Сеть Интернет, в избирательном процессе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:29, реферат

Описание работы

Применение информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет.
Сегодня Интернет является специфическим интерактивным средством массовой коммуникации. Он активно используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам.

Содержание работы

Введение 2
Содержательная часть 4
Заключение 23
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

избирательный процесс. никому не отправлять, ибо палевно.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической информации. В основном это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания аналитических и исследовательских организаций.

Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой использования сети Интернет в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологии.

По отношению к выборам участников избирательного процесса (как имеющих доступ в Интернет, так и не имеющих) можно разбить на несколько групп, в зависимости от того, какое место они занимают в выборном процессе, какую информацию получают из свободных источников:

- избирателей интересует  информация о кандидатах, их платформах, мнение других избирателей о кандидатах, результаты подсчета голосов;

- потенциальных кандидатов  и политические партии интересует  очень многое: политическая ситуация в обществе, расклад сил, конкуренты, календарь выборов, правила регистрации, финансирования, агитации, отчетности, результаты, судебные решения. Стать выборным лицом, не имея подробной информации о выборах, очень сложно;

- законодателей интересует состояние законодательства за рубежом, в своей стране, в регионах, судебная практика, сложившаяся по спорным вопросам;

- журналистов интересует  информация о кандидатах (финансовое положение, рейтинги, программы, поддерживающие финансовые группы, мнение общества), свежие новости, правила освещения избирательных кампаний, правила проведения агитации;

- избирательные комиссии  интересует законодательство, календарь выборов, конкретные процедуры проведения выборов и подсчета голосов, права и обязанности кандидатов, наблюдателей, журналистов и избирателей;

- наблюдателей интересует  законодательство о выборах, процедуры  проведения выборов и подсчета  голосов, способы влияния на итоги  выборов и способы искажения  результатов выборов;

- судей интересует практическое применение законодательства, судебная практика, спорные вопросы выборов;

- общественные и некоммерческие  организации интересует общее состояние прбоцесса, избирательные платформы кандидатов, любая информация, позволяющая оценить полезность того или иного кандидата для будущего страны и общества. Большое влияние на развитие сети Интернет в России оказали парламентские и президентские выборы 1999–2000 гг. Это выражалось в применении политических инвестиций в сетевые СМИ, широком распространении интернет-представительств субъектов политического процесса, использовании Интернета для осуществления информационных и пропагандистских операций. Все это способствовало развитию российского Интернета как средства политической коммуникации.

С 1996 г. началась разработка и опытная эксплуатация системы ГАС «Выборы», все мероприятия по которой осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996–2000 гг. В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 г. после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.

За прошедшее время ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов.

Комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы организованы в виде четырех-уровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств ЦИК России, второй уровень системы – комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня – комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.

Комплексы средств автоматизации всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединенных в информационно-коммуникационную сеть передачи данных.

Состав и правовой режим информационных ресурсов системы, требования к обеспечению безопасности информации, сертификации системы и ее средств, а также ответственность достаточно детально урегулированы в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»7. Однако процедура использования ГАС «Выборы» описана лишь в общих чертах, что создает определенные проблемы при ее исследовании.

Таким образом, система ГАС «Выборы» стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании, ее итоги.

Следует отметить, что каждая информация о выборах необходима в открытом доступе для обеспечения прозрачности выборов. Главные условия при этом – точность, оперативность и открытость информации. Среди преимуществ виртуальных структур называются следующие: непосредственный учет мнения каждого члена организации (или партии) по любому вопросу; оперативный обмен информацией; возможность проведения традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т.д. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации. На постоянной основе выборами занимаются Центральная избирательная Комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, и территориальные комиссии. Участковые комиссии создаются для выборов и прекращают свою работу через 10 дней после официального опубликования общих результатов выборов. Территориальные комиссии не имеют технических возможностей освещать свою работу. Поэтому в России действуют 86 комиссии (85 комиссии субъектов РФ и одна Центральная Избирательная Комиссия РФ), которые могут давать информацию о выборах в сети Интернет.

Они могли бы стать основным источником информации о выборах. К сожалению, эта возможность почти не реализована или реализована в незначительной мере. Это объясняется отсутствием у избирательных комиссий необходимых средств и технических возможностей (специалистов, навыков, компьютерной сети, возможностей постоянного выхода в Интернет).

При рассмотрении Интернета как инструмента политического манипулирования отмечено, что распространение и доступность информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием демократизации современного общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Интернет-технологии сказываются на политическом процессе, и приходится признать, что это они содержат в себе потенциал, способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении.

Однако все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного протеста, который представляет собой новый эффективный инструмент, содержащий глобальный потенциал. Этот потенциал с учетом поставленной проблемы и характера коалиции позволяет путем давления на мировую общественность и на правительства по возможности большего количества стран блокировать или, наоборот, помогать проводить ту или иную политику.

Повышенное внимание сегодня уделяется проблемам голосования с использованием интернет-технологий. Первый эксперимент в этом направлении уже был проведен в рамках федеральной Программы содействия выборам (Federal Voting Assistance Program) в ноябре 2000 г., когда online проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей.

В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.

Обобщение опыта использования сети Интернет в России позволяет выделить основные способы информирования общества посредством сети:

- демонстрация в масс-медиа  приобщения политика (политической  структуры) к сети Интернет как к символу прогресса;

- предъявление средствам  массовой информации позиции политика в сети Интернет, адекватной его положению в политической жизни;

- конструирование (имитация) в Интернете действующего политического  субъекта;

- создание видимости поддержки политика интернет-аудиторией;

- использование Интернета  как канала коммуникации, не имеющего жестких содержательных, стилистических, форматных и иных ограничений традиционных СМИ;

- легитимация информации  посредством ее публикации в сети Интернет и ретрансляции в традиционных СМИ;

- удовлетворение информационных  запросов различных аудиторий  о политике (политической кампании, структуре) посредством сети Интернет.

Одной из главных тенденций выборной кампании в 2011 г. стала беспрецедентно высокая степень влияния Интернета на умы избирателей. Избирательные кампании уже сейчас в значительной степени переместились в интернет-СМИ и социальные сети. Как показала практика, Facebook, twitter, vkontakte способны влиять на политические диспозиции намного эффективнее рекламных растяжек и щитов. Поэтому те, кто игнорировал этот ресурс или использовал его не в полную силу, автоматически лишились поддержки значительной части своего потенциального электората.

Рассмотрев применение сети Интернет в избирательном процессе в РФ, можно отметить: несмотря на то, что Интернет в избирательном процессе имеет множество положительных сторон, имеются и нюансы, которые не позволяют осуществить полный переход к избирательному процессу, основанному на интернет-технологиях.

В последнее время в России и других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.

Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т.д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана (touchscreen) и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует.

Во время парламентских и президентских выборов 2011–2012 гг. перед государственными органами Российской Федерации стояла серьёзная задача обеспечения законности избирательного процесса. Одна из проблем, с которой столкнулись государственные органы – это привнесение новых технологий, что, в частности, выразилось в использовании сети Интернет на разных стадиях выборов.

Важно, чтобы данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования были оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме «только чтение». Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.

Правом получения любой информации, содержащейся в ГАС «Выборы», наделены лишь члены группы контроля за работой системы, члены соответствующих комиссий и наблюдатели. В соответствии с Федеральным законом РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»8 и Федеральным законом РФ «О выборах Президента Российской Федерации»9 введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет) в порядке, устанавливаемом ЦИК России. Вместе с тем подсистема «Интернет-портал ГАС «Выборы» позволяет широко информировать общественность (через средства массовой информации), всех граждан о ходе голосования и результатах избирательных кампаний. В рамках подсистемы «Интернет-портал ГАС «Выборы» разработан комплекс электронных отчетных форм для публикации в сети Интернет на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации данных о проведении избирательных кампаний. В период проведения последних выборов федерального уровня было организовано также информационное наполнение ресурса интернет-портала сведениями, поступающими от избирательных участков, развернутых за рубежом.

Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г. Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации.

Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, участие которых в нём затруднено: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от «своих» участков, за рубежом, и т.п. Задействовать их можно только с помощью Интернета.

Электронное голосование, по мнению ряда исследователей, через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств.

В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов.

Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Интернет-провайдеры и владельцы телекоммуникационных сетей с готовностью предоставят свое уже существующее оборудование для проведения голосования. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют.

Информация о работе Сеть Интернет, в избирательном процессе в РФ