Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:29, реферат
Применение информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет.
Сегодня Интернет является специфическим интерактивным средством массовой коммуникации. Он активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам.
Введение 2
Содержательная часть 4
Заключение 23
Список литературы 28
Оглавление
Введение 2
Содержательная часть 4
Заключение 23
Список литературы 28
Введение
Применение информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет.
Сегодня Интернет является специфическим интерактивным средством массовой коммуникации. Он активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам. Например, на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 г. представители всех партий активно использовали страницы своих блогов и страницы в Twitter, Facebook и ВКонтакте для ведения предвыборных кампаний и освещения хода голосования.
Сеть Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных субъектов политики. Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны. Это выражается в том, что, с одной стороны, Интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность.
Развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые (в т.ч. международно-правовые) аспекты.
В связи с этим существует необходимость проведения исследования особенностей существования и функционирования политики в условиях развития технологий информационного общества.
Объектом работы являются возможности сети Интернет.
Предметом настоящей работы является использование сети Интернет в избирательном процессе в РФ.
Цель работы заключается в выявлении и обосновании возможностей сети Интернет, которые используются в избирательном процессе в РФ.
Для достижения данной цели будут решаться следующие исследовательские задачи:
• рассмотреть правовое положение сети Интернет в России;
•выявить возможности применения сети Интернет в избирательном процессе;
• рассмотреть особенности применения сети Интернет в избирательном процессе.
Кроме традиционных источников информации, в работе активно привлекались данные с web-сайтов сети Интернет, в частности новостные ленты агентства «romir.ru», электронные журналы «internet.ru», «polit.ru», «politstudies.ru», «viberirussia.ru». Дополнительным материалом также явились результаты социологических исследований аудитории сети Интернет, проведенные в России «Социальное интернет-голосование «Честные выборы».
Интернет и выборы
Сегодня сеть Интернет как средство массовой коммуникации достигла такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, которая требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с распространением новых технологий.
В современном обществе под Интернетом (англ. Internet) понимают глобальную компьютерную сеть, дающую доступ к емким специализированным информационным серверам и обеспечивающую электронную почту.
В настоящее время число пользователей сети Интернет стремительно растет. Согласно сведениям, приведенным в проекте Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации (одобрен на заседании Правительства РФ 21 декабря 2000 г.), количество пользователей Интернета в России насчитывало в тот период около 2,5 млн. человек. В 2013 г., по данным Минкомсвязи России, в Российской Федерации насчитывалось уже 90 млн. пользователей Интернета. Ожидается, что к 2015 г. количество пользователей вырастет до 105 млн. человек.
Правовое положение сети Интернет имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что все используемое в Интернете имеет своих владельцев: каналы связи принадлежат телекоммуникационным компаниям, компьютерное оборудование и циркулирующая информация – их собственникам. Кроме того, Интернет не может иметь какие-то самостоятельные права и нести обязанности; за каждым возникающим в процессе работы в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект: при подключении к сети – провайдер, при покупке через сеть товара – организация-продавец, при платеже по сделке через сеть – специализированная финансовая фирма (виртуальный банк). Поэтому Интернет не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом.
Интернет не является также и физическим объектом, обладающим материальными характеристиками. Это самостоятельно действующий набор протоколов передачи данных (правила, которым следуют компьютеры и программы при обмене информацией), принятый многими телекоммуникационными сетями. Он позволяет собирать, хранить, передавать и обрабатывать информацию. Глава корпорации «Майкрософт» Билл Гейтс говорит об Интернете как о «хаотичном наборе взаимосвязанных коммерческих и некоммерческих компьютерных сетей, включая оперативные информационные службы, услуги которых доступны по подписке».
Все правоотношения в сети Интернет можно свести к двум основным видам: распространению информации с использованием сети Интернет и предоставлению доступа к информации с использованием данной сети. Поэтому отношения, возникающие в связи с функционированием Интернета как сети компьютеров, относятся больше к сфере технических стандартов и практически не носят правового характера.
Основополагающими принципами правового регулирования отношений с использованием сети Интернет являются свобода информации и равенство субъектов данных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов.
В рамках данной работы важно то, что применение информационных технологий приводит к появлению совершенно новых экономических отношений, которые должны регулироваться соответствующим законодательством.
С целью определения направления такого регулирования в ряде стран проведены специальные исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения в Интернете, принимаются законы.
В России также существует обоснованная необходимость вмешательства государства в регулирование сети Интернет. Это обусловлено отсутствием понимания места и роли Интернета в обществе с недостаточностью правового регулирования, а также концептуальной сложностью обеспечения доказательств в сети.
