно сотрудничают в энергетической сфере. В январе 2005 г. государственная индийская компания Indian Oil Corp заключила договор с иранской Petropars о развитии гигантского газового месторождения Южный Парс. В то же время Индия сотрудничает с Ираном в обеспечении безопасности судоходства в Персидском заливе и расширяет иранский порт Чахбабар. Последнее сильно раздражает Пакистан, которые также пытается превратить свою соседний порт Гвадар в региональный перевалочный пункт.

              Иран и Индия в настоящий момент заняты осуществлением проекта строительства крупнейшего газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана. Между Индией и Ираном существуют и некоторые военные связи – в марте 2003 г. двумя странами были проведены совместные военно-морские учения, Иран заинтересован в помощи Индии в обслуживании своего военно-морского и авиационного оборудования. В то же время основную массу военных закупок Иран делает в КНР.

 

 

2. РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ ВОКРУГ ПАКИСТАНА

 

К 2020 году Пакистан станет пятой по численности населения страной мира, он уже обладает ядерным оружием, и «банкротство» Пакистана как государства по своим последствиям приведет к гораздо худшим последствиям, чем события в Афганистане и Ираке. Для предотвращения подобного развития событий необходимо убедить пакистанских военных оставить политику, укреплять государственные и экономические институты этой страны, перестраивать систему образования Пакистана. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы власти Пакистана разорвали отношения с многочисленными экстремистскими и террористическими организациями, которые оспаривают принцип светского государства. Пока подобные усилия предпринимают только США, да и то не очень энергично.

Пакистан может стать спусковым крючком ядерного конфликта либо в случае эскалации конвенциональной войны с Индией, либо в случае внутренней политической дестабилизации. При развитии событий по последнему сценарию доступ к ядерному оружию могут получить экстремистские суннитские силы, которые попытаются использовать его против Индии или Ирана. С другой стороны, для предотвращения утери контроля над пакистанским ядерным арсеналом Индия (и Израиль) могут попытаться нанести превентивный удар, конвенциональный или ядерный. США в таком случае также могут попытаться овладеть пакистанским ядерным оружием со своих баз в Средней Азии. В случае Пакистана ядерное оружие может быть применено как по воле государства  при очередном конфликте с Индией при угрозе тотального военного поражения, так и на «негосударственном» уровне – возможно свержение нынешнего военного режима Пакистана и попадание ЯО в руки экстремистов или передача ЯО экстремистам/ несанкционированное использование ЯО идеологизированными пакистанскими офицерами.

Сценарий эскалации конвенционального индо-пакистанского конфликта до уровня ядерного вполне вероятен. В пользу такого предположения говорят неразрешимые противоречия национальных интересов двух стран, а также направленность ядерных стратегий двух стран против друг друга.

Индия использует ядерное оружие для достижения нескольких целей: для получения статуса великой державы и членства в СБ ООН; как средство стратегического сдерживания Пакистана и КНР; как средство сдерживание влияния США в зоне Индийского океана и  как средство обеспечения своей гегемонии в Южной Азии.  Для этого ей необходимо: продолжать удерживать территории на индийско-пакистанской и индийско-китайской границе, которые сейчас контролируются Индией; контролировать слабых соседей Индии (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка) и обеспечивать полное превосходство Индии на полуострове Индостан; усилить контроль за Индийским океаном.

Обладание Пакистаном ядерным оружием призвано решать противоположные задачи: удержать Индию от войны против Пакистана; сбалансировать превосходство Индии в обычных вооружениях; повысить международный статус Пакистана и статус Пакистана в исламском мире. На международной арене Пакистан и Индия находятся в разных «весовых» категориях. В то же время пакистанское руководство полагало и полагает, что обладание ядерным оружием позволит стране занять более видное место в мире. В отличие от Индии Пакистан не рвется в клуб великих держав, который в какой-то степени оформлен Советом Безопасности ООН. Амбиции Пакистана в основном ограничены исламским миром, где мусульманская страна, имеющая ядерное оружие, автоматически становится важным его центром. Политический эффект такого рода осознавался пакистанскими политиками с самого начала, поэтому Бхутто, говоря о будущей пакистанской бомбе в 1970‑х годах, не раз называл ее «исламской бомбой».

До сегодняшнего дня, несмотря на неоднократные обострения отношений между Индией и Пакистаном, ядерное оружие в Южной Азии не применялось, но в какой-то степени все южноазиатские кризисы были «ядерными»: их вызывали угрозы либо создать ядерное оружие, либо воспрепятствовать его созданию, либо применить его в будущем. Ядерное оружие могло было быть использовано в Южной Азии уже как минимум три раза.

Первый ядерный кризис 1983–1984 гг. Тогда руководство Индии впервые рассмотрело возможность военного решения проблемы пакистанской ядерной программы.В начале 80-х годов появлялось все больше свидетельств того, что Пакистан либо уже создал, либо близок к созданию ядерной бомбы. Индия приобрела новые самолеты «Ягуар», которые были способны нанести превентивный удар по пакистанским ядерным объектам. Есть свидетельства, что в тот момент Индия серьезно анализировала возможность нанесения превентивного удара по пакистанскому ядерному объекту в Кахуте. Параллельно с этим Индира Ганди рассматривала несколько вариантов дальнейших действий. В итоге правительство Индии отказалось от идеи превентивных ударов, частично из опасения ответных ударов по индийским ядерным лабораториям в Бомбее. Индийская промышленность в конце 80‑х годов создала ракеты «Притхви» и «Агни», способные нести ядерное оружие

Учения Брасстакс. В конце 1986 г. Индия начала военные учения под названием «Брасстакс», которые хотя и не строились вокруг ядерного сценария, но все же учитывали подобный поворот событий. Группировка ВС Индии, дислоцированная для учения в Раджастане (пограничный с Пакистаном штат Индии), обладала достаточной мощью, чтобы ударом через провинцию Синд расчленить Пакистан пополам. Пакистан отреагировал, выдвинув свои войска на границу штата Панджаб. Несколько аспектов данного кризиса имели прямое отношение к ядерному оружию. Во-первых, учения показали, что Индия готова к превентивной войне и ударам с целью ликвидировать пакистанские ядерные объекты. Во-вторых, в результате возросшей мобильности ВС Индии продемонстрировали, что наличие у Пакистана ядерного оружия, по всей вероятности, не сможет сбалансировать превосходство Индии в обычных вооружениях. В‑третьих, кризис показал, что применение Пакистаном ядерного оружия приведет к масштабному наступлению индийской армии, результатом чего станет расчленение Пакистана.

Зарб-и-Момин, ядерный кризис 1990 г. Очередной ядерный кризис также начался с военных учений, на этот раз пакистанских, названных «Зарб-и-Момин». Параллельно с этими самыми масштабными в истории Пакистана учениями многократно усилилось партизанское движение в Кашмире. Индия обвинила Пакистан в поддержке террористов, перебросила в Кашмир подкрепления и пригрозила преследованием террористов на пакистанской территории и ударами по тренировочным лагерям повстанцев. Пакистан пригрозил в ответ применить ядерное оружие. Обе стороны проявили сдержанность, чтобы не спровоцировать противника на военные действия. В мае 1990 г., заручившись сперва согласием Москвы, в Исламабад и позже в Дели прибыл заместитель помощника президента США по национальной безопасности Р. Гейтс. При встрече с руководством Пакистана Гейтс заявил, что американские штабисты, «проиграв» все возможные сценарии индо-пакистанского конфликта, пришли к выводу, что Пакистан оказывается проигравшим при любом развитии событий. Кроме того, сказал Гейтс, в случае войны Пакистану не следует рассчитывать на поддержку Вашингтона и ему следует отказаться от поддержки террористов в Кашмире. В Дели Гейтс также призвал Индию к сдержанности, отметив, что, хотя Индия может победить Пакистан в войне, в долгосрочной перспективе ущерб для нее намного превзойдет размер краткосрочных приобретений.

Ядерные испытания 1998 г. В мае 1998 г. и Индия, и Пакистан провели серию ядерных испытаний и объявили себя ядерными державами. Индия взорвала пять ядерных боеприпасов. Пакистан ответил на это шестью ядерными взрывами – по одному на каждый из пяти индийских плюс один – в ответ на индийские ядерные испытания 1974 г.

Каргил. Весной 1999 г. около тысячи пакистанских военнослужащих из полувоенных пограничных формирований (Northern Light Infantry) пересекли линию контроля в местечке Каргил, разделяющую индийскую и пакистанскую зоны в Кашмире, и продвинулись на позиции, позволявшие им контролировать главную автодорогу, связывающую Кашмир с Ладакхом. В начале мая индийская армия обнаружила это вторжение, и 26 мая ВВС Индии нанесли бомбовые удары по окопавшимся пакистанским войскам, потеряв при этом от зенитного огня два самолета. Премьер-министр Ваджпеи охарактеризовал ситуацию как предвоенную, после чего и Индия, и Пакистан привели свои вооруженные силы в полную готовность. Индийские ВМС подошли к побережью Пакистана, а в Каргиле завязались тяжелые бои. В июне премьер-министр Пакистана Н. Шариф пригрозил Индии использовать «последнее» оружие, что приведет к «непоправимому ущербу», в случае если индийские войска пересекут линию контроля. Эти слова стали самой открытой угрозой применения ядерного оружия в индо-пакистанских отношениях.

Кризис 2001–2002 гг. 13 декабря 2001 г. пять боевиков, вооруженные автоматами и гранатами, напали на здание индийского парламента. Они использовали фальшивые пропуска и автомобиль, похожий на служебный. Индия обвинила в террористическом акте две радикальные организации, базирующиеся в Пакистане, премьер-министр Индии назвал этот теракт «предупреждением нации» и обвинил Пакистан в поддержке кашмирских экстремистов. К 25 декабря Индия сконцентрировала ударную группировку на границе и перевела на местные базы почти всю свою авиацию, обе стороны начали эвакуацию гражданского населения из приграничных районов и приступили к минированию приграничной зоны. Благодаря усилиям США по умиротворению 12 января 2002 г. президент Мушарраф выступил по телевидению с программной речью. Он заявил, что Пакистан устал от власти «Калашникова» и что сектанты манипулируют исламом – основой фундамента Пакистана. Президент объявил о запрещении радикальных «Джаиш-е-Мухаммад» и «Лакшар-е-Таиба и о реформе системы религиозного и школьного образования, с тем чтобы исключить там влияние исламских радикалов. Вместе с тем он отказался выдать Индии 20 подозреваемых пакистанцев. Следует также отметить, что Мушарраф закрыл те экстремистские организации, которые ему самому мешали, но канал связи с другой мощной организацией «Хезб-иль-Муджахеддин» оставил в неприкосновенности.

Информация о работе Распространение ядерного оружия в Азии и последствия близкого ядерного конфликта для Росии