Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:47, реферат
Цель моего реферата проследить развитие политологии как науки и понять необходимость изменений.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- обозначить предмет политологической науки;
- рассмотреть основные этапы в истории развития политологии;
- понять античные истоки политической науки;
- проследить политическую мысль Средневековья;
- рассмотреть формирование основ политической науки в Новое время;
- рассмотреть развитие и становление политологии как науки в России.
Таким
образом, об обществе и мире политического,
как самостоятельных сферах жизни
людей, тем более об отделении
государства от отдельного общества
не могло быть и речи. Дело в том,
что у античных и средневековых
авторов понятия «гражданское общество»,
«политическое сообщество», «государство»
выступали в качестве синонимов
и взаимозаменяемых терминов. В этом
смысле всю античную философию можно
назвать политической т.е. общественной.
Иначе говоря речь может идти отнюдь не
о политической науке в строгом смысле
слова, а о философии или о науке об обществе-государстве
в лице полиса, что далеко не однозначно
содержанию, которое мы вкладываем в понятие
«государство». [7]
В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.
Феодальная
система не знала аппарата государства,
существующего самостоятельно от хозяйственной
системы, или аппарата управления хозяйством.
Аристократия, городские и сельские
общины, корпорации ремесленников представляли
собой в той или иной форме
привилегированные группы, обладающие
определенными свободами в
После
принятия христианства императором
Византийской империи Константином
постепенно христианская теология приобрела
политическое значение. Религия стала
стержнем культуры и мировоззрения
феодального общества. Политика, право,
юриспруденция в руках
На
исходе Средневековья постепенно возникла
идея о двойной истине – богословской
и философской, религиозной и
научной. Постепенно формировалась
мысль о необходимости
Качественные
изменения с позиции
В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.
Вместе с тем процесс сегментации единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.
В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д. [4, с.67]
Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, идее конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.
Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.
Процесс
вычленения собственно политологии
со своим понятийно-категориальным
аппаратом методологическими
Утверждалось,
что в социальных и политических
реальностях будут обнаружены законы
и закономерности. Создавалась методология
анализа общественно-
ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.
Сложились
такие направления политической
и правовой мысли, как теория политического
представительства, юридический позитивизм
и социологическая юриспруденция, теория
правового государства и сравнительное
правоведение. Как бы подытоживая эти
тенденции и процессы известный французский
историк А. Де Токвиль в середине ХIХ
в. пришел к выводу о необходимости создать
«новую политическую науку для нового
мира». С этого времени начинается период
окончательной институционализации политологии
как самостоятельной научной и учебной
дисциплины.
Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ – начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства.
Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др. [1, с.40]
Глава московской школы
Так же нельзя не отметить
вклад, который внесли в
Одним из основателей
Эти и множество других фактов
дают достаточные основания
На протяжении всего ХХ в.
обозначились и выделились
В июне 1903г. во французском
философском обществе
Итак, в последние десятилетия ХIХ – начало ХХ в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К данному периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее формах. Речь идет, прежде всего, о четком разделении власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, - формировании политических партий, избирательной системы, введении избирательного права. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы. В этом контексте немаловажное значение имела разработка ведущими обществоведами конца ХIХ – начала ХХ в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь, прежде всего, следует назвать немецкого ученого М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Итальянские исследователи В.Парето, и Г. Моска, обратившись к реальным процессам властвования пришли к выводу о том, что любая система правления, независимо от формы политических институтов носит по существу олигархический или элитический характер. Они сформулировали теории циркуляции элит и «железный закон олигархии», согласно которым любое общество неизбежно делится на хорошо организованное меньшинство власть имущих и отстраненное от реальной власти большинство. Все политические процессы, по мнению элитистов, определяются соперничеством, конкуренцией и сменой у власти различных группировок элиты. Исходя из такой постановки вопроса, все они считали главной задачей политической науки изучение элит, особенностей их функционирования и закономерностей их периодической смены у власти.[8]
Информация о работе Развитие политологии как науки и практическая необходимость ее изменения