Региональные партийные системы регионов Сибири на примере Алтайского края, Томской и Новосибирской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – партийные системы Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. Предмет – структурные особенности и количественные закономерности региональных партийных систем.
Хронологические рамки работы – 2006 – 2011 гг. Работа построена на анализе материалов электоральной статистики с Интернет-сайтов региональных избирательных комиссий, а также материалов периодической печати.

Содержание работы

Введение
1. Партийная система как элемент политической системы страны
1.1. Сущность и типология партийных систем…………………………....…6
1.2. Региональные партийные системы………………………………..…….12
2. Партийные системы российских регионов.
2.1. Партийная система Алтайского края…………………..………………...16
2.2. Партийная система Томской области…………………….……...…..…..18
2.3. Партийная система Новосибирской области………………...………….20
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

KURSACh.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

    В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

    Однопартийная система присуща авторитарным, особенно тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционное закрепление руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образования других партий.

    Двухпартийность обеспечивает работу политической системы, поскольку она очень функциональна. Она отражает существование естественного политического дуализма. Это говорит о том, что политический выбор чаще всего выступает в дуалистической форме. Любая политика предполагает выбор между двумя типами решений.17

    Многопартийная система от двухпартийной, кроме числа партий в них входящих, отличается гибкостью  и способностью сдерживать социальные конфликты. Система направлена на поиск компромиссов между политическими силами, не обладающими политическим доминированием.

Лейпхарт выделял  конфликтные, консациативные и консенсусные демократии по степени согласия политических элит и основ гражданского общества. Алмонд и Пауэлл совместили эти подходы, связанные с разграничением партийных систем в мажоритарной и консенсусной демократии и их дифференциацией по степени конфликтности, в очень удачной попытке классификации соревновательных партийных систем. В консенсусных партийных систем партии, участвующие в формировании правительства, не слишком различаются между собой видением политического курса, они доверяют друг другу. В конфликтной системе борьбу за власть ведут политические силы, разделяющие разные ценности, они друг другу не доверяют и между ними сложно заключить союз или создать коалицию. Консациативная - не смотря на разделяющие их противоречия по политическим ценностям и вопросам, идут на диалог друг с другом.18

    Необычную типологию партийных систем разработал Ж. Блондель. Он учитывал такие критерии:

·там, где партия набирает более 65% голосов, действует однопартийная система;

· когда партии вместе набирают более 75%, а по отдельности не более 65% имеет место двухпартийная система;

· если 2 влиятельные  партии вместе набирают не менее 75%,то это многопартийная.19

    В своих политических программах партийные структуры в основном затрагивают не идеологические вопросы, а конкретные проблемы, стоящие перед теми или иными социальными группами, рассчитывая на их поддержку, на выборах.20

    1. Региональные партийные системы

    Итак, региональные партийные системы рассматриваются как уровень партийной системы, которая развивается достаточно быстро из-за введения новых правил региональных выборов.21

    Говоря об отношениях между регионами и центром можно Туровский отмечает, что при первых же попытках принятия стратегических решений Кремль быстро сдвинулся на тактические задачи, на своеобразную игру преодоления искусственно созданных препятствий с целью создания централизованной федерации. Региональная политика неразрывно связана с выборным циклом и интересами властвующих элит, связанных с удержанием власти. Решением «проблемы -2008» и создания для главы государства широкого поля политического манёвра стало постановление о назначении губернаторов.22

    Динамичное партийное строительство в регионах повысило разнородность региональных политических процессов, а выражается это в усилении авторитаризма в авторитарных регионах и усилению конкурентности. 23

    Политика партийных организаций регионального и местного уровня оказывает большое влияние на мнение населения об эффективности партийной системы России, а так же на степень заинтересованности граждан к деятельности партий и готовности принимать в ней участие.

    Многопартийность в России пока находится в стадии становления. В скором времени с политической арены исчезнут немногочисленные партии, не имеющие популярности в обществе и ведомые идейными ценностями, а не интересами социальных групп.

     После перехода к смешанной избирательной системе заметно изменились стратегии региональных политических деятелей и начался новый виток развития партий. 24

    На политической карте останутся партии, которые заручатся поддержкой широких масс населения и в дальнейшем они смогут быть представлены во властных структурах, а так же выдвигать и «поддерживать» сильных политических лидеров, которые пользуются влиянием у всех слоёв и групп населения страны. 25

    Сегодня российские регионы в большей степени заинтересованы в финансово-экономической помощи,  нежели в политической автономии, что является следствием неравномерного развития территорий России.26

    Интерес региональных элит к «Единой России» в последние годы значительно возрос. Региональная партийная система отличается участием в политической жизни не только законодательной, но  и исполнительной властей. Так регионы находятся над федеральным уровнем. Но при укреплении властной вертикали региональный уровень считается подчинённым и объединение региональной власти в рамках «Единой России» рассматривается как способ федерального контроля элит.

