Русский радикализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

В ряде стран мира, в том числе и в России, происходят существенные изменения в экономике, политике и духовной жизни. Меняется степень стран, происходят перемены в расстановке сил, в характере власти, идеологии. Возрастающее воздействие на развитие оказывают мощные интеграционные процессы в экономике (формирование единого мирового рынка товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации). В мировом политическом процессе происходит движение народов и государств по пути демократии современного гражданского общества и правового государства. В политику вовлекаются миллионы людей, видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
Русский радикализм…………………………………………….4
Понятие радикализма…………………………………………4
Появление радикализма в России……………………………4
Распространение радикально-революционных
направлений...............................................................................5

Русский радикализм в ХХ веке……………………………. 10
Довоенный период…………………………………………… 10
Послевоенный период ………………………………………. 12
Русский радикализм в конце ХХ столетия и на современном
этапе ………………………………………………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 22

Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Радикализм (Критстине).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКОГО  ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

в  г. Архангельске

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Политология »

 

на тему : «Русский радикализм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

Энтина Кристина Леонидовна

 

специальность

ФК

 

группа

Вечерняя

 

№ зачетной книжки

06ФФД10523

 

 

Преподаватель:  д.и.н., профессор

 

Репневский А.В.


 

 

 

 

Архангельск

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3

  1. Русский радикализм…………………………………………….4
    1. Понятие радикализма…………………………………………4
    2. Появление радикализма в России……………………………4
    3. Распространение радикально-революционных

              направлений...............................................................................5

 

  1. Русский радикализм в  ХХ веке…………………………….    10
    1. Довоенный период…………………………………………… 10
    2. Послевоенный период ………………………………………. 12
    3. Русский радикализм в конце ХХ столетия и на современном

этапе ………………………………………………………….. 19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….  22

 

Список литературы…………………………………………………..  24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Тема «Радикализм в России» выбрана не случайно. Уметь осознать свое место в политической жизни общества, выработать свою позицию, свое отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам, к различного рода политическим партиям и общественным движениям, сознательно действовать в направлении реализации своих интересов, предпринять усилия изменить существующий порядок к лучшему должен стремиться каждый член общества.

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения.

В ряде стран мира, в  том числе и в России, происходят существенные изменения в экономике, политике и духовной жизни. Меняется степень стран, происходят перемены в расстановке сил, в характере власти, идеологии. Возрастающее воздействие на развитие оказывают мощные интеграционные процессы в экономике (формирование единого мирового рынка товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации). В мировом политическом процессе происходит движение народов и государств по пути демократии современного гражданского общества и правового государства. В политику вовлекаются миллионы людей, видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики.

 

 

 

1. Русский радикализм

 

1.1. Понятие  радикализма

Само слово  «радикализм» происходит от латинского radix (корень).

Радикализм трактуется в современной научной литературе как идейно-политическое направление, которое ставит своей целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общественное положение.

Радикализм – противоположная  консерватизму политическая стратегия, основанная на резко негативном отношении  к существующему и направленная на быстрые и глубокие политические перемены. Наиболее адекватной формой реализации радикалистской стратегии является революция – быстрое качественное изменение характера власти и всей политической системы. Внезапно и коренным образом изменяя положение людей, революция вызывает недовольство определенных общественных групп и порождает острые социальные конфликты, обычно разрешаемые с помощью насилия, применение которого обычно имеет тенденцию к эскалации и росту разрушительных последствий.

 

1.2. Появление  радикализма в России.

Впервые религиозно-политический радикализм появился в истории России в эпоху раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума, а затем Никиты Пустосвята впервые прозвучали слова и пророчества о том, что третий Рим пал, русского православного царства больше нет. История окончилась в 1666 году и наступило царство антихриста. Больше нет русских православных царей, Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона раскольники XVII века считали врагами православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская» безблагодатная, в ней нет спасения, русское государство – царство «зверя», из которого надо бежать в леса, чтобы спастись, считали раскольники. Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как спасение от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства.

Старообрядцы-раскольники  спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну  народов Поволжья против московского  государства в 1667-1671 г. раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве, позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708-1710 гг. и даже уход их в Турцию. Особенно опасным стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной направленной на уничтожение Российской империи. Почти два столетия, XVII и XVIII вв. раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против православной церкви и русского государства.

 

1.3 .Распространение  радикально-революционных направлений

На смену религиозно-раскольническому радикализму пришел радикализм революционной  интеллигенции. Вторая половина ХIХ столетия и весь ХХ век прошли в России под знаком радикально-революционных идеологий. Русский радикализм развивается под флагом «освободительного движения и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Проводниками радикально-революционных идей выступали прежде всего разночинцы , представители русской интеллигенции и студенчества, выходцы из различных социальных групп и слоев  тогдашней России, жившие своим трудом и являвшиеся проводниками «духовной революции» в российском обществе

Питательной средой для  распространения радикально-революционных  настроений в народе служило патриархальное сознание российского крестьянства с его вековой мечтой о правде, земле и воле. До 1860-х годов отечественный радикализм развивался в русле общедемократической идеологии, в дальнейшем идейно-политической основой радикализма становится его ориентация на народную (крестьянскую) революцию. Связано это было с тем, что долгожданное освобождение крестьян, состоявшееся 19 февраля 1861 года, и последующие реформы не принесли с собой в среду российской разночинской интеллигенции и широких народных масс ни успокоения, ни оптимистических настроений и надежд на будущее. Напротив, всюду увеличилась напряженность. Она была вызвана в первую очередь всеобщим настроением, всеобщей духовной атмосферой, которая существовала в обществе. Русская интеллигенция, лишенная какого бы то ни было политического опыта, не сумела устоять против искушения, присущего представлению о том, что желаемой цели можно достигнуть насильственным разрушением существующего, которое видится препятствием к её осуществлению.

Этим своим революционным  подходом значительная часть «разночинской интеллигенции» закрыла себе путь к участию в подготовке проведения в жизнь реформ, то есть сама себя исключила из практической работы, которая могла послужить для нее школой политической деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что Манифест 1861 года об отмене крепостного права имел громадное политическое, социально-экономическое и государственно-правовое значение для страны, поскольку положил начало всем последующим реформам, проведенным Александром П, его реализация не удовлетворила ни радикальные круги общества, ни самих крестьян. Чувствуя себя обманутыми, принуждаемые выкупать землю у помещиков, крестьяне отреагировали  на действия правительства волнениями и беспорядками, прокатившимися по всей России.

Неудовлетворенность значительной части общества проведенными в стране реформами , непоследовательные, половинчатые действия правительства в конечном итоге привели к тому, что вся вторая половина ХIХ и начало ХХ века в истории России характеризуется бурным развитием радикально-революционного направления отечественной политико-правовой мысли, которое проявлялось в идеологии и практике русского народничества анархизма и марксизма.

С 1870-1880 годов радикальные  идеи становятся центральными в идейно-политической борьбе, а с начала ХХ века превращаются в ведущий компонент общественного развития. Главным полем развернувшегося идейного противоборства  стал вопрос о дальнейших путях развития России, о средствах достижения государственно-политического переустройства российского общества.

К особенностям российского радикализма этого периода следует отнести и то, что в этом течении преобладали тенденции правового нигилизма, невнимания к проблемам права и правового устройства жизни. Классовый подход к проблемам государства, права и нравственности вел к отрицанию абсолютных ценностей, пренебрежению к существующим юридическим нормам и государственно-правовым институтам.

Отечественный радикализм развивался вне политической оппозиции, вне цивилизованных (или приближавшихся к цивилизованны) форм государственно-политической деятельности. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодежью, с молодыми интеллигентами, большинство из которых, находясь с середины Х1Х века в постоянной политической оппозиции правительству и царю, стали носителями и распространителями радикальных революционных идей.

Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов не Сенатской  площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них  выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие – за установление республиканской системы и унитаризм. Они менее всего рассчитывали на поддержку народа и ориентировались исключительно на «военную революцию», полностью разделяя мнение, высказанное еще Радищевым, что непросвещенный, находящийся в «рабстве» народ, пробужденный к восстанию, обратит свободу «в своеволие, худшее самого крайнего произвола». Зато обращение к истории России давало им множество примеров удачных военных переворотов Идеологией народничества становится социализм, который они связывают поземельной общиной.

По мнению историка А.В.Гоголевского, декабристы подняли  русское общественное движение начала Х1Х в. на исключительно нравственную и идейную вершину, но их разгром отодвинул реформы в России и нанес отечественной либеральной идее серьезный удар.

Движение декабристов  по существу является первым революционным  политическим течением в России.  Главным фактором его возникновения  стали социально-экономические, в  особенности политические условия  развития государства.

Народники искренне верят в стихийный революционизм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной ситуацией». Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставивший радикальную интеллигенцию добиваться власти путем террора и насилия. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: они отходят от борьбы и примеряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата. Так возникает «русский марксизм» - партийно-организационное движение, свершившее «октябрьский переворот « 1917 г. и создавшее советскую политическую систему.

«Народничество, - писал  Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России. Многократно возвращаясь к определению исторического места народничества, Ленин неизменно подчеркивал противоречивое соединение в нем социалистической утопии с выражением реальных потребностей массы мелких производителей, крестьян, прежде всего заинтересованных в уничтожении крепостничества и всех его остатков в социально-экономической и политической жизни страны. Народничество – демократическое движение в стране, переживающей эпоху буржуазной революции.

Кризис народничества выражался не только в безуспешности практических действий. Самым важным было то, что в среде передовой молодежи шла напряженная работа критической мысли в поисках правильной революционной теории. Крушение теории и практики революционного народничества, успехи рабочего движения создавали условия для возникновения российской социал-демократии

Связано это с тем, что радикализм как явление общественной жизни рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей, неадекватно реагирует на собственное состояние, испытывает громадный социальный дискомфорт и осознает необходимость перемен. Для подобных периодов характерен кризис господствующей государственно-правовой идеологии, опирающейся на определенные политико-правовые учения.

Информация о работе Русский радикализм