Реформа МВД в общественной и политической структуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является изучение процесса реформирования МВД в общественной и политической структуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль реформы МВД в современной общественной и политической структуре
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы проведения реформы МВД

Файлы: 1 файл

Реформа МВД в общественной и политической структуре.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем мероприятия  реформы МВД также обеспечивались мощными PR-кампаниями. Особенно масштабным было общественное обсуждение проекта федерального закона «О полиции», а «Российская газета» открыла целую тематическую рубрику, посвященную вопросам реформирования системы органов внутренних дел.

Вместе с  тем инициированная Президентом  РФ реформа МВД уже на начальном этапе рельефно обозначила свою политико-ресурсную сущность. Даже приоритетное использование в официальном общественно-политическом дискурсе термина «модернизация» вместо термина «реформа»17 показывает желание правящей элиты вписать реформирование МВД в общие процессы политической модернизации страны, де-факто представляющие собой корректировку политической реальности под текущие нужды и потребности властвующих. К тому же опыт реформирования сектора безопасности в странах мира показывает, что кардинально перенастроить правоохранительные органы без реформы политической системы практически невозможно18.

Кардинальное  сокращение численности сотрудников милиции на 20% - первый элемент политико-ресурсной стороны исследуемой реформы.

Сокращение  штата органов внутренних дел, особенно сотрудников центрального аппарата, является одной из наиболее эффективных мер чистки рядов от излишне самостоятельно мыслящих сотрудников, в том числе и высокопоставленных офицеров, проявляющих относительную независимость при принятии решений и в действиях. Такие люди есть воля системы, обязательное условие превращения политической ресурсности в политическую субъектность, что объективно никогда не будет вписываться в политико-инструментальные представления правящего класса.

При такой успешной реализации плана по сокращению численности  сотрудников органов внутренних дел с возможностью при этом удалить  из рядов полиции не только недобросовестных, но и неугодных и неблагонадежных  с политической точки зрения офицеров не столь актуальными становятся задачи по реформированию силового аппарата МВД - системы отрядов особого назначения и отрядов специального назначения, а также внутренних войск.

В этой сфере  также имели место определенные изменения: 121 отряд особого назначения (в прошлом - ОМОН) и 87 отрядов специального назначения (прежнее название — ОМСН) общей численностью 25 тыс. человек были объединены в централизованную систему управления, чтобы исключить ситуации, когда «мало-мальски крупный начальник старался иметь свою собственную "гвардию", зачастую никак не взаимодействующую с "родственными" подразделениями»19. Таким образом укрепляется вертикаль власти в МВД, в то время как само ведомство существенно ограничивается в оперативности использования своего силового инструмента. Для придания гражданско-реформаторского формата работы с полицейским спецназом руководством МВД было оглашено требование к бойцам спецназа неукоснительно соблюдать права и свободы граждан, также было заявлено о кардинальной переработке правовой базы деятельности спецназа (издано более 50 нормативных актов).

Относительно  внутренних войск МВД ограничились информационным поводом о возможности превращения их в некий аналог национальной гвардии20, который довольно быстро опровергли на официальном уровне. «Снимите вы этот термин вообще. Слова "национальная гвардия" нигде не звучат, и до 2016—2020 годов термин подниматься не будет», — сказал главком ВВ МВД РФ Н. Ро-гожкин21.

Правовым «хребтом»  реформы МВД стал Федеральный  закон «О полиции», принятию которого предшествовало широкое общественное обсуждение, в том числе и в Интернете22. Издание этого нормативного правового акта окончательно и бесповоротно показало, что власть по отношению к реформе МВД настроена серьезно и пойдет до конца, прислушиваясь при этом к мнению общества. Кроме того, огромную систему органов внутренних дел вписали в совершенно новые правовые реалии, соответствующие представлениям правящего класса о социально-политическом назначении полиции.

