Региональная политика, состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Содержание работы

Введение
2.Региональная политика
3.Состав региональной политики
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия
5.Концепция социально-экономического развития регионов
6.Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов
7.Взаимосвязь типов региональной политики
8.Соотношение политики и управления в системе функционирования центральных органов власти
9.Федеральная региональная политика
10.Заключение
11.Список литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

                             ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Региональная политика»

Тема: «Региональная политика, состав и структура» 
 
 
 
 

                                                 

   

Санкт – Петербург

 

Оглавление

1.Введение  
2.Региональная  политика  
3.Состав  региональной политики  
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия  
5.Концепция социально-экономического развития регионов  
6.Подходы  к формированию концепции социально-экономического  развития регионов  
7.Взаимосвязь типов региональной политики  
8.Соотношение политики и управления в системе функционирования центральных органов власти  
9.Федеральная  региональная политика  
10.Заключение   
11.Список литературы  
 

 

Введение.

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые 
людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, 
средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. 
 
Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также 
каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. 
 
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Региональная  политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. 
 
Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Фундаментальными  методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для 
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с 
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы. 
 
Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

 

Региональная  политика.

Региональная  политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических  мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная  политика охватывает все важнейшие  отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы  обслуживания, стимулирование туризма  и т.д.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы  проведения региональной политики :  
- выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;  
- "реанимация" депрессивных районов,  
- "стимулирующая" политика,  
- "компенсирующая" политика.
Меры  региональной политики в депрессивных и  нуждающихся районах  страны предусматривают:  
- прямую финансовая помощь;  
- займы на выгодных условиях и налоговые льготы;  
- создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;  
- размещение государственных заказов;  
- политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Элементы  региональной политики.

  • Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
  • Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
  • Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
  • Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
  • Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
  • Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
  • Институциональная политика
 

 

Состав  региональной политики.1

Типы  российских регионов:

Тип 1: Главные лидеры.

Типичные  представители: Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Челябинская области

Основные  черты:

  • Крупные регионы, продвинутое социальное и политическое развитие;
  • гармонично развитое хозяйство, начат переход к постиндустриальному развитию;
  • высокая законодательная активность на федеральном уровне;
  • природные ресурсы не являются основой развития;
  • высокая доля доходов от собственности в структуре доходов населения;
  • самые высокие доли покупки товаров и услуг и сбережений во вкладах и ценных бумагах в структуре расходов;
  • самое большое количество малых предприятий;
  • очень низкая для России доля государственного сектора в экономике.

Основы  региональной политики:

  • Поощрение передачи инновационных импульсов из развитых регионов в остальные;
  • разумное регулирование оттока рабочей силы и других ресурсов из менее развитых регионов;
  • Стимулирование распространения позитивного опыта.

Тип 2: Ресурсно-индустриальные лидеры

Типичные  представители: Иркутская, Кемеровская, Пермская и Свердловская области

Основные  черты:

  • Крупные регионы, с мощной индустриальной базой и высоким уровнем среднедушевых доходов;
  • крупная ресурсная база и широкий выход на внешние рынки;
  • относительная дешевизна энергоисточников;
  • демократическая политическая ориентация, распространена служба уполномоченного по правам человека;
  • относительная слабость аграрного сектора;
  • резко повышенная преступность, плохое состояние здоровья населения, общее невысокое качество инфраструктуры, как коммунальной, так и транспортной;
  • слабая встроенность в общероссийскую инфраструктуру, особенно транспортную.

Основы  региональной политики:

Главная задача – борьба с изолированностью этих регионов, инфраструктурное их включение в общероссийскую территориальную ткань путей сообщения. Здесь два генеральных пути.

  • Первый – это строительство на федеральные средства крупных межрегиональных железнодорожных трасс.
  • Второй путь – строительство относительно коротких участков между автодорогами соседствующих регионов в тех местах, где эти дороги подходят близко друг к другу, но не соединяются

Тип 3: Консервативные лидеры

Типичные  представители: Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Краснодарский край, Ставропольский край, Оренбургская и Ростовская области

Основные  черты:

  • Крупные регионы, с превосходными природными условиями для проживания людей и относительно высокими доходами населения, миграционно привлекательные;
  • мощное сельское хозяйство;
  • консерватизм в политической и социальной сферах, преимущественная опора на государство (крупные расходы бюджета, широкая раздача льгот, использование барьеров для предотвращения перемещения товаров и услуг);
  • распространены геополитическая проблемность расположения или сепаратистские тенденции.

Основы  региональной политики:

  • Основная проблема: социально-политическая модернизация. Стимулирование развития публичной политики, нацеленной на общественные структуры и гражданское общество.
  • Стимулирование более полного использования всех плюсов приграничного положения при особом более открытом статусе прилегающих к государственной границе территорий (там, где возможно). Превращение таким образом приграничного положения региона из недостатка в  достоинство.

Тип 4: Зауральские регионы

Типичные  представители: Бурятия, Коми, Якутия-Саха, Хакассия, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области

Основные  черты:

  • Громадные по территории, изобилующие природными ресурсами, но крайне слабо освоенные и сильно изолированные от  основной части страны как из-за огромных расстояний, так и из-за очень слабо развитой инфраструктуры.
  • огромные и разнообразные природные ресурсы (от алмазов до рыбы);
  • значительный людской потенциал, крупная индустрия, есть значительные очаги продуктивного сельского хозяйства;
  • суровые бытовые условия, очень низкий уровень развития ЖКХ;
  • самое высокое в стране производство ВВП на душу населения, но часто очень плохая обеспеченность бюджетов собственными доходами и крайне низкий уровень обеспеченности коммуникациями;
  • угроза ползучей экспансии соседних государств;

Основы  региональной политики:

  • Необходимы прямые затраты, как в виде бюджетных средств, так и косвенных, в виде раздачи концессий, налоговых послаблений, таможенных льгот и прочих мер, направленных на создание в этих регионах особо благоприятного режима хозяйствования.
  • Кардинальное повышение качества ЖКХ, доведение уровня бытового комфорта как минимум до уровня Европейской части России (в идеале – заметно выше него), чтобы это стало стимулом к переезду сюда из западных частей страны.
  • Введение льготных транспортных тарифов,  как для населения, так и определенных товаров.
  • Перевод оттока населения  азиатских «северов» с Европейской России на южные части регионов этого типа. Для этого – форсированное повышение стандартов жизни в самых крупных городах типа Хабаровска, освоение пустующих плодородных земель Приамурья и Приморья.

Информация о работе Региональная политика, состав и структура