Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа
Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.
Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.
Введение
2.Региональная политика
3.Состав региональной политики
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия
5.Концепция социально-экономического развития регионов
6.Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов
7.Взаимосвязь типов региональной политики
8.Соотношение политики и управления в системе функционирования центральных органов власти
9.Федеральная региональная политика
10.Заключение
11.Список литературы
Тип 5: Слабые моноотраслевые регионы
Типичные представители: Республики Алтай, Калмыкия и Тыва, Астраханская, Курганская, Сахалинская, Томская области
Основные черты:
Основы региональной политики:
Тип 6: Освоенный Север
Типичные представители: Карелия, Архангельская, Вологодская, Камчатская и Магаданская области
Основные черты:
Основы региональной политики:
Тип 7: Среднероссийские регионы
Типичные представители: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Ярославская области, Марий-Эл, Еврейская автономная область
Основные черты:
Основы региональной политики:
Тип 8: Стабильная глубинка
Типичные представители: Белгородская, Воронежская, Кировская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области
Основные черты:
Основы региональной политики:
Тип 9: Малые республики
Типичные представители: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия, Чувашия
Основные черты:
Основы региональной политики:
Концепция социально-экономического развития региона.
Социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.
Для эффективного исполнения задач в жизнь необходимы четко определенные цели, шаги для претворения его в жизнь, учет индивидуальных факторов региона, ресурсов, трудового и кадрового потенциала.
Концепция социально-экономического развития региона определяет стратегические цели развития экономики и социальной сферы региона, а также пути их реализации. Концепция создаёт базу для формирования программ социально-экономического развития региона.
Концепция социально-экономического развития региона отражает стратегические направления развития региона и Российской Федерации, а также данные оценки ресурсного потенциала региона. 2
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН:
-ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
-интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
-величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
-национальный доход на душу населения;
-уровень потребления отдельных материальных благ;
-степень дифференциации доходов;
-продолжительность жизни;
-уровень физического здоровья;
-уровень образования;
-степень счастья населения.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов.
Для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
Программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:
Реализация такого подхода позволит:
· обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;
· вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;
· гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
Информация о работе Региональная политика, состав и структура