Отдельным направлением реформы системы органов внутренних дел стал курс на ликвидацию ранее существовавшего разделения милиции на федеральную и муниципальную. В западных странах именно муниципальная полиция составляет основу сил правопорядка и борьбы с преступностью. В России в муниципальной милиции увидели угрозу «сращивания» с региональными властями, поэтому с 2012 г. полиция финансируется только из федерального бюджета. По мнению экспертов, это позволит сотрудникам полиции работать без «оглядки» на региональные власти и не страдать от задержек зарплаты23. С политико-ресурсной точки зрения такие преобразования существенно увеличивают политико-инструментальный потенциал полиции для федерального центра и существенно снижают вариативность политической активности руководства МВД на местах.

Важным политико-ресурсным аспектом реформы МВД является избавление полиции от выполнения избыточных функций24. Если принимать во внимание то, что за каждой функцией органа государственной власти закреплены определенный объем полномочий и конкретная сфера контроля, то передача от МВД якобы «избыточных» функций другим ведомствам25 негативно скажется на политической ресурсности данной силовой структуры.

Отдельно стоит  остановиться на ребрендинге органов  внутренних дел - переименовании милиции в полицию. Первым такой шаг 13 января 2010 г. предложил С. Миронов26, неделю спустя поддержал «полицию» С. Степашин27, и только потом — инициаторы и организаторы реформы МВД. С одной стороны, ребрендинг, несмотря на его высокую для налогоплательщика стоимость, есть информационный повод, отвлекающий внимание общественности от более важных и тонких моментов реформы, с другой - переименование «народной» милиции в «государственную» полицию способствует более конкретному отражению социальной миссии органов внутренних дел по защите правящего режима в политико-правом дискурсе.

Общественным  ожиданиям и демократическим представлениям о гражданском контроле сектора безопасности в полной мере соответствует созданная в процессе реформы и закрепленная в ФЗ «О полиции» система контроля и надзора деятельности полиции, включающая в себя государственный, общественный (вплоть до вотума недоверия руководителям полиции)28, судебный и прокурорский надзор и контроль, ежегодные отчеты руководителей региональных органов внутренних дел перед легислатурами субъектов РФ, активизацию кампании по развитию системы общественных советов при органах внутренних дел29, повышение информационной открытости деятельности полиции30. Также усиливается роль подразделений собственной безопасности МВД31.

Но одновременно с этим в рамках развития кадрового  потенциала МВД принимается ряд  мер, направленных на закрытие системы  органов внутренних дел, формирование некой касты полицейских: вводятся институт поручительства при приеме на службу32, психологическое тестирование, проверка на полиграфе33, а в перспективе - обязательность высшего юридического образования34 или соответствующей юридической переподготовки для службы в полиции35, существенно повышается уровень денежного содержания сотрудников полиции36, обозначается возможность решения их жилищных проблем37. По сути, оставив в системе благонадежных людей, власть стремится её законсервировать, сформировать «новое дворянство» под предлогом повышения социальной защищенности сотрудников полиции, вместе с тем вокруг «корпорации МВД» создаются системы контрольно-надзорных рычагов, которые реальную силу смогут приобрести только если на это будет воля правящей элиты.

Тот факт, что, по данным социологических исследований, ни в 2010 г. 38, ни в 2011 г.39 россияне не только не почувствовали какого-либо серьезного улучшения в деятельности органов внутренних дел, но и не выразили уверенности в том, что реформа МВД может исправить ситуацию, свидетельствует о том, что проводимая модернизация системы органов внутренних дел носит преимущественно политический, а не функциональный характер.

В целом реформа  МВД в современной России характеризуется ярко выраженным политико-ресурсным аспектом, который выражается в ослаблении тех ресурсов системы органов внутренних дел, которые носят политико-субъектный характер, при усилении ресурсов, составляющих основу политико-инструментального потенциала полиции. Вместе с тем реализуются мероприятия по формированию новой социально-профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел и созданию политико-административного контекста, исключающего проявление МВД своей политической ресурсности вне интересов правящей элиты или в качестве самостоятельного политического актора.

2.2. Прозрачность и ответственность милиции – как движущая сила реформы МВД

Прозрачность  деятельности милиции, всей правоохранительной системы поставят их под действенный  контроль российского общества. Институты  гражданского общества – СМИ, общественные организации, Общественные палаты, политические партии и граждане благодаря прозрачности получат возможность осуществлять свой контроль в различных формах и способах. Начать можно со следующих мер.

