Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:10, контрольная работа
Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что одним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. Вероятно, самым значительным для осознания всей сложности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно меняется она сама, расширяются не только границы политической сферы, но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.
1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Возникновение политических идей и теорий.
2.2. Взгляды на политику и государство раннего христианства.
2.3. Политическая мысль эпохи Возрождения
3. Заключение.
4. Литература.
Опираясь на богатый исторический опыт, Макиавелли советует государю, что всегда вернее внушить страх, чем быть любимым, ибо большинство людей неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока им делают добро, они высказывают расположение, но как только подвернется случай, они рады предать своего благодетеля и даже уничтожить его.
Много внимания Макиавелли уделяет исследованию форм взаимоотношения государя с народом. Прежде всего он предупреждает, чтобы государи избегали таких дел, которые бы вызвали к нему ненависть и презрение. Он писал, что ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество, что недовольным может оказаться лишь небольшая часть честолюбивцев, на которых нетрудно найти управу. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств нужно остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решения государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло бы прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя.
Макиавелли много уделяет внимания и такому вопросу, как взаимоотношение государя и его советников. Он подчеркивает, что об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает, если люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключают соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.
С именем Макиавелли иногда связывают пропаганду аморализма и коварства в политике, термин «макиавеллизм» закрепился за проявлениями моральной нечистоплотности. Во многом, это незаслуженная оценка творчества Макиавелли, его стремления реалистично подойти к исследованию сущности политики. Объективный исторический подход в анализе форм и методов государственного управления, который разработал Макиавелли, имел большое значение для дальнейшего развития мировой политической мысли.
Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.
Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности.
В эпоху средневековья
философско-этическая
· Христианская церковь пытается
доминировать над светской властью
(«град божий есть высший град»),
град земной включает в себя дьявольскую
волю. Для совершенствования
· Государство имеет позитивную ценность и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей (Фома Аквинский).
· Существуют четыре вида права:
1. вечное право - мудрость Бога;
2. божественное право - заповеди;
3. естественное право
- стандарты истины и
4. позитивное право вводимые государством законы.
· Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, то оно незаконно и в этом случае народ имеет право выступить против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом (Фома Аквинский).
Постепенно формировалась
мысль о необходимости
В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. Политическое стояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.
Значительный вклад в развитии политической мысли внесли мыслители, Аврелий Августин и Фома Аквинский. Они стремились обосновать верховенство церкви над светской власти. Но в то же время они считали, что все формы правления должны уважать бога и человека.
Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли, В частности она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.
Видным теоретиком, положившим начало гражданской концепции, был Никколо Макиавелли, который стал спорной фигурой в истории политической науки, противопоставив политику общепризнанным нормам морали. Научные принципы политического искусства Н.Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, расстановки и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. О правилах политического искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали, а с позиций политической цели, при достижении которой моральные критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства. С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться "макиавеллизмом".
Задачу политической науки
Н.Макиавелли видит в том, чтобы
объяснять действительное положение
вещей, отправляться от фактического материала,
на основе исторического опыта, а
не предаваться утопическим
Информация о работе Развитие политической мысли с V по XV веков