Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:10, контрольная работа
Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.
1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Возникновение политических идей и теорий.
2.2. Взгляды на политику и государство раннего христианства.
2.3. Политическая мысль эпохи Возрождения
3. Заключение.
4. Литература.
Технический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный университет имени
М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Контрольная работа
по дисциплине политология
На тему: «РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ С V ПО XV ВЕКОВ».
Работа выполнена
студентом группы
Проверил: доцент, кандидат философских наук
Нерюнгри 2011 г.
Содержание темы:
«Надо, вероятно, признать, что высшее благо относится к ведению важнейшей науки, которая главным образом и управляет. А такой представляется политика»
Аристотель
Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.
Политология предоставляет
серьезные возможности познания
человеческого мира через политику,
а также для рационально-
Рассмотрение классических и современных подходов – в их развитии – к пониманию политики позволяет не только лучше представить содержание этой категории, но и структуру самой политической науки как комплекса разных дисциплин.
История политических учений есть история преемственности, развития и вместе с тем борьбы политических идей, в связи с тем, что интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а, наоборот, были прямо противоположны. Все это находило свое отражение в их взглядах на политическое устройство общества, власть, государство.
История политических учений и тесно связанных с ними правовых взглядов касается не только далекого прошлого, но и современности. Большое количество ученых, как на Западе, так и в восточных странах занято исследованием и изучением политических концепций. Опубликовано множество книг и статей по данной проблеме. К примеру, можно назвать такие работы: Р. Берки. История политической теории. (Лондон, 1977г); Ж.Ж. Шевалье. История политической мысли. (Париж, 1979); Д. Хитер. Политические идеи в современном мире. (Лондон, 1964г.) и другие.
Кроме того, рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политической сферы позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и научных сторон политики и, соответственно, о многомерном характере этой важнейшей части человеческого бытия. Поэтому глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции.
Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя более уместно замечание французского социолога О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать»
Изучение развития политической
мысли актуально, потому что способствует
правильному пониманию
2.1. Возникновение политических идей и теорий.
Сама структура слова политология указывает на то, что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисом – вполне конкретным политическим образованием, известным из античной истории. Богатое содержание вкладывается в понятие логос . в христианском учении логос – «и Слово было Бог» - понималось в виде творческого начала мира, веры в личность Христа как само слово Божие, то есть как полное воплощение и раскрытие бога в человеке.
Предметом истории политических
учений являются политические идеи и
теории прошлого, взятые в их возникновении,
историческом развитии и связи с
современностью. Изучение истории политических
учений способствует раскрытию и
правильному пониманию
Зарождение политических идей и теорий связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности. Политические учения, появлявшиеся в истории и сменявшие друг друга, обусловливались интересами определенных классов, в конечном счете общественно-экономическими отношениями. Наряду с классовыми интересами в политических учениях находили выражение и общечеловеческие ценности – идеи справедливости, общего блага, свободы, нравственные принципы. В тесной связи с политическими взглядами формируются правовые учения.
Как и вся наука, политология не появилась в более или менее завершенном виде, а складывается и развивается при превращении различных форм знания в ходе приращения учености (англ. Advancement of learning). В становлении всего обширного комплекса знания о политике выделяются, по меньшей мере, три последовательно вырастающие друг из друга, «надстраивающиеся» системы интеллектуального освоения политической практики.
Политическая наука выросла из рационализации обыденного и догматического знаний о политике. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли служили той интеллектуальной средой, без которой и вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всей значимости умственных достижений греческой и римской античности, великолепных памятников индийского, ближнее- и дальневосточного философствования основы политической науки закладывались примерно с середины XII в. в Западной Европе. Схоластика, уже выработавшая строгость интеллектуальной работы, постепенно давала основания для возникновения европейских университетах новых форм учености, и среди них – метафизимика и развивавшаяся философия, юриспруденция и логика. К ним присоединилась дисциплина, которую именовали ars politica – политическое искусство (немецкий философ и теолог Альберт Великий; около 1193-1280); scientia politica – политическая наука (монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых Фома Аквинский; 1226-1274); sanctissima civils acientia – божественнейшая гражданская наука (немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант; около 1458-1521). Прошло немало времени, чтобы такая «политическая наука» была преобразована в современную политологию, подобно тому, как средневековая алхимия дала жизнь научной химии.
В средние века (V - XV века
н.э.) политическое знание принимает
ярко выраженную религиозно-этическую
форму, господствует представление
об определяющей роли Бога в природе,
общественной и личной жизни. Власть
осмысливается как
После принятия христианства
императором Византийской империи
Константином постепенно христианская
теология приобрела политическое значение.
Религия стала стержнем культуры
и мировоззрения феодального
общества. Политика, право, юриспруденция
в руках священнослужителей превратились
в прикладные отрасли богословия.
Чуть ли не с самого начала акцент был
сделан на постулате о божественном
происхождении власти и необходимости
покорности и недопустимости сопротивления
ей. Эта установка получила дальнейшее
развитие с превращением христианства
в государственную религию. Церковь
утверждала, что она получила власть
прямо от самого Христа, и в силу
этого безусловная обязанность
земных государей состоит в том,
чтобы подчиняться главе
Христианство выражало интересы наиболее бедных слоев общества, оно представляло собой не только новое религиозное движение, но и своеобразную форму протеста общественной жизни Римской империи.
Характерной чертой раннего христианства и его идеологии было осуждение богатства. Не отрицая значимости жизненных благ (в Новом Завете встречаются высказывания о пользе богатств), христиане выступали против разделения общества на два полюса – богатых и бедных. Осуждению подвергались богачи, собственники, увеличивающие свои богатства за счет других. Соответственно христианами был выдвинут принцип: «Не трудящийся да не ест». В том же плане решена и проблема распределения: «Каждый получит свою награду по своему труду».
С прогрессивных позиций рассматривалась в христианстве проблема равенства. В Новом Завете отмечается, что люди равны, независимо от национального, имущественного и политического положения.
В христианстве мечта об идеальном общественном строе приняла форму идеи о тысячелетнем царствии небесном, выступавшем отрицанием земного несправедливого государства. В трактовке достижения идеального общественного строя были выдвинуты революционно-демократические идеи. В ранних христианских документах осуждение богатых носило резкий и протестный характер. «Послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас». В Апокалипсисе нарисована картина гибели правителей, царей, «тысяченачальников», угнетавших бедняков. Вместе с тем, революционные настроения в идеологии раннего христианства сочетались с тенденцией непротивления злу насилием.
По мере развития Римской империи христианство претерпевало значительную эволюцию. Возникнув как религия социальных низов общества, оно включило в себя социальные и нравственные установки этих слоев общества. В дальнейшем, в связи с углублением кризиса рабовладельческого общества, изменился социальный состав и приоритет ценностных установок христианских общин. Революционно-демократические тенденции сменились освящением частной собственности и союзом с рабовладельческим государством, которому в раннехристианских документах предрекалась неминуемая гибель. Усилился переход от христианских общин к епископальной церкви.
Однако при всей своей
противоречивости, христианское учение
содержало социально-
Творцами христианской политической теории считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка, создателем которого является бог. Цель государства – сохранение порядка и гражданского общества.
Августин Аврелий (354-430) епископ Гиппонский в своем сочинении «О граде Божьем» он изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события – взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы.
Информация о работе Развитие политической мысли с V по XV веков