Региональная политика, состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Содержание работы

Введение
2.Региональная политика
3.Состав региональной политики
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия
5.Концепция социально-экономического развития регионов
6.Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов
7.Взаимосвязь типов региональной политики
8.Соотношение политики и управления в системе функционирования центральных органов власти
9.Федеральная региональная политика
10.Заключение
11.Список литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Модельную структуру  региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие основные элементы:

1. Экономическое  развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.

2. Финансовая  ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование.

3. Социально-демографическая  ситуация в регионе. Социальные  программы и приоритеты.

4. Финансовые  и инвестиционные инструменты  и механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.

5. Региональная  законодательная и нормативная  базы

6. Межрегиональное  и международное сотрудничество  и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала  региона.

7. Система управления  социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение.

8. Информационно-рекламное  и организационное сопровождение  программы социально-экономического  развития региона.

9. Механизмы  и инструментарий реализаций  региональных программ социально-экономического развития регионов.

 

Федеральная региональная политика: Характеристика.

     Принципы  федеральной региональной политики.

  1. Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития.

- специальная  фокусировка финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности  в другие регионы.

Поляризованное  развитие – принцип пространственного  развития, которому страны, переживающие социально-экономический подъем, следуют в начальных фазах данного подъема, когда инновационная волна в стране только начинает формироваться и должна достичь своей масштабности хотя бы за счет концентрации в отдельных «полюсах роста».

  1. Принцип «преференции за реформы»

-если  территория не получила статуса  опорного региона, государственная  поддержка должна быть направлена  в первую очередь на обеспечение  равного доступа населения этой  территории к бюджетным услугам,  гарантирующим реализацию конституционных прав граждан.

На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.

  1. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»).

- синхронизация  основных реформ, осуществляемых  в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов

- выстраивание  федеральных приоритетов в логике  кооперации регионов

- согласованность  направлений поддержки субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в области регионального  развития.

4. Принцип субсидиарности.

- децентрализация властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации  на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

     Миссия  и стратегические цели.

     Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:

         ·   повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

         ·  обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

         ·  усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации  развития страны являются:

     1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:

     - на обеспечение эффективной интеграции  регионов в мировой рынок, ускорение  социально-экономического развития  Российской;

     - на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

     - на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, инновационноемких секторах экономики;

     - на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов»

     2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

     - Обеспечение сплоченности территорий  и единства экономического пространства  страны;

     - Устранение барьеров на свободное  перемещение рабочей силы, товаров  и услуг, капиталов, открытие  региональных рынков;

     - Устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне

3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:

     - Содействие проведению социально-экономических  реформ на региональном и местном  уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования,;

     - Стимулирование региональных и  местных стратегических инициатив,  создание стимулов для реализации  проектов по развитию социальной  инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;

     - Стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации к ускоренному созданию  условий для высоких темпов  роста в базовых отраслях экономики  и увеличению доходов региональных бюджетов. 
 
 

 

Заключение.

Перспективы развития региональной политики в современной  России.

С точки зрения современных политологов развитие региональной политики будет оптимально осуществляться на основе выполнения следующих положений:- необходимо определиться с целями экономической поддержки регионов. Либо эта поддержка будет предназначена для наиболее проблемных регионов, либо она будет осуществляться в так называемые «точки роста», в те отрасли и проекты, которые имеют общероссийскую значимость для будущего развития как федерации, так и регионов;- решение вопроса о повышении роли инвестиционной поддержки региона по отношению к современной поддерживающей. В 2006 г. инвестиционная поддержка составляла 7,3% по отношению к общей. Вопрос о выработке условий взаимодействия инвестиционной и общей поддержки;- необходимо более чётко урегулировать отношения между центром и регионами, укреплять и развивать не только вертикальные связи, но и форму горизонтальных сетей. Для этого потребуется разработка целого комплекса правовых положений, определяющих содержание, смысл и цель региональной политики;- необходимо разработать перспективную стратегию развития регионов, которая бы включала в себя координацию развития на уровне федеральных округов и конкретных субъектов федерации. «Данная стратегия должна быть синтезом стратегий развития регионов, округов и всей федерации в целом»;- необходима разработка и запуск в эксплуатацию государственной системы регионального мониторинга, а также развитие необходимой информационной базы для региональной политики;- необходимо определить координирующий государственный орган, возложив на него ответственность в развитии региональной политики и совершенствовать его связь с регионами и государственными институтами;- необходимо определить направленность и условия взаимоотношения федеральных центров и заинтересованных регионов в существование и развитие особых экономических зон, которые должны быть органом практического и технологического мониторинга всей региональной программы в целом;«Уровень современной правовой системы не позволяет в дальнейшем развивать и совершенствовать региональную политику, которая в современной федерации по сути дела всё больше уходит в сторону субъективизма»3.

 

Список  литературы. 

1.Сайт Федеральной службы государственной статистики

2.Зубаревич Н.В.  Социальный атлас регионов Российской  Федерации. Исследования института  социальной политики

3.Госкомстат

4.ЦЭМИ (С.А.Айвазян) (Центральный экономико-математический институт)

5.Рабочий центр по экономическим реформам (В.А.Мау) 
6.данные ИНДЕМа по отклонениям от Конституции и особенностям политической организации

7.данные ИНДЕМа по законодательной активности субъектов Федерации

8. Концепция  стратегии социально-экономического  развития РФ

9. Маркетинговое Агентство Step by Step

10. Корчагин Ю.А.  Региональная финансовая политика  и экономика

11. Штульберг  Б., Введенский В. Региональная  политика России.

12. Государственное и региональное управление - Уткин Э.А., Денисов А.Ф.

13.

Информация о работе Региональная политика, состав и структура