Разрешению перечисленных проблем помогают законы, регулирующие сферу Интернет. К ним можно отнести ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1, где даются определения понятий информационной сферы, ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»2, который защищает права граждан при использовании информации о частной жизни, что актуально при регистрации во всевозможных интернет-сервисах и социальных сетях. Для распространения материалов в Интернете большое значение имеет принятый еще в 1991 г. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124–1 «О средствах массовой информации»3, который создает возможности для квалификации периодического распространения информации в Интернете в качестве деятельности СМИ. В ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»4 включена статья о рекламе в сетях электросвязи, которая частично запрещает спам в России.
Таким образом, Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между сторонами, в которых предметом выступают информационные услуги.
Учитывая тот факт, что содержимое сети Интернет есть явление социальное, то регулировать его или нет – общество либо решает само (и тогда это почти наверняка «нет»), либо позволяет правительству решить это за себя (и тогда это почти наверняка «да»).
В настоящее время неразрешённой проблемой остаётся правовое регулирование сайтов отдельных кандидатов и политических партий, на которых ведётся предвыборная агитация в пользу того или иного кандидата или политической партии. Первым политическим движением, осознавшим силу РуНета, стало «ЯБЛОКО» (www.yabloko.ru), создавшее свою «домашнюю страницу» еще в 1996 г. Вслед за ней появились сайты других политических партий и отдельных кандидатов. В современном российском законодательстве нет норм, которые бы регулировали предвыборную агитацию в сетевых СМИ. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»5 (ст. 57 и 59) предусматривает наличие на политической рекламе, появляющейся в СМИ, указание источника оплаты. Если же этот материал подпадает под определение «рекламная продукция», то в таком случае необходимо наличие на ней обязательной маркировки: наименование и юридический адрес изготовителя, наименование организации-заказчика, а также информация о тираже и дата выпуска. С технической точки зрения как таковой рекламы на самом сайте нет, имеется только программный код, вызывающий ее в браузер пользователя из некого удалённого компьютера. В такой ситуации неясно, кого считать издателем, – эта ситуация невозможна в среде «нормальных» СМИ.
Проявлением неразрешённости проблемы отсутствия правовых регуляторов Интернета во время парламентских выборов 2011 г. стало опубликование в день думских выборов Фондом эффективной политики на нескольких своих сайтах результатов опроса проголосовавших граждан (exit polls). ЦИК России сочла это нарушением ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»6. Согласно ст. 53 указанного ФЗ «в течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы, иных исследований, связанных с указанными выборами…».
Следует отметить, что попытки урегулировать некоторые отношения, возникающие по поводу применения Интернета в избирательном процессе, принимались Правительством РФ, которое выступило с проектами двух нормативных актов: Положения о государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети («Сетевых СМИ») и Положения о порядке государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети («Сетевых СМИ»). Но подобные попытки урегулировать лишь некоторые аспекты проблемы правового регулирования сети Интернет вряд ли можно считать обоснованными. Представляется, что необходимо не только принятие нескольких нормативных актов по урегулированию применения сети Интернет в избирательном процессе, серьёзная законотворческая работа, результатом которой бы явилось определение места и статуса Интернета в правовой системе РФ.
Таким образом, рассмотрев правовую природу сети Интернет и возможности по государственному регулированию сети, можно отметить, что Интернет – это сложная техническая система, где практически отсутствует формальное правое регулирование, нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства, а существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети.
Несмотря на особенности правового регулирования сети Интернет, следует отметить её положительное влияние на избирательный процесс. Сеть Интернет способствует преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия (особенно это относится к молодому поколению, которое в основном не проявляет интереса к политике). Упростив прямой контакт граждан и политических партий, снижаются затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире.
В демократическом обществе выборы – один из способов взаимодействия общества с различными ветвями власти.
Выборы – отработанный механизм получения нужного количества голосов за определенную партию/ кандидата.
Выборы только тогда играют серьезную роль в обществе, когда:
- кандидаты выдвигаются свободно;
- кандидаты имеют возможность донести свою платформу до избирателей;
- избиратели (общество) имеют возможность свободно обсудить кандидатуру;
- выборы проходят демократично (свободно);
- процесс выборов и подведения итогов полностью подконтролен обществу;
- общество (избиратели) имеет возможность обсуждать действия избранной кандидатуры и возможность ее переизбрания;
- общество выделяет часть своих средств для обеспечения прозрачности выборов (доступности информации для потенциальных пользователей).
Совокупность перечисленных признаков способствует прозрачности выборного процесса.
Важная роль в обеспечении прозрачности выборов принадлежит сети Интернет. Благодаря коммуникации в режиме online и ее невысокой стоимости можно создавать виртуальные, так называемые «недифференцированные сообщества». Они могут объединять единомышленников, обмениваясь информацией, разрабатывая или реализуя на деле стратегию действий, превращая при этом рассеянных по миру одиночек в мощную коалицию. Сеть Интернет облегчает достижение сплоченности и тем самым способствует созданию глобального мирового гражданского общества.
Проникновение веб-технологий в политику это сложный и противоречивый процесс. Условно его можно разделить на два этапа.
Информация о работе Сеть Интернет, в избирательном процессе в РФ