Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель моего реферата проследить развитие политологии как науки и понять необходимость изменений.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- обозначить предмет политологической науки;
- рассмотреть основные этапы в истории развития политологии;
- понять античные истоки политической науки;
- проследить политическую мысль Средневековья;
- рассмотреть формирование основ политической науки в Новое время;
- рассмотреть развитие и становление политологии как науки в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

Введение 

        Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д. Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

   Объектом  исследования является сам термин «политология», предметом- различные труды авторов по данной теме.

   Цель  моего реферата проследить развитие политологии как науки  и понять необходимость изменений.

   Для этого необходимо решить ряд задач:

   - обозначить предмет политологической  науки;

   - рассмотреть основные этапы в истории развития политологии;

   -  понять античные истоки политической науки;

   - проследить политическую мысль Средневековья;

   -  рассмотреть формирование основ политической науки в Новое время;

   - рассмотреть развитие и становление  политологии как науки в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предмет политологической науки
 

    Рассмотрим  конкретно, что же представляет собой  политология как наука? Во введении мы начали рассмотрение этого вопроса  с уяснения этимологии этого слова  и выяснили, что этимологически термин политология переводится с древнегреческого на русский язык как наука о  политической системе общества.

    Однако  этимологический подход – это  слишком обобщенный подход. Этимологическое  содержание того или иного термина  лишь обозначает объект исследования, указывает на ту область, в которой  он находится, но не выявляет специфических  особенностей данного объекта. Поэтому, чтобы разобраться в том, что  же представляет собой политология  как наука, прежде всего, необходимо более четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. В то время как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки.

    В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и  отношений общественной жизни, которые  носят название политических. Иначе  говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?

    Во-первых, политическая сфера общественной жизни  – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах  государства. Начиная с периода  раннеклассовых обществ, государство  как форма социальной организации  являлось самым распространенным и  непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, предметом политической науки является изучение государства. Слово политика производно от греческого politika – полис – город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля “Ta politika” – “то, что относится к государству”. При этом, из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности.

    Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса  о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии  и так далее. И уже тогда, в  древние времена, стало ясно, что  важнейшим вопросом политической жизни  является вопрос о власти, составляющая стержень мира политического и обладающая особыми характеристиками. Задача политологии  состоит в том, чтобы анализировать  не только юридически – правовые аспекты  ее деятельности, что составляет предмет  государствоведческой и правоведческой дисциплин, но также государство  и властные отношения как институты  политической системы общества, имеющей  главной целью реализацию всеобщего  интереса. В связи с этим предмет  политологии осмысливается как  изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения  и осуществления этой власти в  государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства  членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.

    В-третьих, длительное время в трактовке  общественной жизни, в том числе  и политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли  политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, участвующих  в политических отношениях и процессах, эгоистические интересы которых  создают политические отношения. (Вообще человек как общественное существо в своем индивидуальном, групповом, национально-историческом, социокультурном, общечеловеческом бытии служит предметом различных обществоведческих дисциплин, но как центральный субъект политической жизни он не мог оставаться вне поля зрения и политологии). Позднее, уже в 19 веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

    В-четвертых, в целях отстаивания своих  социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и  общественные организации: партии, профсоюзы, движения и так далее. Эти организации  и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых  формируют в определенном направлении  общественное мнение. Идеология придает  значимость институциональным отношениям (отношениям между представителями  различных институтов общества) между  людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает  или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных  идеологических систем, идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического  имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых “групп интересов”, “групп давления”, а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Естественно, исходя из этого, что политологический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно-политических течений, их истории, влияния на политику. [1, с. 24] На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания. [2, с. 45] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  этапы в истории  развития политологии
 

    Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к  миру политического пристальный  интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные  трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

      Американский политический философ  Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова». [1, с.50]

    Политология, как самостоятельная наука стала  возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого  социума, отделения мира политического  от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало  с Новым и Новейшим периодами  истории, а точнее с периодами  формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что  мир политического в собственном  смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение  из целостного человеческого социума  произошли на определенном этапе  исторического развития и тесно  связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического  и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации  науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические  приемы и т.д.

    В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического  знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

    Можно выделить три крупных этапа в  истории формирования и развития политологии.

    Первый  период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

    Второй  период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоки их научного анализа.

    В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. [9, с. 61] 
 
 

  1. Античные  истоки политической науки
 

    Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм  политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

    В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел  на себя не как на специалиста в  какой-либо области знания, а как  на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

Информация о работе Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения