Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является изучение процесса реформирования МВД в общественной и политической структуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль реформы МВД в современной общественной и политической структуре
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы проведения реформы МВД
Советской власти достаточно долго не удавалось решить такие проблемы в деятельности милиции, как низкий образовательный уровень и незначительное денежное содержание сотрудников, непрестижность профессии. Пожалуй, впервые в российской истории ситуация стала меняться к лучшему только в 1970-х гг. в результате реформ Н.А. Щёлокова, что способствовало улучшению качества работы и росту общественного доверия к органам внутренних дел.
Однако в 1990-х гг. российская милиция вновь оказалась в состоянии глубокого кризиса, вызванного социально-экономическими и политическими изменениями в обществе. Несовершенство правовой системы, непродуманные реформы, недостаток денежного содержания привели к оттоку из МВД профессиональных кадров. Ключевой проблемой указанного периода, как и в 1917 г., явился недостаток профессионализма сотрудников милиции и отсутствия у них опыта борьбы с преступностью в новых условиях6.
Я считаю что - огромный вклад российская милиция внесла в сохранение общественной стабильности в российском государстве за последние двадцать лет, необходимо отметить, что в деятельности МВД за этот период накопился ряд серьёзных проблем: коррупция, нарушения законности, низкая результативность деятельности служб и подразделений. В конечном итоге это повлекло за собой падение доверия общества к российской милиции, что явилось главной причиной реформы МВД, начавшейся в 2011 г.
В соответствии с законодательством задачи российской милиции состоят в обеспечении безопасности личности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, выявлении и раскрытии преступлений, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной собственности, оказании помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. В настоящее время милиция эти задачи решает неудовлетворительно из-за своей безответственности и коррумпированного характера.
Безответственность российской милиции перед обществом сформировалась исторически. Коррумпированный характер милиция приобрела, равно как и прокуратура, суды, иные органы государственной власти в условиях глубокого системного кризиса 1990-х годов, который способствовал широкому распространению теневой экономики и организованной преступности.
Милиция оказалась в самой гуще жизненных проблем, которые неизбежно вовлекли ее в происходящие конфликты. Безответственность, теневые общественные отношения и, как следствие, коррупция оказали негативное воздействие на мотивацию сотрудников милиции добросовестно исполнять свои обязанности7.
В 2000-2010-е годы милиция, прокуратура, суды, равно как и все органы государственной власти, не смогли уйти от безответственной и коррумпированной системы государственно- властных отношений. В результате правоохранительные органы оказались не способны найти и реализовать новую социальную модель, при которой милиция как составляющая государственной власти, находящаяся на службе у гражданского общества, ответственно и компетентно предоставляет своим гражданам услуги по обеспечению конституционных прав и свобод граждан, законности и правопорядка, безопасности как самого государства, так и общества в целом, его граждан, экономики и бизнеса.
Причины кризиса МВД в 1990-е годы:
1. Показатели. Когда
в погоне за процентом
2. Нежелание власти поддержать сотрудников милиции, показания сотрудника милиции ничего не значат. Для сравнения, в США чтобы опровергнуть показания полицейского, опровергаются не менее чем тремя показаниями иных лиц, не связанных родством и по службе.
3. Пришло поколение "младших", когда папы, достигшие в милиции высот, начали за уши тянуть своих чад. А те почувствовали вседозволенность и прикрытие. Остальные потянулись за ними - начались стяжательство и коррупция.
4. В итоге - МВД живет само по себе, его «рассматривали» как отдельный муниципалитет. В это время данная структура включала в себя исполнительную, «исправительную», законодательную и судебные органы власти.
Цель реформы МВД России – это добиться, чтобы милиция стояла на страже закона, а не нарушала его, то есть была эффективной. Реформа российской милиции неотделима от реформы судебной системы, органов прокуратуры, в целом органов государственной власти, поэтому она требует комплексного подхода. При этом модернизация самой милиции не должна сводиться к отдельным преобразованиям, например, таким как сокращение численности, или организационно-правовым и управленческим решениям.
Для формирования эффективной милиции реформа МВД должна иметь системный характер. В этой связи ей надо решить ряд задач.
Во-первых, российская милиция начнет работать эффективно тогда, когда общество начнет ей доверять. А для этого деятельность милиции следует сделать открытой для контроля общества. Поэтому милиция до тех пор будет оставаться неэффективной, пока не уйдет в прошлое закрытая от общества, бесконтрольная и, как следствие, безответственная система государственно-властных отношений. В этой связи сущность реформы МВД состоит в том, чтобы законодательно обеспечить прозрачность деятельности милиции, а также судов, всей правоохранительной системы8.
Под прозрачностью следует
понимать свободный доступ граждан
к полной, достоверной, своевременной
и регулярной информации об исполнении
обязанностей милиции, за исключением
информации, относящейся к оперативно-
Во-вторых, модернизация российской милиции должна обеспечить качественную социальную защиту ее сотрудников: они должны получать достойную заработную плату, иметь гарантированное бесплатное жилье и медицинское обслуживание, солидную пенсию.
В-третьих, реформа милиции заключается в создании механизма ответственности сотрудников милиции. Одним из инструментов механизма ответственности наряду с инструментом прозрачности является размещение полной и достоверной информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководящих сотрудников милиции и членов их семей на официальных сайтах органов внутренних дел. В настоящее время из-за неполной информации об отчете сотрудников МВД этот инструмент работает формально.
Действенным инструментом механизма ответственности может быть полиграф. Процедура проверки на детекторе лжи должна стать обязательной для любого милиционера, начиная от проверки абитуриентов и курсантов вузов МВД, рядовых, и заканчивая старших офицеров. В настоящее время процедура обследования сотрудников милиции на полиграфе проводится выборочно и не имеет правового закрепления. В этой связи проверка на детекторе лжи – полиграфе на предмет нарушения закона и коррупцию, должна быть обязательной для всего состава сотрудников МВД, проводиться регулярно, записывать на видео и храниться в архиве постоянно.
Эффективным инструментом механизма ответственности является конфискация имущества и лишение льгот. Однако из-за отсутствия в российском законодательстве международных норм института конфискации, борьба с коррупцией в милиции, равно как и во всех государственных органах, осуществляется неэффективно. В этой связи необходимо интегрировать нормы международного права института конфискации в российское законодательство.
Ряд мер по осуществлению реформы МВД в части укрепления ответственности уже закреплен целой серией указов Президента России и законопроектов, рассматриваемых сейчас Государственной Думой. В том числе инициированы поправки в Уголовный кодекс, согласно которым статус сотрудника МВД при совершении им преступления будет считаться отягчающим обстоятельством. До 1 декабря, согласно поручению президента, правительство должно подготовить новую редакцию Закона «О милиции».
В эту редакцию целесообразно добавить, что после того как приговор суда вступит в силу, осужденного сотрудника милиции следует лишать чинов, званий и наград, служебной квартиры и т. д. Это заставит сотрудника МВД думать о своей семье, где она окажется, как будет жить, когда он будет лишен свободы. Следует также законодательно установить исключение возможности условного осуждения сотрудников милиции и правоохранительных органов в целом9.
В-четвертых, реформа
милиции состоит в
В-пятых, реформа
милиции предусматривает
В-шестых, реформа
милиции подразумевает
В-седьмых, реформа милиции состоит в вовлечении общества в процесс преобразований правоохранительной системы, повышении правовой и политической культуры. В органах внутренних дел должно быть установлено правило слушать и слышать общество, адекватно отвечать на его проблемы и критику.
В этих целях
ОВД следует проводить
Цель реформы милиции – это сделать ее эффективной. Чтобы милиция работала эффективно, ей необходима поддержка общества и его помощь. Российское общество тогда поддержит милицию, когда увидит в ней защитников прав и свобод человека. А такой милиция станет только тогда, когда будет открыта для граждан, подконтрольна обществу. Именно прозрачность деятельности милиции, а также судов и прокуратуры сформирует ответственные государственно-властные отношения в их деятельности. Как следствие, милиция и вся правоохранительная система начнут работать эффективно.
Реформа системы органов внутренних дел, начавшаяся в 2009 г., является шестой по счету реформой МВД в истории постсоветской России10 и по праву считается самой масштабной11. Коренные преобразования, к тому же инициированные Президентом РФ, изначально носят характер политической реформы и оказывают значительное влияние на политическую ресурсность МВД России как силовой структуры.
Каждая силовая структура характеризуется определенным объемом политической ресурсности, которая, в зависимости от уровня самостоятельности данного силового ведомства, может быть реализована либо в политико-субъектной, либо в политико-инструментальной форме12. Правящему режиму по понятным причинам приемлема политико-инструментальная форма реализации политической ресурсности силовых структур, когда, например, МВД играет в политике только одну роль—политического инструмента правящего класса, гаранта стабильности государственной власти и безопасности общества. При этом исключаются предпосылки проявления политической самостоятельности силовой структуры, её выхода из-под контроля правящей элиты.
Текущая реформа МВД в полной мере вписывается в обозначенную логику политико-ресурсного подхода к анализу роли органов внутренних дел в политической жизни общества. Предыдущие пять реформ системы органов внутренних дел в постсоветской России также сочетали в себе функциональные и политические аспекты: борьбу с партийными пережитками в МВД и становление системы борьбы с оргпреступностью при В. Ерине; увольнение высокопоставленных коррупционеров МВД при А. Куликове; избавление от избыточных функций и демилитаризацию МВД при С. Степашине; создание мощнейшей, почти автономной системы РУОПов, общее усиление роли МВД в общественно-политических и социально-экономических процессах при В. Рушайло; разгром РУОПов и снижение самостоятельности «силовиков» МВД при Б. Грызлове.
Начавшаяся в 2009 г. реформа МВД не является попыткой власти решить имиджевую проблему, возникшую в результате серии гротескных преступлений, совершенных сотрудниками милиции, и шокирующих признаний представителей системы, как это склонны понимать некоторые исследователи13.
Наоборот, эта
имиджевая проблема была искусственно
создана властью через СМИ: очевидно,
что коррупция, низкая, по мнению обывателя,
эффективность
Информация о работе Реформа МВД в общественной и политической структуре