Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка

Описание работы

1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

Например, в Российской Федерации  в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. все ее основные этносы имеют соответствующие им национально-государственные образования: 21 национальную республику, 10 национальных округов и 1 автономную республику. Создаются необходимые предпосылки и условия для культурного развития всех народов Российской Федерации.

Национальная политика должна своевременно откликаться на проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, находить эффективные решения конфликтных ситуаций. Если национальная политика не обновляется, не реагирует на происходящие в жизни народов процессы, не корректируется в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими реалиями, это чревато осложнением межнациональных отношений и возникновением новых межнациональных конфликтов.

Управление национальными отношениями

 

представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления – национальные отношения. Механизм управления национальными отношениями – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения соответствующих целей.

Основная функция национальной политики – разработка путей и методов разрешения межнациональных конфликтов, их прогнозирование и предупреждение. Задача национальной политики в том и состоит, чтобы верно определить момент возникновения конфликта и разрешить противоречия.

В сферу национальной политики входят основные проблемы национального развития и межнациональных отношений:

– экономические;

– социальные;

– государственно-правовые;

– культурно-духовные и др.

Национализм – идейное и политическое течение, складывающееся под влиянием национальной идеологии и сознания, выражающее требования этнической общности (этноса) в форме политических целей, властных установок и притязаний, выдвигаемых от имени данной нации.

Национализм развивается на основе роста национального самосознания , политического протеста или активизации поддержки национально-этнической политики государства гражданами, относящимися к определенной социально-этнической общности. Национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности этноса (нации), усиления гарантий социального, политического, экономического и культурного развития граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.

 

82. Мировая политика: современные тенденции

 

Мировая политика – совокупная деятельность основных субъектов международных отношений, в основе которой лежит их стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств.

Мировая политика складывается из целенаправленной политической деятельности ее субъектов : государств, международных межправительственных и общественных организаций, союзов, движений, а также известных политических и общественных деятелей.

Особенности современной  мировой политики:

– усиливаются интеграционные процессы – углубляется координация усилий государств и международных организаций по эффективному разрешению ряда общих проблем человечества, в частности по борьбе с международным терроризмом и др.;

– усиливаются конкуренция и борьба за сохранение и расширение геополитических сфер влияний, преимущественных позиций в мировой экономике, на мировых финансовых и торговых рынках, в сфере глобальных коммуникаций, распространения идей и культур и др.;

– поднимаются дестабилизирующие силы, выявляются зоны дестабилизации, обостряются некоторые прежние конфликты;

– появляются новые государства и режимы, которые ведут себя как субъекты, не интегрированные в мировое сообщество и часто действующие без оглядки на правила мирового сообщества;

– осуществляются попытки групп государств применения силовых (военных) действий против другого государства без согласия Совета Безопасности ООН (например, военная акция США против Ирака в 2003 г.);

– остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания в ядерную эпоху, борьбы с международным терроризмом;

– усиливается тенденция к глобализации – целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами.

Типы мировой политики и международных  отношений по характеру отношений  ее основных субъектов

 

1. Доминирование одного государства или группы государств в мировой политике.

2. Баланс государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью.

3. Демократический тип мировой политики и международных отношений на основе равенства прав и равной ответственности субъектов мировой политики.

Принципы мировой политики:

– невмешательства во внутренние и внешние дела другого государства – субъекта мировой политики;

– мирного разрешения международных споров и конфликтов;

– мирного сосуществования государств – признание нерушимости границ, территориальной целостности, т. е. суверенитета, всестороннее сотрудничество, отказ от применения силы с целью нарушить политическую независимость того или иного государства;

– равноправия и самоопределения народов;

– суверенного равенства государств;

– соблюдения прав человека и основных свобод;

– воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов лишения народов формы их национального существования;

– гуманизации и демократизации мировой политики.

 

83. Формирование и развитие политологии в России

 

Истоки письменной политической мысли  зародились в Древней Руси в X—IX в. При дворах великих князей и в монастырях создаются известные памятники политической литературы: «Повесть временных лет», «Слово о походе Игоревом», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

В них отражены политические идеи о происхождении государства (от Бога), правомерность господства правящих кругов, путях укрепления княжеской  власти, единстве российских земель. Русская  политическая мысль допетровской эпохи в основном ориентировалась на царя и православную церковь, поддерживала сословную монархию.

На рубеже XVII–XVIII вв. реформы Петра I затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Политические мыслители того периода – Ф. Прокопович («Слово о власти и чести царской»), В.Н. Татищев («История российская с самых древнейших времен»).

В годы Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей: И.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.П. Сумароков. Их общим мотивом была критика крепостничества, повышение роли моральных устоев политики.

В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:

– либерализм, выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий);

– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.);

– революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский;

– революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев );

– анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев );

– социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.), различные направления которого выступали, соответственно, как с реформаторских («меньшевики»), так и последовательно революционных позиций («большевики»);

– консерватизм, отражавший интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев ).

Западничество – идейное течение русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., выступавшее за ликвидацию крепостного права и признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути. Славянофилы отстаивали идею особого пути и особой исторической роли России.

В 1840–60-е гг. в России складывается революционно-демократическая идеология . Ее идеологами стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Важным направлением политической мысли России с конца XIX в. стали социал-демократические идеи и доктрины. Ведущим теоретиком «большевизма» являлся В.И. Ленин.

Прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в 1960-е  гг. в процессе преодоления культа личности, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева . В 1970-е гг. в стране в научный оборот вошли новые важные понятия и категории политической науки. Принципиальное правовое значение для развития политологии в России имело принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), закрепившей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

 

84. Становление и развитие Российской государственности

 

Россия прошла через следующие стадии культурного и государственного развития:

1) праиндоевропейский, языческий период;

2) Киевская Русь христианского времени;

3) Московское царство;

4) Петербургская империя (Петр I);

5) социалистический период;

6) новейший период: первый этап – с 1991 г. (распад СССР), второй, современный – с 2000 г.

В Древней Руси использовался обычай приглашения на «княжение» «независимого» кандидата со стороны. Например, в «Повести временных лет» летописца Нестора (ХII в.) повествуется о согласованном решении о призвании на княжение в Киев варяжских князей из Прибалтики.

Объединение русских земель вокруг Московского княжества , образование единого Русского государства, завершение процесса формирования великорусской народности, успехи в развитии экономики, культуры и дипломатии стали важными причинами подъема национального самосознания россиян. В ХIV в. укрепилась роль государства, повысилось значение православия, развилась идея государственной и церковной независимости России. Была сформулирована идеологическая концепция «Москва – Третий Рим», Русь провозглашалась наследницей великих империй.

Важную идейно-политическую роль в  России в середине XVI – конце XVII вв. играли земские соборы («советы всея земли») – особая форма власти, организации и представительства в российских условиях основных групп господствующих сословий, общегосударственные учреждения. Как органы самодержавной, централизованной монархии земские соборы пришли на смену древнерусским вечам.

Идеология просвещенного абсолютизма  находила отражение в реформаторской политике первого императора России – Петра I , способствовавшего упрочению положения дворянства и использовавшего жесткие меры для его осуществления: военную реформу, городскую реформу, установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владений.

Екатерина II в «Наказе» обосновывала необходимость монархии, главной задачей монарха объявляла достижение общего блага и склонность всех к добрым делам, признавала его обязательство перед обществом. Осуществлялись поддержка дворянства, расширение их прав и свобод (создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления – предводителей и депутатов), дальнейшее закабаление крестьян.

В 1861 г. было отменено крепостное право, стал развиваться капитализм. Однако идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми.

Первая русская революция 1905 г. привела к созданию Думской монархии и многопартийной системы. В первые годы после Октябрьской революции допускался идеологический плюрализм, существование «неофициальных» социально-политических и философских концепций.

С 1930-х гг. утвердилась безальтернативная  «марксистско-ленинско-сталинская» идеология, ставшая государственной идеологией страны и утвердившая власть одной партии.

В конце 1980-х гг. М.С. Горбачевым был взят курс на перестройку в СССР, демократизацию советского общества, гласности. Конституция РФ (1993 г.) закрепила принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

 

85. Россия: от унитаризма к федерализму

 

Россия прошла длительный путь от единого централизованного (унитарного) государства периода СССР до федеративного  государства.

Федерализм (от лат. foederatio – союз, объединение) – одна из форм устройства государства; теория и практика создания целостного союзного государства, образованного совокупностью политически и юридически равнозначных частей, связанных общими интересами, историческими судьбами, договорными конституционными отношениями. Субъекты Российской Федерации – входящие в состав Российской Федерации республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования – автономная область, автономные округа, а также территориальные образования – края, области, города федерального значения. В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов.

Субъекты Российской Федерации  имеют свои законодательные органы и свои органы исполнительной власти. Республики принимают свои конституции . Остальные субъекты Российской Федерации принимают уставы , определяющие их правовое положение. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации не могут быть изменены без их согласия. Конституция Российской Федерации наделяет субъектов Федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с Федерацией (ст. 72) и исключительная компетенция субъектов Российской Федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию Российской Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Права выхода из Российской Федерации ее субъекты не имеют.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"