Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является изучение процесса реформирования МВД в общественной и политической структуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль реформы МВД в современной общественной и политической структуре
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы проведения реформы МВД
Содержание
Актуальность исследования. Развитие российского государства осуществляется с момента его создания. Оно не возможно без преобразования социальной, экономической, политической сферы деятельности самого государства. В зависимости от исторического этапа развития страны менялись и корректировались как внешние, так и внутренние функции страны. В связи с этим менялись функции, полномочия, компетенция органов государственной власти.
Одним из наиболее ярких примеров является Министерство внутренних дел страны. Изначально на МВД возлагались такие функции как, контроль над гражданами, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, а также управление казенными предприятиями и фабриками, организация продовольственного обеспечения и торговли, осуществляло контроль над медициной и ветеринарией и т.д. Таким образом, мы видим, что МВД создавался как институт государственной власти, который решал весь спектр внутренних функций государства.
Объявленная реформа МВД России широко обсуждается в обществе. Ее необходимость никто не оспаривает, а вот эффективность конечных результатов у многих вызывает обоснованные сомнения. Оппоненты настаивают на том, что МВД, как и любая социальная система, неспособно решить проблему внутренними силами.
В противовес этому руководители МВД рассказывают о существенных достижениях в деятельности служб, активной наступательности на негативные процессы, в том числе имеющие место внутри системы. Однако последние (негативные внутрисистемные процессы) оцениваются как единичные, не имеющие общих корней и не затрагивающие систему в целом. Основное решение проблем ими видится в усилении требовательности, надлежащем подборе и расстановке кадров.
Нельзя не
согласиться с важностью,
Вместе с тем для осуществляемой реформы значение имеет не демонстрация достижений или сравнений, важнее глубокая оценка получивших повсеместное распространение однородных негативных явлений, анализ их объективных причин и мер реагирования. Однако эти вопросы остаются без обсуждения с общественностью и, как нам представляется, вряд ли достаточно глубоко решаются в органах внутренних дел. Критиковать начальство нигде не принято, а самого себя – не выгодно.
Итак, целью данной курсовой работы является изучение процесса реформирования МВД в общественной и политической структуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль реформы МВД в современной общественной и политической структуре
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы проведения реформы МВД
Объект исследования – Министерство внутренних дел.
Предмет исследования – реформирование МВД.
Одним из важнейших
средств совершенствования
Анализ историографии проблемы исследования показывает, что история развития советской милиции гораздо полнее освещена отечественными учеными, чем функционирование полиции Российской империи. Поэтому целью данной статьи является рассмотрение основных этапов становления и развития полицейских органов дореволюционной России.
На различных этапах развития России полицейские функции возлагались на различные государственные институты и органы. Так, в период средневековья к ним относились княжеская дружина и общинное самоуправление. С развитием государства эти обязанности возлагались на землевладельцев, органы местного самоуправления (губные, земские избы), выборных сотских, пятидесятских и десятских от местного населения. В XVI-XVII вв. в русских городах обязанности обеспечения порядка возлагались на объезжих голов, решеточных приказчиков и стражу. Кроме того, охраной общественного порядка и борьбой с преступностью занимались стрелецкие войска, различные приказы (Разбойный, Московский, Сибирский и т.д.), воеводы, коменданты и другие представители местного управления. Однако до XVIII в. централизованных полицейских органов в России не существовало.
Регулярная полиция начала создаваться при Петре I. Именно в это время в употребление впервые вводится заимствованный из Западной Европы термин «полиция». В результате преобразований Петра I был реформирован весь государственный механизм, в т.ч. и его карательно-правоохранительная часть.
20 мая 1715 г.
в Санкт-Петербурге было
В 1722 г. полиция была учреждена в Москве. Московский обер-полицмейстер подчинялся генерал-полицмейстеру. В дальнейшем должности полицмейстеров и полицейские канцелярии (конторы) были учреждены в некоторых крупных городах страны. Личный состав этих контор (канцелярий) комплектовался из числа военнослужащих. Полицмейстером являлся один из офицеров местного гарнизона, а служащими полицейских команд — солдаты и унтер-офицеры. Численность таких команд не превышала, как правило, 10 чел. В 1719 г. для чинов полиции была введена особая форма (кафтаны василькового цвета с красными обшлагами, зеленые камзолы, короткие штаны василькового цвета). На вооружении полиции были алебарды, шпаги и фузеи со штыками. Несмотря на комплекс мер по осуществлению полицейской реформы, в годы правления Петра I она находилась лишь на начальном этапе своего становления2.
Второй этап развития общей полиции приходится на время правления Екатерины II. В этот период продолжилось не только реформирование городской полиции, но и была учреждена в 1775 г. земская полиция. Административно-полицейские функции в уездах были возложены на нижние земские суды, а в городах - на городничих. Полицейская реформа Екатерины II, основные положения которой содержались в Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи, получила свое окончательное закрепление в Уставе благочиния (полицейском) в 1782 г.
В соответствии с ним создавался унифицированный городской административно-полицейский орган — управа благочиния, или полицейская. В ее состав (исключая столичные города) входили городничий и подчинявшиеся ему два пристава (по уголовным и по гражданским делам), а также два ратмана, избираемые гражданами на полгода для осуществления контроля за деятельностью городской полиции.
Третий этап развития полиции связан с именем Александра I. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест «Об учреждении министерств»12, в соответствии с которым было образовано восемь министерств, в т.ч. и Министерство внутренних дел. Одним из важных направлений его деятельности являлось обеспечение правопорядка в стране.
Управление полицией возлагалось на Экспедицию спокойствия и благочиния, которая состояла из двух отделений. На первое отделение возлагалось руководство земской полицией. Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами, контролировало соблюдение Устава Благочиния. Оно также занималось проверкой жалоб на полицию3.
Одним из первых вопросов, которые пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции. Они «не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов», что нередко приводило к стремлению полицейских чинов иметь «небезгрешные доходы». Для борьбы с этим в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: «на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи».
Перегруженность МВД широким кругом функций самого разнообразного характера привела к появлению идеи создания специализированного органа, выполняющего исключительно полицейские задачи. О создании в России Министерства полиции было объявлено в Манифесте от 25 июля 1811 г. Нормативной основой деятельности Министерства полиции стал опубликованный в том же году «Наказ Министру Полиции».
Задачами нового министерства, помимо обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, стали: проведение рекрутских наборов в армию; охрана государственных запасов продовольствия; таможенный контроль; содержание и трудоиспользование осужденных; обеспечение исправности и безопасности путей сообщения. Министерство полиции также осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполняло цензурные функции. Таким образом, Министерство полиции можно считать первой попыткой создания аналога современного МВД4.
В 60-е гг. XIX в. были предприняты шаги по организации в системе полицейских органов специального аппарата для борьбы с уголовной преступностью. В 1866 г. первый орган сыскной полиции был учрежден в Петербурге. В обязанности Петербургской сыскной полиции первоначально входили учет лиц, задержанных за отсутствием удостоверяющих личность документов, обвиняемых в преступлениях, высылка из столицы подозрительных особ. Первоначально штат Петербургского сыскного отделения был небольшим: начальник отделения, его помощник, 4 чиновника для поручений, 12 полицейских надзирателей, 9 писцов и 4 служителя. Б 1887 г. штаты Петербургской сыскной полиции были увеличены на 102 человека, а служащим повышены денежные оклады.
Реформы 1860-1870-х гг. способствовали существенному преобразованию полицейской системы: были объединены городская и уездная полиция; сужены функции полиции: проведение следствия было передано судебным следователям, хозяйственные функции и благоустройство городов—земским и городским органам самоуправления; расширен низовой аппарат полиции, учреждены должности полицейских урядников и полицейский резерв, в городах увеличена численность околоточных надзирателей; значительно увеличены жалованье, пенсии и иные льготы служащим полиции; изменены принципы комплектования полиции. По сути, в этот период сформировались основные принципы деятельности органов внутренних дел, существующие по сегодняшний день. В частности, разделение на наружную или общую и сыскную полицию (сегодня полиция общественной безопасности и криминальная).
Несмотря на освобождение полиции от выполнения ряда хозяйственных функций, круг их обязанностей оставался крайне широким: проведение дознаний, обысков, осмотров, доставление судебных повесток, привод подозреваемых и обвиняемых, надзор за чистотой улиц и качеством реализуемых продуктов, надзор за питейными и увеселительными заведениями, порядком на стройках и т.д.
В начале XX века в России наблюдался неуклонный рост преступности. Б1899-1908 гг. число осужденных окружными судами возросло на 66%, ежегодный прирост преступности в стране составлял 7%. Это вызвало необходимость создания специализированных подразделений полиции, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью по уголовным преступлениям. В начале XX в. служба сыскной полиции существовала лишь в крупных городах: Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и др. Б соответствии с Законом «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г. сыскные отделения были созданы в 89 городах Российской империи. Однако этот закон имел ряд существенных недостатков. В частности, он не определял детально задачи и компетенцию сыскной полиции, не предусматривал создания ее подразделений в уездах и образования общегосударственного центра по руководству ее деятельностью, а созданное в марте 1908 г. восьмое делопроизводство Департамента полиции было наделено лишь координационными функции5.
Исторический опыт функционирования полиции дореволюционной России убедительно показывает, что эффективная деятельность правоохранительных органов возможна лишь в условиях, когда их работа постоянно находится в сфере внимания высших органов государственной власти, должностных лиц и общественности. Именно от них зависело законодательное совершенствование, материально-техническое и социальное обеспечение, что в итоге определяло степень эффективности работы сотрудников полиции.
Историческим примером стали события февраля 1917 г., в ходе которых только в Санкт-Петербурге было убито и покалечено несколько десятков сотрудников полиции как «защитников прогнившего режима». А в марте 1917 г. полиция была ликвидирована как таковая. Временное правительство, объявив её «реакционной и коррумпированной», постановило заменить полицейские органы народной милицией. Практически все чины наружной полиции и значительная часть сотрудников сыскной были уволены со службы, а находящиеся в призывном возрасте отправлены на фронт. В Санкт-Петербурге, в частности, увольнение городовых сопровождалось выселением их семейств из служебных квартир.
В результате этой реформы оказалось разрушено кадровое ядро и структура ведущей правоохранительной службы страны. В ходе революционных событий было уничтожено большинство архивов Департамента полиции и полицейских управлений, содержащих картотеку на представителей преступного мира. Пришедшие на смену «профессионалам старой школы» новые милиционеры были в большинстве своём честными идеалистами, не имевшими, однако, никакого опыта работы в системе правоохранительных органов и довольно смутно представлявшими свои обязанности. К этому добавились своеобразные взгляды новой власти на проблему преступности. Преступники рассматривались теперь «как жертвы режима», и их следовало не наказывать, а просвещать и перевоспитывать. При этом денежное содержание милиционеров, по оценкам нового руководства, оценивало как «нищенское». Все вышеперечисленное стало причиной резкого обострения криминогенной обстановки в 1920-е годы.
Информация о работе Реформа МВД в общественной и политической структуре