Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

шпоргалки.docx

— 149.47 Кб (Скачать файл)

    1.Политология  как наука, ее  предмет и структура

Термин «политология»  утвердился за общественной наукой, изучающей  всю область политических отношений, устройство и функционирование государственной власти. Первоначально политическая мысль развивалась в русле философии, правоведения, истории, позже – социологии. Политология выделилась в самостоятельную дисциплину из социологии в начале ХХ в.Объект изучения политологии – политика, т.е. политическая действительность, политическая жизнь в прошлом и настоящем и даже будущем (политическое прогнозирование). Политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате: развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов, составивших в совокупности современную политическую систему (утверждение парламентаризма, разделение властей, избирательные системы, возникновение партий);развития научных исследований и рационалистической методологии, в частности, появление и широкое распространение бихевиористских, эмпирических методов. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра истории и политической науки. С 1989 г. политология преподается в высших учебных заведениях Беларуси. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

Объектом политологии  является политическая действительность, или политическая сфера жизни  общества. Предметом политологии является политическая действительность как политический процесс. Он включает в себя: власть, государство, партии и организации, политические системы, политическое лидерство, системы управления и т.д. Структура политологии:В 1948 г. комиссия ЮНЕСКО определила структуру политологии, в которую вошли следующие важнейшие разделы:

  • 1) политическая теория (методологические основы теории и истории политической мысли);
  • 2) политические институты и политические системы (изучение государства, партий, общественных организаций и движений);
  • 3) социальные компоненты власти (формы и методы политического руководства обществом, правящая элита, политическое лидерство и т.д.);
  • 4) политическая культура;
  • 5) политическое поведение;
  • 6) международные отношения и внешняя политика.
 

    2.Методы  исследования и  функции политологии.

Методы:

  • общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • метод системного подхода, суть которого в том, что политические явления рассматриваются в их целостности, в постоянной изменчивости, с учетом их иерархичности и сложной структуры.
  • частные методы: социологический, сравнительный, статистический, биографический анализ (выборки, анкетирование, опросы, изучение документов, речей), политическое прогнозирование и анализ конкретной политической ситуации, бихевиоральный анализ, основанный на изучении поведения человека, его психики, поступков в контексте конкретных политических ситуаций.
  • исторический методизучение политических явлений и политической мысли в развитии, в сравнении разных исторических эпох, деятелей.
  • Институциональный. На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений.
  • Исторический. На политических явлениях и процессах во времени и пространстве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
  • Социологический. На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.
  • Бихевиористский. На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
  • Психологический. На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
  • Системный. На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами

    Функции:

  • Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
  • Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
  • Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».
  • Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
  • Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.
  • Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.
 
 
 
 
 
 
 

    3.Политология  в системе общественных  наук.

Тесная связь  характерна для политологии и  философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют. Политология изучает политическую жизнь общества во всех ее проявлениях, начиная с сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований. Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того,как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. По словам английского историка Э. Фримена, история – это прошлая политика, а политика – теперешняя история. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Политические  учения Древнего  Египта и Древней  Индии.

Организация политической власти в Древнем Египте. Фараон рассматривался как «сын бога» Солнца РА, считался посредником между землей и небесами. Был главой культа, жрецы отправляли свои обязанности по его поручению.Власть фараона была  неограниченной. Осуществлялась через чиновников.Помимо визиря одним из самых важных сановников государства был главный казначей («заведующего всем, что дает небо, земля и воздух»). Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с ними стоит сановник, управляющий «домом оружия» (комплектование и снабжение армии).Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители).Господствующий класс древнеегипетского общества составляли рабовладельческая знать и жречество. Для всех стран Древнего Востока характерно огромное значение жречества, непосредственное вмешательство жрецов в судебные дела и управление.(жрецы-рабовладельческая знать-торговцы, ремесленники-крестьяне,рабы)

Древняя Индия. Браманизм, древнейшая из религий человечества, которая исповедуется и в настоящее время большинством индусов. Принципы брахманизма изложены в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами («веды» -- «знание» на санскрите), а также в Упанишадах (философские комментарии к Ведам), возникновение которых относится к IX—VI вв. до н. э. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы, богами из Пуруши (мирового тела и духа). Рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшьи, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) — подчиненными. Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Брахманы занимались толкованием смысла дхармы применительно к членам различных варн. Дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

  • Низшая каста Shudra должна была развивать в человеке долг послушания и земного служения;
  • следующая каста Vaishaya, в которой дозволялось накопление богатств, имела целью развивать бескорыстие, долг праведного употребления земных благ;
  • в третьей касте, Kshatriya, человек научался самоотвержению, готовности жертвовать жизнью во имя долга;
  • четвертая каста Браманов развивала в человеке равнодушие ко всему временному, стремление к освобождению от земных существований и к единению с Первоисточником жизни.

Царь, по «Законам Ману»(2век до н.э.), должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Главное назначение царя (вместе с его слугами) — быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме. С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, Будда (отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Будда, и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья 
 
 

    5.Политические  учения Древнего  Китая.

В Древнем Китае  теорию и практику политического  управления разрабатывали три основных философских школы: конфуцианство, даосизм, легизм.

  • Основоположником даосизма считают Лао-цзы, которому приписывают авторство трактата «Дао-дэ-цзин» («Трактат о Пути и Потенции»).Лао-цзы создал оригинальную философскую систему,  задача которой состоит в приведении природной и человеческой сущности к единству и естественности.Каждое государство должно следовать своему дао(путь), быть покорным и не нарушать его.Даосизм против изменений(это зло!)Против революций, переворотов, против всеобщего образования.Проповедует телесный и духовный аскетизм.Принцип у-вэй-принцип недеяния, максимальное сосредоточение внутренней энергии, но внешнее недеяние. Идеальный правитель осуществялет принцип у-вэй.
  • Конфуцианство выступало в Китае идеологией, консолидирующей общество.Данное религиозное, философско-политическое и идеологическое направление пронизывало все сферы жизнедеятельности китайского общества.Особенно большое внимание уделялось процессу формирования политической элиты и воспитанию государственных служащихУ Конфуция-развитая теория гос.управления, которая базируется на принципе ЛИ (ритуал, правила поведения)-руководство должно активно вмешиваться в гос.управление, контрол.все сферы жизнедеятельности.Управлять согласно ЛИ-каждый должне заниматься своим делом и быть на своём месте.Следующие качества, с помощью которых необходимо осуществлять политическое руководство:
  • Жэнь(не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой, поступай по справедливости)
  • Синь(в процесс управления гос-вом надо вкладывать душу, полит.элите нельзя было иметь семью, люби свой народ и он ответит тебе взаимностью)
  • Сяо(сыновья почтительность, почитание мудрости)
  • И(справедливость и следование долгу)
  • Чжи(разумность, знание, мудрость)
  • Вэнь(воспитанность, образованность)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"