Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:58, доклад
Последнее десятилетие стало концом монополии членов СБ ООН на ядерное оружие и началом новой эпохи ядерного распространения. Остановить этот процесс не удалось, повернуть его вспядь, видимо, также не удастся. Как представляется, традиционную научно-политическую дискуссию о проблеме нераспространения сегодня следует дополнить дискуссией о распространении ЯО и о том, какие угрозы для России создает появление ядерного оружия у ее соседей на Юге
3. РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ ВОКРУГ КНДР
Неизвестно, как долго просуществует нынешний режим в КНДР – страна уже несколько лет испытывает голод и социально-экономическую деградацию. Последние года режим КНДР существует во многом за счет иностранной помощи. Ядерное оружие КНДР используется как инструмент для шантажа соседей с целью получения еще большей помощи продовольствием и энергоресурсами. Как долго КНДР просуществует в таком режиме, сказать невозможно, но очевидно, что страна может рухнуть в любой момент. Очень важно, сколлапсирует ли она вовнутрь, как СССР, или взорвется. В случае, если КНДР все же не откажется от ядерного оружия, возможным представляется вариант его использование обрушающимся режимом против Южной Кореи, Японии, американских ВС в регионе или против России в качестве «мести» за свою историческую неудачу.
4. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЯДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЮГЕ ДЛЯ РОССИИ
Внешняя политика РФ и российское экспертное сообщество пока не склонны рассматривать перспективу ядерных войн у своих южных границ как вероятный вариант развития событий. Как представляется, пришло время признать подобную перспективу реальной и попытаться оценить воздействие подобного развития событий на перспективы развития РФ.
При возникновении ядерного конфликта на Ближнем Востоке с участием Ирана и Израиля можно ожидать следующих последствий:
1) Мировая энергетика, в том виде как она существует на сегодняшний день, рухнет. Судоходство в Персидском заливе и Суэцком канале окажется на какое-то время заблокировано, из-за радиоактивного заражения из района Персидского залива перестанет поступать нефть.
2) Россия окажется энергетическим монополистом по отношению к Западной Европе, а если к тому времени она сумеет отстроить альтернативную ОПЕК мировую нефтяную и газовую модель, то Россия сможет контролировать и глобальную энергетику.
3) Новая монополия России будет немедленно оспорена, будет поставлен вопрос о международном контроле над глобальными энергетическими ресурсами, и России нужно будет быть готовой отстаивать свой суверенитет над Восточной Сибирью и Дальним Востоком.
4) НАТО введет свои войска на Кавказ и в каспийский регион с тем, чтобы обеспечить доступ Запада к нефтегазовым ресурсам.
5) Юг России может подвергнуться радиоактивному заражению. Прямой ядерный удар по российской территории со стороны Ирана маловероятен, но технически возможен. Его политическая вероятность будет зависеть от отношения между РФ и Ираном на тот момент.
6) Может подвергнуться радиоактивному заражению Южный Кавказ и частично – Северный Кавказ. Конфликт спровоцирует потоки беженцев на территорию России через Кавказ и частично – через Среднюю Азию (Туркменистан и Казахстан).
7) При нанесении ядерного удара по Израилю это государство, скорее всего, прекратит свое существование. Россия лишится одного из своих главных партнеров на Ближнем Востоке, а сам регион попадет под политический контроль суннитских фундаменталистов.
При возникновении ядерного конфликта между Индией и Пакистаном (или при ударе по пакистанским ядерным объектам)
1) Персидский залив и Аравийское море подвергнутся радиоактивному заражению, что приведет к кратковременному энергетическому кризису, но мировая энергетика устоит.
2) Южная Азия станет генератором миллионных потоков беженцев и эпидемий, часть из которых устремится через Афганистан на Север, в Среднюю Азию и Россию.
3) государства Средней Азии под таким демографическим грузом могут сколлапсировать
4) ЕС закроет свои границы с Россией
Разумеется, приведенные выше сценарии являются достаточно умозрительными и не учитывают массу вариантов развития событий. Хочется надеяться, что ни один из них никогда не будет реализован, и что мировое сообщество найдет эффективные методы предотвращения новых ядерных конфликтов. Вместе с тем, опасность ядерных конфликтов существует, и полагать, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» не следует. Видимо, при разработке перспективной внешней политики нашей страны пришла пора учитывать и эту, пусть и маловероятную, возможность.
1