Развитие политической мысли с V по XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Возникновение политических идей и теорий.
2.2. Взгляды на политику и государство раннего христианства.
2.3. Политическая мысль эпохи Возрождения
3. Заключение.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Технический институт (филиал)

Федерального государственного автономного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный  университет имени

М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине политология

 

На тему: «РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ С V ПО XV ВЕКОВ».

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

студентом группы

Проверил: доцент, кандидат философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерюнгри 2011 г.

Содержание темы:

  1. Введение
  2. Основная часть:
      1. Возникновение политических идей и теорий.
      1. Взгляды на политику и государство раннего христианства.
      2. Политическая мысль эпохи Возрождения
  1. Заключение.
  2. Литература.

 

          1. Введение.

 

«Надо, вероятно, признать, что  высшее благо относится к ведению важнейшей науки, которая главным образом и управляет.          А такой представляется политика»

Аристотель

 

Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека.  Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.

Политология предоставляет  серьезные возможности познания человеческого мира через политику, а также для рационально-критического осмысления этой сферы общественной жизни. Она сегодня охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на их функционирование.

Рассмотрение классических и современных подходов – в  их развитии – к пониманию политики позволяет не только лучше представить  содержание этой категории, но и структуру  самой политической науки как  комплекса разных дисциплин.

История политических учений есть история преемственности, развития и вместе с тем борьбы политических идей, в связи с тем, что интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а, наоборот, были прямо противоположны. Все это находило свое отражение в их взглядах на политическое устройство общества, власть, государство.

История политических учений и тесно связанных с ними правовых взглядов касается не только далекого прошлого, но и современности. Большое количество ученых, как на Западе, так и в восточных странах занято исследованием и изучением политических концепций. Опубликовано множество книг и статей по данной проблеме. К примеру, можно назвать такие работы: Р. Берки. История политической теории. (Лондон, 1977г); Ж.Ж. Шевалье. История политической мысли. (Париж, 1979); Д. Хитер. Политические идеи в современном мире. (Лондон, 1964г.) и другие.

Кроме того, рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политической сферы позволяет сделать вывод  о существовании разных социальных и научных сторон политики и, соответственно, о многомерном характере этой важнейшей части человеческого  бытия. Поэтому глубокое изучение политики важно для более широкого понимания  гражданами своей роли и места  в обществе, формирования у них  ощущения собственной значимости и  сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. 

Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко  изучать, уметь видеть за хаотическим  нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями  участников политической жизни. Здесь  как нельзя более уместно замечание  французского социолога О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы  действовать»

Изучение развития политической мысли актуально, потому что способствует правильному пониманию современных  политических проблем, так как в  ней содержится громадный опыт разных времен мыслителей, которые занимались исследованием вопросов политики, власти и государства и внесли свой вклад в политической науке.

 

 

2.1. Возникновение политических идей и теорий.

 

Сама структура слова  политология указывает на то, что  название этой научной и учебной  дисциплины связано с полисом  – вполне конкретным политическим образованием, известным из античной истории. Богатое содержание вкладывается в понятие логос . в христианском учении логос – «и Слово было Бог» - понималось в виде творческого начала мира, веры в личность Христа как само слово Божие, то есть как полное воплощение и раскрытие бога в человеке.

Предметом истории политических учений являются политические идеи и  теории прошлого, взятые в их возникновении, историческом развитии и связи с  современностью. Изучение истории политических учений способствует раскрытию и  правильному пониманию современных  политических проблем, так как в  ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием вопросов политики, власти, государства.

Зарождение политических идей и теорий связано с процессом  классовой дифференциации общества и возникновением государственности. Политические учения, появлявшиеся в  истории и сменявшие друг друга, обусловливались интересами определенных классов, в конечном счете общественно-экономическими отношениями. Наряду с классовыми интересами в политических учениях находили выражение и общечеловеческие ценности – идеи справедливости, общего блага, свободы, нравственные принципы. В тесной связи с политическими взглядами формируются правовые учения.

Как и вся наука, политология  не появилась в более или менее  завершенном виде, а складывается и развивается при превращении  различных форм знания в ходе приращения учености (англ. Advancement of learning). В становлении всего обширного комплекса знания о политике выделяются, по меньшей мере, три последовательно вырастающие друг из друга, «надстраивающиеся» системы интеллектуального освоения политической практики.

  1. Прежде всего, это обыденное знание как обобщение непосредственного политического опыта.
  2. Очередной уровень представлен многообразными политическими учениями. Они создавались в основном пророками, законоучителями и мудрецами, включая античных философов
  3. Переход на следующий уровень политического знания – к знанию критическому – связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили гуманисты эпохи Возрождения, прежде всего Макиавелли. Они противопоставили догме практический опыт. Так на деле созданы предпосылки политической науки, или политологии (в континентально-европейском наименовании). Объект изучения политологии (предмет) – собственно политика во всем многообразии ее проявлений.

