Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка

Описание работы

1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

В целом марксизм предоставлял своим  последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

 

77. Социал-демократизм

 

Социализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Социалистическая идеология основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях  самоуправления и др. Социалистическая идеология в ХХ в. сыграла важную и неоднозначную роль в общественной жизни России, ряда стран Восточной Европы и Азии, являлась в них государственной . Различные социалистические идеи и концепции и сейчас достаточно широко распространены в мире.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) проповедовала, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация.

Переход к ней возможен в результате социалистической революции, которая  совершается под руководством рабочего класса и его политической партии – коммунистов.

После Октябрьской революции 1917 г., имевшей своей целью воплощение идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, – коммунистическом и социал-демократическом. Социал-демократическое течение ориентировалось на реформирование капитализма и опиралось на идеи Э. Бернштейна . Именно на эволюционных, реформаторских принципах и стала развиваться международная социал-демократия с конца XIX – начала XX вв. В большинстве программ социал-демократии отсутствуют революционные положения, провозглашается ориентация на социальное государство, или государство благосостояния, допускается общественный контроль в экономике, но отклоняется идея «огосударствления». Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма.

Основные идеи социал-демократии:

– социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма;

– утверждение политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства;

– демократизация отношений власти и собственности;

– рост уровня и качества жизни наемных работников;

– увеличение зависимости аппарата власти от населения;

– замещение классовой борьбы социальной солидарностью и т. д.;

– политическая реализация принципов социализма может быть результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

Социал-демократия оказалась более  жизнеспособным политическим движением  социалистической ориентации, так как  свою цель видела не в радикальном  переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении благ. Значительное достижение социал-демократии – социальная политика , практикуемая почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, государственная помощь здравоохранению, культуре, образованию, науке и т. д.

 

78. Фашизм

 

Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга , а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Вторая мировая война , развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств.

 

79. Система международных отношений

 

Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.

В качестве основных субъектов международных  отношений и мировой политики выступают прежде всего государства  и международные организации.

Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов.

Субъекты международных  отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции  международных отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация – решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений.

Проблемы, стоящие перед международными отношениями на современном этапе

 

1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др.

2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства.

3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др.

 

80. Внешняя политика государства

 

Государство – основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Концепция внешней политики государства включает следующие принципы:

– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства;

– сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны;

– защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан;

– обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны;

– установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

Например, в ст. 4 (п. 1–3) Конституции  Российской Федерации говорится: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Концепция внешнеполитического  развития современной России находится в стадии становления. Основное место в ней занимают следующие положения:

– неуклонное поддержание боеспособности России противодействовать любым военным угрозам;

– обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;

– утверждение неотъемлемого права Российской Федерации на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов;

– активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений;

– поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах;

– противодействие попыткам НАТО продвижения к границам РФ;

– защита интересов российских граждан и собственности за рубежом; защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье;

– налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства;

– развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы.

Геополитика (от греч. geos – земля) – политическая концепция, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Геополитика представляет собой вид внешней политики или сферу (направление) мировой политики, выражающиеся территориальными интересами народов и стран.

 

81. Национальная политика: понятие, механизм реализации

 

Нация (от лат. natio – народ) – совокупность граждан одного государства как политического сообщества, достигнувшего индустриальной ступени развития и осознавшего свою идентичность.

Национальная политика – сознательная деятельность государства по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"