Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель моего реферата проследить развитие политологии как науки и понять необходимость изменений.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- обозначить предмет политологической науки;
- рассмотреть основные этапы в истории развития политологии;
- понять античные истоки политической науки;
- проследить политическую мысль Средневековья;
- рассмотреть формирование основ политической науки в Новое время;
- рассмотреть развитие и становление политологии как науки в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

        В конце ХIХ начале ХХ. были заложены основы современной политической социологии. Значительный вклад в развитие политической социологии внес американский ученый А.Бентли, опубликовавший ряд работ, в которых разрабатывалась теория групп. В дальнейшем на основе разработок Бентли были сформулированы концепции заинтересованных групп, которые наряду с партиями заняли особое место в политологических исследованиях. В период между двумя мировыми войнами развитие политической науки характеризовалось преобладанием американского влияния. В это время большая заслуга в развитии политической науки принадлежит представителям чикагской школы. В политологических исследованиях ими был сделан серьезный шаг в направлении профессионализации политической науки и повышения требовательности к исследователям и обоснованию их результатов и выводов.

       В силу целого ряда факторов, в частности установления тоталитарных  режимов, политологические исследования  во многих странах Европы были  либо свернуты, либо полностью  подчинены идеологическим и политко-пропагандистским целям правящих режимов. 
 

  1. Политология после Второй мировой войны
 

   Послевоенные  десятилетия можно рассматривать  как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после  войны развернулся бурный процесс  сначала восстановления, а затем  и дальнейшего развития политических наук в европейских странах.

     Происходило неуклонное расширение круга охватываемых политической наукой проблем. В сферу интересов политологов вошли политические системы и политические процессы, партии и группы интересов, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, политические идеологии, история политических учений, политическая философия и др.

     Первоначально приоритет в мировой политической науке принадлежал американцам. Во многих учебных заведениях страны, где раньше обучение этой дисциплине отсутствовало, было введено преподавание политической науки.

     Заметным событием в истории послевоенной политологии принято считать международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЭСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный документ, в котором излагались и систематизировались основные положения политической науки. В 1949 г.  рамках ЮНЭСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований. Во многих странах увеличилось число политологических журналов, расширилось преподавание политологии в ВУЗах, велась подготовка бакалавров, магистров и докторов политических наук. Разрабатывались методологические принципы и методы политологических исследований. [4, с.87] 

  1. Восстановление  политологии в  России
 

       С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги,

создавшие условия для формирования  новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других, связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За эти последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.

       Особое значение имели учреждение  экспертного совета Высшей аттестационной  комиссии (ВАК) по политическим  наукам и введение в вузах  страны преподавания политологии.  Все это создало основу для  развития современной профессиональной  политической науки, формирования  системы подготовки и переподготовки  научных и преподавательских  кадров политологов, установления  и присуждения ученых степеней  по политическим наукам и присвоения  научных званий по политологическим  кафедрам.

        По имеющимся данным в настоящее  время в вузах Российской Федерации функционирует более 300 кафедр политологии и политологических отделений. Неуклонно и сравнительно быстро растет число политологов различных профилей. [9, с.106]

        О том большом пути, который  за сравнительно короткий путь  прошла отечественная политическая  наука, свидетельствует тот факт, что в 1991 г. на основе существовавшей  ранее Советской ассоциации политических  наук создана Российская ассоциация  политических наук. В 1995 г. организована  Академия политической науки.

       В месте с тем не может  не вызывать озабоченность факт  дефицита фундаментальных исследований  по ключевым проблемам политической  науки, таким как понятие политического  вообще, политическая философия,  социология политики,  власть, государство. В этом плане отечественной политической науке предстоит еще многое сделать, чтобы завершить процесс профессионализации и окончательной институционализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Изменения в науке
 

   Представления о содержании и границах предмета политологии исторически эволюционировали и не раз изменялись. Например, за последнее столетие взгляды на предмет политической науки двух таких наиболее влиятельных в мире национальных политологических школ и традиций, как американская и французская, несколько раз переживали изменения. Если в конце XIX — начале XX в. в фокусе внимания западной политологии находится государство, его институты и нормы, то в 30—50-е годы центр тяжести переносится на эмпирически наблюдаемое политическое поведение людей, а затем и на властные отношения между ними. Не исключено, что взгляды на предмет политологии претерпят и дальнейшие изменения в будущем вместе с изменением политических объектов и способов их изучения. [6]

   В целом же, если внимательно присмотреться  к тем факторам и параметрам, которые  влияли и продолжают влиять на изменение  предмета политологии, то можно обнаружить существование трех «переменных  величин», от которых зависит эволюция границ и содержания политической науки. Во-первых, это познающий субъект (т.е. политолог, или политический мыслитель или сообщество политологов — школа), опирающийся на определенные оценочные, аксиологические критерии, вытекающие из его ценностных ориентаций, которые, конечно же, обусловлены местом, временем и традициями; во-вторых, это собственно объект познания — изменяющаяся политическая жизнь в виде различных ее локализованных фрагментов и в разных состояниях; в-третьих, к числу этих «переменных» относятся средства познания, сами методы и инструменты политической науки. Соответственно полученные в процессе применения исследовательских методов и процедур научные результаты и выводы о тех или иных механизмах политической жизни представляют собой лишь известную стадию проникновения в природу и закономерности развития изучаемого объекта, порождая при этом вопрос об адекватности политологических знаний общенаучным критериям достоверности, а также проблему соотношения в теории политики «фактов» и «норм».