Политическая наука выросла  из рационализации обыденного и догматического знаний о политике. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли служили  той интеллектуальной средой, без которой и вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всей значимости умственных достижений греческой и римской античности, великолепных памятников индийского, ближнее- и дальневосточного философствования основы политической науки закладывались примерно с середины XII в. в Западной Европе. Схоластика, уже выработавшая строгость интеллектуальной работы, постепенно давала основания для возникновения европейских университетах новых форм учености, и среди них – метафизимика и развивавшаяся философия, юриспруденция и логика. К ним присоединилась дисциплина, которую именовали ars politica – политическое искусство (немецкий философ и теолог Альберт Великий; около 1193-1280); scientia politica – политическая наука (монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых Фома Аквинский; 1226-1274); sanctissima civils acientia – божественнейшая гражданская наука (немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант; около 1458-1521). Прошло немало времени, чтобы такая «политическая наука» была преобразована в современную политологию, подобно тому, как средневековая алхимия дала жизнь научной химии.

 

 

    1. Взгляды на политику и государство раннего христианства.

 

В средние века (V - XV века н.э.) политическое знание принимает  ярко выраженную религиозно-этическую  форму, господствует представление  об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление  божьего промысла. Повиновение государственной  власти - одно из требований христианской морали, в основе которого лежит  завет Иисуса Христа: "Отдайте  кесарю кесарево, а Богу богово".   В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.

После принятия христианства императором Византийской империи  Константином постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального  общества. Политика, право, юриспруденция  в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был  сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости  покорности и недопустимости сопротивления  ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь  утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность  земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

Христианство выражало интересы наиболее бедных слоев общества, оно  представляло собой не только новое  религиозное движение, но и своеобразную форму протеста общественной жизни  Римской империи.

Характерной чертой раннего христианства и его идеологии было осуждение богатства. Не отрицая значимости жизненных благ (в Новом Завете встречаются высказывания о пользе богатств), христиане выступали против разделения общества на два полюса – богатых и бедных. Осуждению подвергались богачи, собственники, увеличивающие свои богатства за счет других. Соответственно христианами был выдвинут принцип: «Не трудящийся да не ест». В том же плане решена и проблема распределения: «Каждый получит свою награду по своему труду».

С прогрессивных позиций  рассматривалась в христианстве проблема равенства. В Новом Завете отмечается, что люди равны, независимо от национального, имущественного и  политического положения.

В христианстве мечта об идеальном общественном строе приняла  форму идеи о тысячелетнем царствии небесном, выступавшем отрицанием земного  несправедливого государства. В  трактовке достижения идеального общественного  строя были выдвинуты  революционно-демократические  идеи. В ранних христианских документах осуждение богатых носило резкий и протестный характер. «Послушайте  вы, богатые, плачьте и рыдайте  о бедствиях ваших, находящих  на вас».  В Апокалипсисе нарисована картина гибели правителей, царей, «тысяченачальников», угнетавших бедняков. Вместе с тем, революционные настроения в идеологии  раннего христианства сочетались с  тенденцией непротивления злу насилием.

По мере развития Римской  империи христианство претерпевало значительную эволюцию. Возникнув как религия социальных низов общества, оно включило в себя социальные и нравственные установки этих слоев общества. В дальнейшем, в связи с углублением кризиса рабовладельческого общества, изменился социальный состав и приоритет ценностных установок христианских общин. Революционно-демократические тенденции сменились освящением частной собственности и союзом с рабовладельческим государством, которому в раннехристианских документах предрекалась неминуемая гибель. Усилился переход от христианских общин к епископальной церкви.

Однако при всей своей  противоречивости, христианское учение содержало социально-политические мысли. К ним относятся идеи о  всеобщности труда и распределении  по труду, решение проблемы равенства. Некоторые положения раннего  христианства – идеалы общего блага  и милосердия, нравственные принципы общественной и личной жизни –  имеют общечеловеческое значение.

Творцами христианской политической теории считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). В христианском политическом учении государство рассматривается  как некая часть универсального порядка, создателем которого является бог. Цель государства – сохранение порядка и гражданского общества.

Августин Аврелий (354-430) епископ  Гиппонский в своем сочинении  «О граде Божьем» он изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана  в целях объяснения с позиций христианства исторического события – взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества  представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы.

Информация о работе Развитие политической мысли с V по XV веков