Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель моего реферата проследить развитие политологии как науки и понять необходимость изменений.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- обозначить предмет политологической науки;
- рассмотреть основные этапы в истории развития политологии;
- понять античные истоки политической науки;
- проследить политическую мысль Средневековья;
- рассмотреть формирование основ политической науки в Новое время;
- рассмотреть развитие и становление политологии как науки в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни  людей, тем более об отделении  государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых  авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство»  выступали в качестве синонимов  и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно  назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство». [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политическая  мысль Средневековья
 

    В течение всего Средневековья  сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности  некому единому началу. Не ограничиваясь  одними только философскими и эстетическими  категориями, литературой, изобразительным  искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство  всю практическую деятельность. В  свою очередь сама культура и все  сферы общественной жизни были пронизаны  политическим или государственным  началом. И человек воспринимал  свое социальное окружение как нечто  целостное.

    Феодальная  система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной  системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме  привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был  период преобладания частного права. Все  права коренились  в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим  образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы  отсутствовало различие между гражданской  и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции  состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий  и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

    После принятия христианства императором  Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела  политическое значение. Религия стала  стержнем культуры и мировоззрения  феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли  богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о  божественном происхождении власти и необходимости покорности и  недопустимости сопротивления ей. Эта  установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную  религию. Церковь утверждала, что  она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная  обязанность земных государей состоит  в том, чтобы подчиняться главе  христианской церкви. [5, с. 89]

    На  исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине – богословской и философской, религиозной и  научной. Постепенно формировалась  мысль о необходимости разграничения  сфер деятельности церкви и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  основ политической науки в Новое  время
 

    Качественные  изменения с позиции возникновения  политической науки произошли в  связи с переходом от Средних  веков к Новому времени. Следует  отметить, что только начиная с  Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском  обществе, как о самостоятельных  подсистемах человеческого социума.

    В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных  дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как  самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.

    Вместе  с тем процесс сегментации  единой философии и рождения новых  научных дисциплин приобрел необратимый  характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

    В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория  общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д. [4, с.67]

    Большой вклад в освобождение политики и  политической мысли от теологии и  церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, идее конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.

    Во  второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.

    Процесс вычленения собственно политологии  со своим понятийно-категориальным аппаратом методологическими принципами и системой аргументации протекал в  общем контексте развития науки  Нового времени. Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы  свети политику к науке с целью  создания механизма разрешения или  смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.[4, с.70]

    Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология  анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые  специальные методы исследования, неуклонно  возрастал интерес к методам  формально-правового анализа, юридической  логике и сравнительно-правовому  анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.

    ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.

    Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического представительства, юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение. Как бы подытоживая эти тенденции и процессы известный французский историк А. Де Токвиль  в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательной институционализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление основ политологии  в России
 

       Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ – начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства.

       Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила  работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др. [1, с.40]

      Глава московской школы философии  права П.И. Новгородцев принял  активное участие в основании  конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный  вклад в разработку важнейших  вопросов политической науки.

        Так же нельзя не отметить  вклад, который внесли в разработку  проблем политической философии,  обоснование принципов конституционализма  и сравнительно исторический  анализ представительных учреждений  и форм демократии М.М. Ковалевский  и др.

       Одним из основателей политической  социологии считается русский  ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии».

       Эти и множество других фактов  дают достаточные основания для  вывода о том, что развитие  политической мысли в России  шло в том же направлении,  что и на Западе. Но в отличие  от западных стран, в России  процесс формирования и институционализации  самой политической науки в  результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.[5, с. 32] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  теоретических основ  политологии
 

         На протяжении всего ХХ в.  обозначились и выделились важнейшие  национальные школы и направления  политологии. В их рамках осуществлялась  разработка методологии, понятийно-категориального  аппарата, принципов, методов и  инструментария исследований.

       В июне 1903г. во французском  философском обществе известный  психолог Г.Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О.Конта и А-А Курно. По словам Тарда Конт выделил пять фундаментальных наук в следующей последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология. Курно предложил свой перечень: математика, физические науки, биологические науки, науки о духе и политические науки. В итоге победила классификация Конта.

       Итак, в последние десятилетия  ХIХ – начало ХХ в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К данному периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее формах. Речь идет, прежде всего, о четком разделении власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, - формировании политических партий, избирательной системы, введении избирательного права. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы. В этом контексте немаловажное значение имела разработка ведущими обществоведами конца ХIХ – начала ХХ в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь, прежде всего, следует назвать немецкого ученого М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Итальянские исследователи В.Парето, и Г. Моска, обратившись к реальным процессам властвования пришли к выводу о том, что любая система правления, независимо от формы политических институтов носит по существу олигархический или элитический характер. Они сформулировали теории циркуляции элит и «железный закон олигархии», согласно которым любое общество неизбежно делится на хорошо организованное меньшинство власть имущих и отстраненное от реальной власти большинство. Все политические процессы, по мнению элитистов, определяются соперничеством, конкуренцией и сменой у власти различных группировок элиты. Исходя из такой постановки вопроса, все они считали главной задачей политической науки изучение элит, особенностей их функционирования и закономерностей их периодической смены у власти.[8]

Информация о работе Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения