Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:29, реферат
Применение информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет.
Сегодня Интернет является специфическим интерактивным средством массовой коммуникации. Он активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам.
Введение 2
Содержательная часть 4
Заключение 23
Список литературы 28
Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической информации. В основном это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания аналитических и исследовательских организаций.
Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой использования сети Интернет в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологии.
По отношению к выборам участников избирательного процесса (как имеющих доступ в Интернет, так и не имеющих) можно разбить на несколько групп, в зависимости от того, какое место они занимают в выборном процессе, какую информацию получают из свободных источников:
- избирателей интересует информация о кандидатах, их платформах, мнение других избирателей о кандидатах, результаты подсчета голосов;
- потенциальных кандидатов
и политические партии
- законодателей интересует состояние законодательства за рубежом, в своей стране, в регионах, судебная практика, сложившаяся по спорным вопросам;
- журналистов интересует информация о кандидатах (финансовое положение, рейтинги, программы, поддерживающие финансовые группы, мнение общества), свежие новости, правила освещения избирательных кампаний, правила проведения агитации;
- избирательные комиссии интересует законодательство, календарь выборов, конкретные процедуры проведения выборов и подсчета голосов, права и обязанности кандидатов, наблюдателей, журналистов и избирателей;
- наблюдателей интересует законодательство о выборах, процедуры проведения выборов и подсчета голосов, способы влияния на итоги выборов и способы искажения результатов выборов;
- судей интересует практическое применение законодательства, судебная практика, спорные вопросы выборов;
- общественные и некоммерческие организации интересует общее состояние прбоцесса, избирательные платформы кандидатов, любая информация, позволяющая оценить полезность того или иного кандидата для будущего страны и общества. Большое влияние на развитие сети Интернет в России оказали парламентские и президентские выборы 1999–2000 гг. Это выражалось в применении политических инвестиций в сетевые СМИ, широком распространении интернет-представительств субъектов политического процесса, использовании Интернета для осуществления информационных и пропагандистских операций. Все это способствовало развитию российского Интернета как средства политической коммуникации.
С 1996 г. началась разработка и опытная эксплуатация системы ГАС «Выборы», все мероприятия по которой осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996–2000 гг. В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 г. после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.
За прошедшее время ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов.
Комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы организованы в виде четырех-уровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств ЦИК России, второй уровень системы – комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня – комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.
Комплексы средств автоматизации всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединенных в информационно-коммуникационную сеть передачи данных.
Состав и правовой режим информационных ресурсов системы, требования к обеспечению безопасности информации, сертификации системы и ее средств, а также ответственность достаточно детально урегулированы в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»7. Однако процедура использования ГАС «Выборы» описана лишь в общих чертах, что создает определенные проблемы при ее исследовании.
Таким образом, система ГАС «Выборы» стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании, ее итоги.
Следует отметить, что каждая информация о выборах необходима в открытом доступе для обеспечения прозрачности выборов. Главные условия при этом – точность, оперативность и открытость информации. Среди преимуществ виртуальных структур называются следующие: непосредственный учет мнения каждого члена организации (или партии) по любому вопросу; оперативный обмен информацией; возможность проведения традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т.д. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации. На постоянной основе выборами занимаются Центральная избирательная Комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, и территориальные комиссии. Участковые комиссии создаются для выборов и прекращают свою работу через 10 дней после официального опубликования общих результатов выборов. Территориальные комиссии не имеют технических возможностей освещать свою работу. Поэтому в России действуют 86 комиссии (85 комиссии субъектов РФ и одна Центральная Избирательная Комиссия РФ), которые могут давать информацию о выборах в сети Интернет.
Они могли бы стать основным источником информации о выборах. К сожалению, эта возможность почти не реализована или реализована в незначительной мере. Это объясняется отсутствием у избирательных комиссий необходимых средств и технических возможностей (специалистов, навыков, компьютерной сети, возможностей постоянного выхода в Интернет).
При рассмотрении Интернета как инструмента политического манипулирования отмечено, что распространение и доступность информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием демократизации современного общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Интернет-технологии сказываются на политическом процессе, и приходится признать, что это они содержат в себе потенциал, способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении.
Однако все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного протеста, который представляет собой новый эффективный инструмент, содержащий глобальный потенциал. Этот потенциал с учетом поставленной проблемы и характера коалиции позволяет путем давления на мировую общественность и на правительства по возможности большего количества стран блокировать или, наоборот, помогать проводить ту или иную политику.
Повышенное внимание сегодня уделяется проблемам голосования с использованием интернет-технологий. Первый эксперимент в этом направлении уже был проведен в рамках федеральной Программы содействия выборам (Federal Voting Assistance Program) в ноябре 2000 г., когда online проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей.
В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.
Обобщение опыта использования сети Интернет в России позволяет выделить основные способы информирования общества посредством сети:
- демонстрация в масс-медиа приобщения политика (политической структуры) к сети Интернет как к символу прогресса;
- предъявление средствам массовой информации позиции политика в сети Интернет, адекватной его положению в политической жизни;
- конструирование (имитация)
в Интернете действующего
- создание видимости поддержки политика интернет-аудиторией;
- использование Интернета как канала коммуникации, не имеющего жестких содержательных, стилистических, форматных и иных ограничений традиционных СМИ;
- легитимация информации посредством ее публикации в сети Интернет и ретрансляции в традиционных СМИ;
- удовлетворение информационных запросов различных аудиторий о политике (политической кампании, структуре) посредством сети Интернет.
Одной из главных тенденций выборной кампании в 2011 г. стала беспрецедентно высокая степень влияния Интернета на умы избирателей. Избирательные кампании уже сейчас в значительной степени переместились в интернет-СМИ и социальные сети. Как показала практика, Facebook, twitter, vkontakte способны влиять на политические диспозиции намного эффективнее рекламных растяжек и щитов. Поэтому те, кто игнорировал этот ресурс или использовал его не в полную силу, автоматически лишились поддержки значительной части своего потенциального электората.
Рассмотрев применение сети Интернет в избирательном процессе в РФ, можно отметить: несмотря на то, что Интернет в избирательном процессе имеет множество положительных сторон, имеются и нюансы, которые не позволяют осуществить полный переход к избирательному процессу, основанному на интернет-технологиях.
В последнее время в России и других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.
Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т.д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана (touchscreen) и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует.
Во время парламентских и президентских выборов 2011–2012 гг. перед государственными органами Российской Федерации стояла серьёзная задача обеспечения законности избирательного процесса. Одна из проблем, с которой столкнулись государственные органы – это привнесение новых технологий, что, в частности, выразилось в использовании сети Интернет на разных стадиях выборов.
Важно, чтобы данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования были оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме «только чтение». Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.
Правом получения любой информации,
содержащейся в ГАС «Выборы», наделены
лишь члены группы контроля за работой системы,
члены соответствующих комиссий и наблюдатели.
В соответствии с Федеральным законом
РФ «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»8 и Федеральным законом РФ «О
выборах Президента Российской Федерации»9 введенные в государственную
автоматизированную информационную систему
данные об участии избирателей в выборах
депутатов Государственной Думы, Президента
РФ, о предварительных и об окончательных
итогах голосования должны быть оперативно
доступны (в режиме «только чтение») абонентам
информационно-
Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г. Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации.
Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, участие которых в нём затруднено: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от «своих» участков, за рубежом, и т.п. Задействовать их можно только с помощью Интернета.
Электронное голосование, по мнению ряда исследователей, через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств.
В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов.
Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Интернет-провайдеры и владельцы телекоммуникационных сетей с готовностью предоставят свое уже существующее оборудование для проведения голосования. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют.
Информация о работе Сеть Интернет, в избирательном процессе в РФ