1. На сайтах  Общественной палаты и уполномоченного  по правам человека России  и субъектов Федерации следует  публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками милиции своих обязанностей. Обязать милицию прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах.

Российские  граждане должны видеть, кто пострадал, а кто виноват и как ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, сотрудники милиции, равно как и прокуратуры, будут неизбежно решать главную задачу - охранять и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина.

2. На сайтах  Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации следует организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников милиции на произвол начальников в системе МВД.

Данные жалобы откроют нарушения в деятельности должностных лиц в системе МВД, покажут, на сколько, добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности. Все это позволит повысить ответственность и правовую культуру должностных лиц системы МВД, обеспечить их компетентность40.

3. На сайтах  Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации, следует публиковать данные общественного контроля над деятельностью дежурных частей ОВД и порядка содержания граждан в ИВС.

Унижения и  издевательства над людьми будут  открыты для реагирования общественного контроля, Уполномоченного по правам человека и прокуратуры. Это будет способствовать повышению ответственности сотрудников милиции при исполнении своих служебных обязанностей.

4. На сайтах  Общественных палат, уполномоченного  по правам человека России и субъектов Федерации, следует публиковать жалобы граждан на произвол сотрудников ГИБДД, связанного с вымогательством взяток, не всесторонним, неполным, необъективным и не своевременным выяснением обстоятельств ДТП. Обязать руководство ГИБДД, прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах.

Для повышения  дорожной безопасности необходимо создать  во всех субъектах Российской Федерации  инновационную многопараметрическую информационно-аналитическую систему, способную прогнозировать состояние безопасности дорожного движения (МИАС).

Система позволит анализировать комплексную информацию по основным характеристикам (условиям, причинам, факторам, участникам и т. д. ) дорожно-транспортных происшествий, выявлять наиболее проблемные направления аварийности на автомототранспорте, отслеживать динамику показателей административной практики, количества транспортных средств и других показателей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения во всех субъектах Российской Федерации. Данную систему необходимо интегрировать и развивать на основе Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России (ЕИТКС МВД России).

В решении задач  повышения дорожной безопасности следует  также шире использовать современные  технические средства и информационные технологии. На улицах всех российских городов и поселков следует установить и обеспечить эффективную работу техники по видеонаблюдению.

Следует подчеркнуть, что прозрачность должна касаться всех ветвей и структур государственной  и местной власти. Смысл свободного доступа к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности власти состоит в том, что госслужащий, депутат, судья, прокурор, милиционер, муниципальный служащий, иные представители власти должны быть на виду. Закрытость и секретность их деятельности приводит к нарушению закона, коррупции, безответственности, как следствие, некомпетентности.

 

Заключение

Современной России требуется новая полиция, свободная  от недостатков как дореволюционных, советских, так и современных  правоохранительных органов, но в то же время воплощающая в себе их лучшие традиции. В ближайшем будущем вновь созданная полиция Российской Федерации должна стать надежным гарантом безопасной и спокойной жизни наших граждан. На решение этих и других задач направлен подписанный Президентом Российской Федерации 7 февраля 2011 г. Федеральный Закон № 3 ФЗ «О полиции». Выступая на Коллегии МВД России 22 марта 2011 г., Президент Российской Федерации Д.А Медведев отметил: «Речь идёт о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям, — это главное. О единой, мобильной, эффективной и технически оснащённой структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня, — в этом цель преобразований в МВД» современной России.

В ходе реформы  было решено учесть положительный исторический опыт преобразования правоохранительных органов. Создание современной полиции  не сопровождается массовым увольнением  профессионалов (как это было, например, в 1917 г.). Вместо этого применяется практика аттестации личного состава, призванная объективно проверить профессиональные и морально-нравственные качества сотрудников и освободить полицию от недобросовестных кадров.

Информация о работе Реформа МВД в общественной и политической структуре