Развитие политической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство как создание человеческого искусства, понять политику в связи с интересами людей и их объединений. Из многовековой борьбы, смены, развития учений о государстве, политике, праве сложилась история политических учений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………....3
1. Представления о власти и властителе в ранней античности и на древнем востоке…...…4
2. Политические идеи античности и средневековья……………………………………….....5
3. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.............................................7
4. Политическая мысль в XIX в. …………………………………………………………......................10
5. Развитие политической мысли в России…………………………………………………..12
6. Современная западная политология………………………………………………………18
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Белорусский Государственный Университет Транспорта.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

Интерес для политической науки представляют взгляды Бенедикта Спинозы. Будучи сторонником демократии, он считал, что только она сможет обеспечить свободу, равенство, достижение общего блага, обусловит разумность законов  и поддержку их всеми подданными. Возникновение государства вызвано  необходимостью упорядочить противоречия между страстями и разумом  человека, что, и достигается заключение «общественного договора». Поэтому народ вправе свергнуть насильственные формы правления и установить порядки, обеспечивающие общее благополучие и свободу. 

Дальнейшее  развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения.

Джон  Локк выступил в определенной степени  оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею «общественного договора», он иначе  подошел к пониманию «естественного состояния людей». По его мнению, до возникновения государства люди живут в «естественном состоянии», где господствует равноправие. С  появлением нарушений этого равноправия  люди вынуждены создавать специальные  органы для разрешения возникающих  споров. Именно для защиты равноправия, свобод, прав личности люди и договариваются о создании государства. Невыполнение этих задач государством (правительством) делает его незаконным и дает право, подданным на сопротивление или  даже на его замену. Государство  получает от людей ровно столько  власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов. 

Бесспорной  заслугой Локка является выдвижение и обоснование им необходимости  разделения власти в государств между  различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное  для государства – это следование законам, никто и ничто в государств не может находиться вне следование законам, никто и ничто в государстве не их подчинения. «Там, где нет законов, там нет и свободы», – такая позиция мыслителя предвосхищает создание правового государства, а распространяемые им идеи социального компромисса, интегрированные впоследствии в доктрину раннебуржуазного либерализма, позволили назвать его основателем данного направления.

Шарль Луи  Монтескье был одним из основателей  географического направления в  политической науке, считая, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы. Климата, рельефа, территории и т.д. Формы правления он определяет вслед за Аристотелем по количеству властвующих: республика, монархия, деспотия, – подвергая последнюю резкой критике. Выступая приверженцем идеи политической свободы, главную задачу государства он видел в обеспечении безопасности граждан. Что может быть достигнуто лишь в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал обязательным разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решение вопросов международной жизни. Кроме того, он призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Все эти идеи были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. в период Великой французской революции и затем легли в основу Конституции Франции, США и других стран.

Возникают в этот период и радикально-революционные  концепции. К ним следует отнести, прежде всего, идеи Жана Жака Руссо (1712–1778). 

Последовательный  республиканец и демократ Руссо  исходил из приоритета принципа народного  суверенитета. Догосударственное состояние  людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол – частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, и поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, разделению властей, доказывая необходимость прямого народного правления. Частную собственность он предлагал распределить между всеми гражданами в размерах, необходимых для их жизни.

В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства. Принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики, Республиканская форма правления, федерализм, система сдержек и противовесов как дополнение к теории «разделения властей» – основной вклад «отцов-основателей» США в политическую теорию и практику. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т.Пейна, Т.Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А.Гамильтона и Ф.Джея – более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации этих политических идей была Великая французская революция (1789–1794). Однако Франция концаXVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие Европы и всего мира.  

4. Политическая мысль в XIX в.

 

 

 Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрировал в своем  учении Г.В.Гегель (1770–1831). Гегель различает  гражданское общество и государство. Государство он считает основание  гражданского общества. Только в государстве  индивид получает истинную свободу. Общество – это множество отдельных  личностей, государство же опирается  на объединенный народ. Их объединение  и ликвидация противоречий между  ними может быть достигнута через  групповое представительство. Это  значит, что люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в  общественные группы и из них выдвигать  своих представителей, которые будут  регулировать все отношения между  группами. Только на основе этого возможно достижение национального единства.

Первая  половина XIX  в. – время окончательного становления индустриальной цивилизации в ведущих европейских странах. Этот период характеризуется окончательным оформлением основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений.

Ведущей политической идеологией этого времени  становится либерализм (Б.Констан, И.Бентам и др.). Его основными ценностями провозглашаются права и свободы  личности, её неприкосновенность, свобода  частной собственности и экономической  деятельности, невмешательство государства  в экономику, разделение властей  и др. Постепенно либералы эволюционируют от признания в качестве идеала конституционной  монархии и цензового ограничения  избирательного права к новому идеалу – демократической республике с  всеобщим избирательным правом. Для  них становится характерным отказ  от революционных методов преобразований. Определенный вклад в развитие политической мысли внес французский политик, историк Ш.А. де Токвиль (1805–1859), подчеркнувший  противоречие между свободой и равенством как лозунгами французской революции. Он отмечал, что торжество идеологии  равенства ведет к усилению государственной  власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих  целей.

В этот же период оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составлявшие его содержание менялись в процессе исторического развития, но общие  мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, отрицание равенства  людей, демократический институтов и пр. Теоретиками консерватизма  этого периода считаются Э.Герк, У.Вордсворт, С.Колридж и др.

В первой половине XIX в. завершается формирование политической идеологии социализма (коммунизма) (А.Сен-Семон, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др.). Социалисты понимали, что никакие теории преобразования общества не имеют права на существование, если не отвечают на вопрос, как обеспечить наиболее многочисленному трудящемуся классу достойное человека условия жизни. В их трудах делался акцент на необходимость достижения свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства. Идеи социализма получили научное обоснование в трудах К.Маркса (1818–1881) и Ф.Энгельса (1820–1895). Они подчеркивали обусловленность политических отношений экономическими, политического поведения людей их социально-экономическими интересами. По ним государство происходит не от Бога и не является результатом договора людей, а выступает продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически и категорически господствующего класса. Государство, которое выражает интересы большинства людей, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление. 

Позднее в работах представителей социал-демократии Э.Бернштейна (1850–1932), К.Каутского (1854–1938) утверждалась возможность эволюционного  развития государства и власти в  направлении к социализму, становление  демократии и свободы уже в  рамках буржуазного строя.

Во второй половине XIX в. проявляются и антидемократические тенденции политической мысли. Например, возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов является борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. Сторонники этой концепции по-разному понимали термин (раса). А.Гобино, Х.С.Чемберлен, Л.Вольтман и др. мыслители трактовали его чисто биолигически, Ф.Ницше (1844–1900) – несколько иначе. Для него высшая раса – прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей (воли к власти). Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества – лишь средство достижения великой цели – формирования расы (сверхлюдей). 

5. Развитие политической мысли в России.

 

 

 Первые памятники политической мысли на Руси – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (первого славянина – главы русской православной церкви, XI в.), «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XII в.). Основные идеи политического характера, содержавшиеся в этих произведениях – обоснование независимости Руси от Византии (как в духовном, так и в политическом плане), укрепление княжеской власти, объединение Руси, борьба с врагами (прежде всего с кочевниками).

В последующие  столетия политическая мысль на Руси и в России долгое время продолжала развиваться в тесной связи и  по сути дела в рамках церковной  православной мысли. В XV в., после падения Византии, женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора и провозглашения великого князя государем всея Руси в монашеской среде возникла теория «Москва – третий Рим», означавшая политическую и духовную преемственность России от Римской империи и Византии. В конце XV – середине XVI в. возникает ряд церковно-политических течений – иосифлянство, нестяжательство, новгородско-московская ересь «жидовствующих».

Иосифлянство  отстаивало незыблемость церковных  канонов и догм, выступало за монастырское и церковное землевладение. Его  идеолог Иосиф Волоцкий (1439–1515) выступил с идеей божественного происхождения  великокняжеской власти, что укрепляло  политический союз власти и церкви. Иосифлянство стало духовно-идеологической опорой власти великого князя Московского. Крупнейшие митрополиты всея Руси XVI в. – Даниил (1522–1538  гг.) и Макарий (1542–1558 гг.), воспитатель Ивана Грозного – были иосифлянами.

Нестяжательство было религиозно-политическим течением, проповедовавшим, наоборот, отказ церкви от земли и собственности, аскетизм, уход от мира. Его идеологами были Нил  Сорский и Вассиан Косой. Вначале  великий князь Иван III поддерживал их, стремясь ограничить влияние церковных иерархов, но после выдвижения иосифлянами тезиса о божественной природе власти государя отошел от нестяжателей. Их идеи осудили церковные соборы 1503 и 1531 гг.

Следует упомянуть и церковно-политическое учение т.н. «жидовствующих», зародившееся в Новгороде накануне его подчинения Москвой (1478 г.), распространившееся по всей Руси и боровшееся и с иосифлянами, и с нестяжателями. Его приверженцы отвергали авторитет церкви, обряды и многие догматы православия. Их подозревали в тайном иудаизме, но на деле их идеи были созвучны многим ересям Западной Европы (гуситам и т.д.), ставшим позднее основой протестантизма. Иван III вначале использовал эту ересь также в целях ослабления влияния митрополита и крупного духовенства, в борьбе с удельными князьями и крупным боярством, но затем отошел от их поддержки по тем же причинам, что и в случае с нестяжателями. Их учение было признано ересью и осуждено.

Уже в XVI в. русская политическая мысль секуляризируется   – приобретает светский характер. Одним из интереснейших её памятников того времени стали челобитные Ивана Пересветова царю Ивану Грозному (середина XVI в.): политическая программа преобразований, укрепления царской власти, издания строгих законов, создания сильного постоянного войска, завоевания Казанского ханства, централизации, подавления алчных бояр, грозящих своими раздорами единству государства, осуждение крепостной кабалы.

В XVII–XVIII вв. в Россию проникают западноевропейские политические теории. Еще в допетровскую эпоху распространяются идеи «естественного права», «общественного договора» и т.д. Такие крупные мыслители, как приближенный царя Алексея Михайловича (1645–1676) Ртищев, человек огромного духовного авторитета, и выходец из Беларуси Симеон Полоцкий, воспитатель старших детей царя Алексея Михайловича (Федора, Ивана и Софьи – всех, кроме Петра), и ряд других – познакомили правящую элиту и царский двор с западноевропейскими идеями, неустанно их пропагандировали.

После петровских реформ основная борьба идей в России шла вокруг таких проблем, как  возможность проведения в России новых преобразований в западноевропейском духе (в том числе направленных на ограничение самодержавной императорской  власти), крепостное право, просвещение  народа, государственное устройство. Историк и государственный деятель  эпохи Петра I В.Н.Татищев (1686–1750) был сторонником теории «естественного права», выступал против крепостничества, за просвещение, за укрепление абсолютной монархии (он считал, что по-другому нельзя в таких больших странах, как Россия). В тот же период мыслитель из среды купечества И.Т.Посошков выступал в поддержку купеческого слоя и за развитие торговли, но одновременно и за строгий контроль над предпринимательством со стороны государственной власти. Екатерина II (одна из немногих женщин, внесших серьезный вклад в развитие политической мысли до ХХ в.) в своем «Наказе» (1767) комиссии об Уложении высказывала идеи в духе Просвещения. Эти же идеи высказывал князь М.М.Щербатов: ограничение самодержавия дворянским Верховным Советом и конституцией. Разрабатывались проекты конституции России, один из которых готовили воспитатель наследника (будущего императора Павла I) Н.И.Панин и драматург Д.И.Фонвизин, а второй – фаворит Екатерины II П.А.Зубов и поэт и государственный деятель Г.Р.Державин. Были и другие проекты, но в итоге Екатерина II решила вообще отказаться от идеи введения конституции в России, придя к выводу, что наилучшей формой государственного устройства для России должен оставаться просвещенный абсолютизм. А.Н.Радищев (1749–1802) в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) высказывался за революцию, свержение монархии, разделение России на несколько республик и создание затем их союза.

Информация о работе Развитие политической мысли в России