    Интерес региональных элит к партиям повысился после того как была введена смешанная система, а взяв во внимание разнородность элит то  этот интерес приводит к борьбе за свои групповые интересы посредством многопартийности. Федеральный центр, будучи заинтересованным в создании доминирующей партии, начал управлять числом партий и ориентировал свою политику на сокращение действующих партий, посредством  проведения политики по повышению заградительного барьера.

    Во время президентства В.В.Путина одним из важных направлений стала региональная политика. Поскольку Путин был членом региональной элиты, будучи вице-мэром С-Петербурга, он хорошо осведомлён о работе в регионах и уничтожать региональные элиты, «как класс», не собирался.

    Для эволюции партийной системы в России  выборы в законодательные собрания регионов имеют большое значение. После введения смешанной системы с середины 2003 года по партийным спискам должно формироваться не менее половины законодательных собраний в субъектах федерации. Ситуация заметно изменилась, когда центр начал стремиться к созданию доминирующей партии - «Единой России», тогда партийная жизнь в регионах стала более активной и в неё стали вступать группы  влияния.27

    В  регионах очень часто  во главе списка партии ставят всем известного, положительного кандидата, который пользуется популярностью среди населения региона и избиратели переносят достижения представителя на партию и отдают ей свои голоса.

    Заметной тенденцией стало участие руководителей региона во главе списка «Единой России» .Такой технологией пользуется не только «Единая Россия», но также, хотя в меньшей степени, ряд других партий.28

Нередко инновации  приходящие из центра сталкиваются с  консервативной или протестантской реакцией. В случаях успехом пользуется КПРФ, происходят так же резкие подъёмы популярности таких политиков, как А.И. Лебедь и В.В. Жириновский. Немногочисленные демократические и центристские партии так и не научились эффективно взаимодействовать между собой.29

В ходе написания  этой главы было определено понятие  партийной системы, представлены функции, которые она выполняет и типологизация  партийных систем.

 

 

 

 

 

2. Партийные системы российских регионов.

    2.1.          Партийная система Алтайского края.

    Алтайский край сравнительно небольшой субъект РФ, но национальный состав края  не очень разнообразен 94% населения русские. По численности населения он занимает 20 место среди субъектов РФ, так же известно, что численность проживающих на территории края женщин превышает численность мужчин, возможно, это как то влияет на расстановку политических приоритетов в крае. В 2004 году на выборах губернатора       Алтайского края одержал победу известный эстрадный артист и актёр кино Михаил Евдокимов. Однако через полтора года он погиб в автокатастрофе под Бийском. С 2005 года главой региона  по представлению президента РФ является А. Карлин. Представительный орган законодательной власти —      Алтайское краевое Законодательное собрание. Состоит из 68 депутатов, избираемых населением края на выборах сроком на 4 года — одна половина по одномандатным избирательным округам, другая — по партийным спискам. Председатель Законодательного Собрания — И. И. Лоор. На прошедших в 2011 году выборах победу одержала партия «Единая Россия», получив 48 мест в региональном парламенте; 5 человек представляют партию «Справедливая Россия»; 9 — КПРФ и 6 — ЛДПР. В Государственной Думе 6 созыва (2011—2016) Алтайский край представляют 7 депутатов: от «Единой России» — Сергей Неверов, Александр Прокопьев и Николай Герасименко; от «Справедливой России» — Александр Терентьев; от КПРФ — Михаил Заполев и Серей Юрченко; и от ЛДПР — Владимир Семёнов.В Совете Федерации работают 2 представителя региона — Сергей Белоусов и Юрий Шамков.30

    Среди российских регионов Алтайский край практически никогда не выделялся активной политической жизнью или громкими политическими скандалами. Только период с 1991 по 1996 гг., стал исключением, когда на посту главы администрации находились В.Ф. Райфикешт и Л.А. Коршунов.   Депутаты краевого Законодательного собрания были недовольны их правоцентристской ориентацией. При переходе  к смешанной избирательной системе произошла деформация структуры и социально-политических характеристик региональной законодательной власти. Значительно возросла численность краевого Совета народных депутатов, половина из которых избирались по партийным спискам. Также партии стали иметь монопольное право на представление своих кандидатов по одномандатным округам.31

   В большей степени политические исследования востребованы там, где существует серьёзная конкурентная борьба, в которой участвует множество самостоятельных субъектов политики, располагающих внушительными организационными структурами и финансовыми средствами, чем там где взаимодействия практически нет.

    Посредством вступления в «Единую Россию» ослабленные В.В. Путиным региональные элиты получили возможность лоббировать свои интересы в центре,  и стало способом выражения политической лояльности,  послужив катализатором для повышения интереса элит к участию в политической жизни.32

    Начиная с 2003 года, наблюдается сокращение количества сфер занятости депутатов и увеличение числа кандидатов от промышленного сектора, здравоохранения, политических и общественных организаций. Параллельно с этим произошло обновление региональной политической элиты.33

    Для оценки структуры региональной партийной системы я возьму результаты выборов за 2008 год в Алтайское краевое законодательное собрание, с заградительным барьером в семь процентов, явка избирателей была довольно высокой, тогда расстановка сил выглядела следующим образом: «Единая Россия» набрала 53,44% , КПРФ- 19,6 %, ЛДПР, доверие к которой значительно выросло после открытия бесплатных пунктов питания для малообеспеченных, набрала 16,45%, меньше всех голосов получила партия «Справедливая Россия» - 7,72% в некоторой степени, возможно, мало голосов они получили на фоне частой смены наименования, некоторые просто не знали что это бывшая «Родина», «Пенсионеры» или «Жизнь». 34

    Подводя итог можно сказать, что со временем всё больше и больше растёт интерес региональных элит к участию в политической жизни по средствам вступления в какую-либо партию, сейчас чаще всего в «Единую Россию». Власть в регионах постепенно переходит в руки единоросов.  По моему мнению, это направленная политика государства имеющая  целью достижение монолитности власти.

2.2. Партийная  система Томской области.

    Томская область одна из самых развивающихся территорий Российской Федерации. Основными отраслями промышленности считаются лесная и нефтяная, а так же машиностроительная и металлообрабатывающая. Все предприятия в основном находятся в областном центре и частично в близлежащих городах Томска, таких как Колпашево и Северск.   Правительством области разработаны  программы которые предусматривают дальнейшее развитие инновационной деятельности, лесопромышленного комплекса, направлены на развитие среднего и малого предпринимательства, что в будущем может способствовать повышению инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона.

    Томск считается научным центром России и имеет инновационные программы. Но существуют факторы, которые ограничивают экономическое развитие области, например, такие как недостаток электроэнергии и неразвитая внутрирегиональная транспортная инфраструктура.

    Характерной чертой для Томской области является повышенный интерес элит и общества к участию в политической жизни. Этническая составляющая области очень многообразна и это может значительно менять расстановку политических приоритетов населения в целом. Повышенный интерес к политике области так же обусловлен её размером, Томская область делится на 4 городских округа, 16 муниципальных районов, 3 городских и 118 сельских поселений, 576 сельских населённых пунктов. Для описания партийной системы данного региона следует взять результаты выборов в областную законодательную думу. Действующий Губернатор Томской области — Сергей Жвачкин. 17 марта 2012 года он сменил на этом посту Виктора Кресса. Областная дума состоит из 42 депутатов, председатель — Оксана Козловская. Депутатами Законодательной Думы Томской области V созыва образованы следующие депутатские объединения: «Единая Россия»- 27 депутатов, КПРФ-6, ЛДПР-4, «Справедливая Россия»- 3.35

    По результатам выборов в областную Государственную Думу 2007 года,  с заградительным барьером в семь процентов, расстановка сил выглядела следующим образом: «Единая Россия» набрала абсолютное большинство-46,79 %, КПРФ -12,37%, ЛДПР- 12,87% и «Справедливая Россия» только перешагнула заградительный барьер, всего 7,9%.36

    Результаты выборов в Законодательную думу Томской области  2011 года не сильно отличаются от приведённых выше данных, «Единая Россия» так же набрала большинство голосов, но задача партии была усложнена введением  системы смешанного голосования, которая не позволила оценить реальный рейтинг «Единой России» в Томской области.

     По результатам выборов депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва «Единая Россия» получила 38,33% – по результатам голосования по пропорциональной системе, 42,86% – по методу «империале», 85,7% – по одномандатным округам и 64,8% – по факту. Смешанная система голосования не позволила оценить реальный рейтинг «Единой России» в Томской области.37

Информация о работе Региональные партийные системы регионов Сибири на примере Алтайского края, Томской и Новосибирской областей