Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:07, реферат
В 20—30-х годах XX века под воздействием новой волны политизации общества, вызванной результатами Первой мировой войны и цепью революций, политическая наука активизировалась, стала самостоятельной. Политология начала концентрироваться на проблемах современного общества, политического процесса. Возникали, углублялись, входили в политическую практику, заменялись новыми политологические теории и концепции. Американское влияние в политической науке стало преобладающим.
К середине XX века политология полностью оформилась как самостоятельная наука. В 1949 году возникла Международная ассоциация политических наук, установившая систематические контакты между политологами разных стран. В 40—60-х годах политическая наука вводится в учебные планы большинства западных университетов. Осуществляется разработка множества актуальных политических проблем и процессов.
Введение 3
Европейская политическая наука: теория рациональной бюрократии М. Вебера 4
Теория элит В. Парето и Г. Моска 7
Исследования политической теории Д. Истона 9
Теории международных отношений: С. Хантингтон, Э. Валерстайн, З. Бжезинский 12
Политическая мысль современной России 15
Заключение 19
Список литературы 20
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет гуманитарного образования
Кафедра истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(РЕФЕРАТ)
Выполнил студент ЗО ИДО
Шифр 070850127
Группа ЗФ-314
Съемщиков Дмитрий Анатольевич
Новосибирск 2015
Введение
В 20—30-х годах XX века под воздействием новой волны политизации общества, вызванной результатами Первой мировой войны и цепью революций, политическая наука активизировалась, стала самостоятельной. Политология начала концентрироваться на проблемах современного общества, политического процесса. Возникали, углублялись, входили в политическую практику, заменялись новыми политологические теории и концепции. Американское влияние в политической науке стало преобладающим.
К середине XX века политология полностью оформилась как самостоятельная наука. В 1949 году возникла Международная ассоциация политических наук, установившая систематические контакты между политологами разных стран. В 40—60-х годах политическая наука вводится в учебные планы большинства западных университетов. Осуществляется разработка множества актуальных политических проблем и процессов.
Широкий круг вопросов современной политики проанализировали Р. Дарендорф, 3. Бжезинский, К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Даль, С. Хантингтон, Э. Валнрстрайн, другие политологи. Совершенствуется методология политической науки.
Цель данной работы — рассмотреть развитие западной политической мысли в ХХ веке и положение политологии в современной России.
Теория рациональной бюрократии Макса Вебера.
Одним из гигантов немецкой общественно-политической жизни, безусловно, следует считать Макса Вебера. По мнению многих политических теоретиков, веберовская политическая теория сформировалась в долгой и изнурительной борьбе с призраком Маркса. Вебер, по существу, работал в марксистской традиции, но, если можно так выразиться, стремился «изъять» из нее самого Маркса. Следует заметить, что Вебер плохо знал труды Маркса (многие из них были опубликованы уже после смерти Вебера), поэтому Вебер полемизировал, скорее, с последователями Маркса, нежели с самим «классиком». Тем не менее, учение Маркса было далеко не единственным источником веберовских размышлений. В любом случае следует признать, что Маркс оказал определенное влияние на взгляды Вебера наряду с Кантом, Ницше и многими другими мыслителями, которые пытались усилить значение субъективного фактора в политической теории.
Вебер делал акцент не столько на индивиде, сколько на группе. Это радикально отличает его взгляды от большинства школ идеализма. Тем самым, он уходил от необходимости строить свои рассуждения на органических сообществах, таких как народ или нация. Он сформировал свой взгляд на индивида, взяв его в традиции моральной философии протестантизма и либерализма, а также экономического индивидуализма неоклассических экономистов конца XIX века.
Вебер рассматривает процесс рационализации как характерную черту Западной цивилизации. Рационализация очевидна не только в экономической жизни развивающегося капитализма или в культурной жизни с появлением рациональной музыки и архитектуры, но и в более фундаментальном смысле в современных институтах управления, в частности, бюрократии. Вебер рассматривал бюрократию и исторический процесс бюрократизации в рамках более широкого обсуждения политических институтов в качестве классического примера рационализации. Ни капитализм, связанный с либерализмом, ни государственный социализм с его приверженностью к справедливости, не могут обойтись без бюрократического господства. С бюрократией самым тесным образом связана формальная рациональность. Она относится к выбору индивидом цели и средств. Этот выбор осуществляется в контексте универсалий, правил, инструкций и законов. Они, в свою очередь, связаны с различными крупномасштабными структурами, такими как бюрократия или экономика. Вебер опирался на сравнительные исторические исследования Запада, Китая, Индии и многих других районов мира. С их помощью он пытался определить факторы, которые способствовали развитию рационализации.
Он видел главную особенность функционирования парламентской демократии в способе отбора политических лидеров и контроле над технически ориентированной административной бюрократией.
Бюрократия (буквально — власть конторских служащих) увязывалась Вебером с типом господства, основанного не на традиционном почитании вождя или монарха, а на строгих и рациональных легальных правилах и законах. Безличность и расчет, присущие бюрократии, выражаются не только в ограничениях человеческих, но и в исключительно высокой эффективности в достижении народного согласия со структурами господства.