   В отношении существования собственно закономерностей политики, а также  рефлексивно соответствующих им и отраженных в теоретической  форме законов политологии мнения ученых разделились. Имеются две  полярные точки зрения на эту группу социальных связей, зависимостей или  же закономерностей среди специалистов по методологии политической науки.

   Позиция, весьма широко представленная в марксистской, и в том числе отечественной, литературе, основывается на принципах  объективности и детерминизма в  анализе политической сферы, предполагая  при этом функционирование необходимых, устойчивых и повторяющихся связей в политических отношениях, другими  словами, объективных законов политического  процесса и развития, формулируемых  в рамках теории политики, как, скажем, действие «закона классовой борьбы для всех классово-антагонистических  обществ».

   Сторонники  другой позиции отстаивают противоположный  тезис, отрицая при этом и наличие  «объективных», «железных» законов  политики, и саму возможность построения «универсальной» общей теории политики, иногда все же признавая при этом существование неких «генерализаций»  в виде функциональных (или корреляционных) зависимостей или же «нежестких»  каузальных связей. Вопрос о природе политологического знания действительно является одним из сложнейших в методологии политической науки, и, вероятно, было бы слишком большим упрощением либо «признавать», либо «отрицать» существование и возможность познания закономерностей развития политики. Здесь можно лишь отметить, что абсолютное отрицание познаваемости механизмов политики, наличия связей и зависимостей в политическом мире вообще снимает как таковой вопрос о «политической науке» и ее «предмете», а политология в таком случае становится лишь «грудой» собранных политических данных и фактов, хотя, возможно, и весьма умело систематизированных.[6]

   Разработки, осуществленные политологами в рамках во многом еще нормативной и традиционной политической мысли (вплоть до XIX в.), а  также эмпирические исследования в XX в. все же продемонстрировали некоторые  возможности вскрытия глубинных  тенденций и причинных зависимостей. Конечно, нельзя при этом не учитывать, что многие обнаруженные связи часто были выражены вовсе не в форме «чистых законов», а в виде прагматических «правил» и «принципов», работающих при определенных условиях, как, например, политические правила заключения компромиссов и союзов, необходимости маневрирования и смены тактических форм и методов борьбы в соответствующих ситуациях и т.д.

   Следует также иметь в виду и то, что  вплоть до начала XX в. выводы и результаты разработок в области политической мысли формулировались преимущественно  в нормативном виде и, как уже  отмечалось выше, зачастую как политические принципы наилучшего устройства. Тем самым они включали в, себя сильные компоненты морального долженствования и нравственного оценивания, да и к тому же порой априорного характера.

   С этой позиции, т.е. с точки зрения природы составляющих политологическое знание элементов, последнее включает в себя как нормативные компоненты (принципы и правила, нормы и максимы), так и научные результаты, дающие сведения о каузальных связях и зависимостях. Строго говоря, о политической мысли вплоть до конца XIX в. можно говорить как о некоем нормативном «политическом знании», тогда как политологическое знание XX в., занятое уже в основном изучением каузальных связей, все больше приближается к общеметодологическим критериям «политической науки», хотя при этом полностью не может отказаться и от нормативно-ценностных компонентов.[7]

   Из  такого характера политологического  знания вытекают и сама социальная роль, и статус политологии, и ее функции в обществе, которые можно  свести к трем основным: во-первых, познавательно-оценочной, относящейся к процессу исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также к описанию, объяснению и оценке тех или иных ее событий и явлений; во-вторых, к инструментально-праксеологической функции использования научных выводов в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации; в-третьих, к функции воспитательно-социализационной, относящейся к влиянию политического знания на механизм политической социализации и ресоциализации личности, к воспитанию индивида как гражданина своей страны, да и как вообще «политического человека», включенного во взаимозависимую мировую цивилизацию.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Политология занимает одно из ведущих мест в  современном гуманитарном знании. И  это понятно: трудно переоценить  роль и значимость политики в жизни  любого общества. Как наука, она претерпевала множество изменений. На протяжении всей истории человеческой цивилизации политика в лице государства оказывала определяющее воздействие как на судьбы целых стран и народов, так и на повседневную жизнь отдельного человека. Политика является неотъемлемым элементом социальных процессов, поскольку возникает из необходимости организовывать совместную жизнь людей, из потребности принимать решения для поддержания порядка, понять гражданские права и свободы, осуществлять властные полномочия, сглаживать конфликты.

     На  современном этапе истории человечества значимость политики неизмеримо возросла, так как количество людей на Земле  все увеличивается, и ни один человек  сегодня не может (вольно или невольно) не включаться в сложные и противоречивые политические процессы. Все это закономерно  привлекает пристальное внимание сторонников  различных научных направлений, и термин «политология» прочно вошел  в научный, публицистический и социальный лексикон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений/ К.С. Гаджиев. –  М., 2003.
  2. Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов/ В.А. Мальцев. – М., 1997.
  3. Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика.- М.- 2006.
  4. Пронин Э.А. Политология. - М.: МИЭМП, 2005.
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  6. http://www.zrada.net/bookinfo-anokhin-mg/anokhin-mg-politologiya-razdel-1.html?start=36
  7. Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России Социально-политический журнал. - 2000. - № 9-10.
  8. Купин А.И. Тенденции развития политической науки в России Общественные науки и современность. - 1996. - № 2.
  9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002.

Информация о работе Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения