Развитие политической мысли с V по XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Возникновение политических идей и теорий.
2.2. Взгляды на политику и государство раннего христианства.
2.3. Политическая мысль эпохи Возрождения
3. Заключение.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Государство рассматривается  Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью, как Богу, так и человеку. Для совершенствования  государственного управления Августин предлагает идеи обновления града земного  в русле христианской добродетели  и гуманизма.

Формы правления различаются  Августином в зависимости от тех  обязанностей, которые возлагаются  на верховную власть. Главными среди  них он считает моральные и  религиозные обязанности, в частности  уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются  справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно  как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы  им подчиняться.

Другой средневековой  мыслитель-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.) полагал, что государственная  власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это  положение было связано со стремлением  средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Идеальная форма правления, по Аквинскому, - смешанная из трех «чистых» форм, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – преобладание, а подданные (народ), вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

В работе «Сумма теологии»  Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право.

1) Вечное право это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.

2) Божественное право (заповеди) дополнительное руководство к естественному праву.

3) Естественное право это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.

4) Позитивное право это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное  сувереном, противоречит естественному  праву и разуму, то оно незаконно  и является искажением права. Только в данном случае Аквинский признавал  правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление  против власти является смертным грехом.

И Аврелий Августин и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской власти. Но в то же время они считали, что все формы правления должны уважать бога и человека.

Религиозная концепция государства  способствовала дальнейшему развитию политической мысли, В частности  она внесла в общение людей  дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей  беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом  появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.

 

    1. Политическая мысль эпохи Возрождения.

 

В социально-экономической  жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения  является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы  на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.

В политической мысли эпохи  Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались  и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

В литературе систему взглядов этого периода на государство, общество и личность принято называть гражданской  концепцией. Ее отравной точкой был индивид-гражданин. Государство рассматривалось как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Видным теоретиком, положившим начало этому направлению политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527),  который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет  и метод политологии.  Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал  секретарем правительства Итальянской  республики и наблюдал политику, что  называется, изнутри.  Политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. В центре политической теории Макиавелли были методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. В своих политических и исторических произведениях, таких, как «Государь», «История Флоренции»,  «Размышления о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве», он стремится определить закономерности политической деятельности, которая имеет свою объективную историческую природу.

Научные принципы политического  искусства Н.Макиавелли выводил  на основе исследования реальных качеств  человеческой природы, расстановки  и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. Задачу политической науки Н.Макиавелли видит  в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, отправляться от фактического материала, на основе исторического  опыта, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Не действительность подгонять под канонизированные схемы, а, наоборот, на основе познания реальной действительности выводить работающие политические принципы и в соответствии с ними творить политическую историю. Вклад Макиавелли в политическую науку состоял в следующем.

Во-первых, он обосновал самостоятельность  политической сферы, ее относительную  автономность от других областей жизни  общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную  логику, содержание которой определяет политическая власть. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной  политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.

Во-вторых, Н.Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого  и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Н.Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно  наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологии Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.

В-третьих, Н.Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как  политическую форму организации  общества. Государство в теории Н.Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом  устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство  не как застывшую, неподвижную структуру, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от соотношения борющихся  сил.

При анализе политических форм Н.Макиавелли обращается к самым  различным факторам, влияющим на их становление и изменение: экономическим, военным, территориальным, географическим, демографическим, этническим. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н.Макиавелли уловил взаимосвязь  нравственного и психологического состояния общества с политическими  формами и с этой точки зрения явился одним из пионеров политической психологии.

Формы государства имеют  тенденцию сменять друг друга, отражая  тем самым состояние общества. Н.Макиавелли сформулировал концепцию  циклического развития государственных  форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра  и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношения» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия и демократия). Согласно Н.Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).

Наилучшей формой государства  Н.Макиавелли считал смешанную, воплощением  которой была для него умеренная  республика, сочетающая достоинства  монархии (сильное объединяющее начало), аристократию (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении), что в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

В-четвертых, Н.Макиавелли отделил  политику от морали. Политика, по его  мнению, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических  взаимодействий.

В работе "Государь" Н.Макиавелли яркими красками рисует образ властителя, который попирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Таким образом, о правилах политического  искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали, а с позиций политической цели, при достижении которой моральные  критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний  должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства.

С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться "макиавеллизмом". Исторический опыт показывает, что  использование безнравственных  аморальных средств для достижения политических целей, в конечном счете, приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макиавеллизма - применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и бесчеловечных средств во имя достижения прекрасных по существу и содержанию идеалов.

Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н.Макиавелли стал спорной  фигурой в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается  родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют  непреходящее значение.

Макиавелли создал политической портрет государя, который строит управление подданными, опираясь на эти  закономерности, а не на догматы  христианской морали и религии.

Обобщая исторический опыт ведения хозяйства теми или иными  государями, их отношение к экономическим  и хозяйственным вопросам, проявлявшимся прежде всего в таких их личностных качествах, как щедрость или бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, вынуждены были в короткое время тратить все свои богатства и сбережения на поддержание и закрепление за собой славы щедрых государей. После того как истощалась их казна, они были вынуждены идти на любые средства, чтобы выжать из своего народа путем жестоких налогов, поборов и угроз необходимые им деньги. Если государь пойдет по этому пути, то постепенно он станет ненавистным для своих подданных и в силу бедности – потеряет уважение. Таким образом, с точки зрения Макиавелли, щедрость ведет к разорению государя и страны, к обиде многих и вознаграждению  лишь некоторых.

Чтобы не попасть в подобное положение, государь не должен бояться  прослыть скупым, ибо когда увидят, что, благодаря его бережливости, ему хватает доходов и на защиту, и на походы без того, чтобы отягощать народ налогами, то его сочтут щедрым: он будет щедрым для всех, у кого ничего не берет, а таких бесконечное множество, скупым же для всех, кому не дает, т.е. немногим.

Рассматривая далее такие  качества государя, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же указывает на то, что каждый государь желает прослыть милосердным, а не жестоким. Однако он тут же предостерегает против проявления этого милосердия некстати. Цезарь Борджа слыл беспощадным, но его  жестокость восстановила Романью, объединила ее, вернула к миру и верности, а флорентийский правитель, чтобы  избежать нареканий в жестокости, допустил разрушение Пистойи. Поэтому государь, считал Макиавелли, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем тот, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых  государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новый власти угрожает много опасностей.

Информация о работе Развитие политической мысли с V по XV веков