Тип господства, описанный Вебером, включает несколько основных характеристик:
1. Существование обособленных
2. Защита статуса и компетенции служащих (гарантированное продвижение по службе и пенсия для чиновников, система льгот и привилегий для государственных служащих, несменяемость судей и т.д.).
3. Четкая иерархизация в выполнении распорядительных правленческих функций и функций исполнительских.
4. Подбор кадров на конкурсной основе.
5. Полное обособление
Конечно, указанные принципы деятельности бюрократии выполняются далеко не всегда. В этой связи весьма любопытен веберовский прогноз на будущее. Он считал, что неотвратимой перспективой всех демократических государств является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизни. На смену капитализму, по мнению Вебера, придет не социализм, а общество, предельно бюрократизированное в целях рационального управления.
Вебер ввел различие между властью (Macht) и господством (Herrschaft), тем самым он предложил два типа решения проблемы порядка. Власть представляет способность побеждать даже в условиях сопротивления оппозиции. Решение обычно находят с помощью вооруженного или классового конфликта, но эти способы разрешения в долгосрочной перспективе порождают нестабильность. Легитимное господство, наоборот, порождает добровольное согласие управляемых, а потому превращается в осмысленное действие.
Макс Вебер, в отличие от многих своих предшественников, рассматривает власть как отношение.
ВЛАСТЬ состоит в способности индивида А добиться от индивида Б такого поведения или такого воздержания, которого Б в противном случае не принял бы и которое соответствует воле А. (Вебер)
Из этой формулы можно сделать три вывода:
1. недостаточно того, что Б как-то реагирует, нужно, чтобы Б реагировало в соответствии с волей А.;
2. не всякое отношение означает власть;
3. здесь происходит сравнение реального факта и гипотезы («в противном случае делать бы не стал...»).
Как мы видим, момент власти зафиксировать довольно трудно. При всех недостатках веберовская формула, пожалуй, ближе всего подходит к определению власти.
Вебер много размышлял над проблемой
легитимации власти. Он предложил собственную
типологию ее, выделив традиционную, харизматическую и рационально-легальную легитима
Традиционный авторитет строится на основе давно существующей системы убеждений. Например, таким авторитетом может обладать лидер, который приходит к власти, поскольку его отец, дед и прадед правили этой страной. Иными словами, речь идет о согласии управляемых с данным типом господства в силу авторитета прошлого. Помимо опоры на авторитет прошлого, в этом типе легитимации важное значение имеет уверенность в том, что если прошлое сумело сохраниться, то оно было достаточно хорошим.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ — санкция на что-либо со стороны власти через закон. Движение легальности — сверху вниз.
ЛЕГИТИМНОСТЬ — длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии и т.д. Движение легитимности — снизу вверх.
Как известно, часто плохое старое предпочитают хорошему новому. Чем дольше сохраняется режим, тем больше у него шансов сохраняться и впредь.
Харизматическая легитимность, или иначе, легитимность в силу личной воли вождя.
Слово «харизма» по-гречески означает «милость». Под ней понимается исключительный авторитет некоторых индивидов внутри некоей общности (например, секты).
У харизматического лидера все качества внеобыденные, ему присущ внеповседневный личный дар. Такой вождь возникает в современном массовом обществе и при плебисцитарном типе правления. Признаком вождя является наличие свиты. Выстраивается следующая цепочка:
вождь — свита — партийная машина.
Власть превращается в своего рода предприятие.
«Харизма», как правило, краткосрочна. Аффективная преданность вождю.
довольно быстро сменяется у его последователей состоянием покоя.
Тем не менее, харизма более длительна по своему влиянию, чем состояние аффекта.
В политике харизматический лидер приобретает свой авторитет в силу обладания особо выдающимися качествами, а точнее, когда его последователи верят, что их вождь обладает такими особенностями.
По Веберу, хотя два первых типа легитимации
власти часто встречались в истории, общая
мировая тенденция ведет к преобладанию
системы рационально-легального авторит
Разумеется, теория Вебера значительно богаче ее краткого изложения. Например, его работы по рационализации содержат множество исторических деталей и теоретических «открытий». Однако это тема отдельного исследования. В любом случае влияние трудов Вебера на развитие политической теории было огромным.
Одной из причин этого было то, что идеи Вебера содержали множество элементов как либерального, так и консервативного толка (например, в отношении роли государства). Хотя он и был суровым критиком современного капиталистического общества, и его критический пафос часто напоминал марксистский, он в то же время был противником радикального разрешения социальных и политических проблем. По его мнению, радикальные реформы, предлагаемые марксистами, принесут больше вреда, чем пользы.
Наконец, Вебер представил довольно целостный подход к социально-политическому миру. Его интересовал широкий спектр политических проблем, причем он внес в их разработку так много, что его вполне по праву называют родоначальником политической теории XX века.