Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

шпоргалки.docx

— 149.47 Кб (Скачать файл)
    1. Специфика, функции и структура политики.

Политика –

п

р

о

ц

е

с

с

р

а

з

р

е

ш

е

н

и

я

т

е

х

 

и

л

и

 

и

н

ы

х

к

о

н

ф

л

и

к

т

о

в

в

 

г

р

у

п

п

а

х

,

с

о

о

б

щ

е

с

т

в

а

х

 

и

 

о

б

щ

е

с

т

в

е

в

 

ц

е

л

о

м

,

о

с

н

о

в

а

н

н

ы

й

н

а

и

с

п

о

л

ь

з

о

в

а

н

и

и

 

п

р

и

е

м

л

е

м

ы

х

д

л

я

 

в

с

е

х

п

р

о

ц

е

д

у

р

д

л

я

 

д

а

н

н

о

г

о

 

о

б

щ

е

с

т

в

а

р

е

ш

е

н

и

й

.

С

л

о

в

о

«

п

о

л

и

т

и

к

а

»

в

 

п

е

р

е

в

о

д

е

с

 

д

р

е

в

н

е

г

р

е

ч

е

с

к

о

г

о

о

з

н

а

ч

а

е

т

искусство управления государством

.

П

о

 

с

л

о

в

а

м

 

А

р

и

с

т

о

т

е

л

я

,

п

о

л

и

т

и

к

а

 

к

о

р

е

н

и

т

с

я

 

в

 

п

р

и

р

о

д

е

 

ч

е

л

о

в

е

к

а

 

к

а

к

 

с

о

ц

и

а

л

ь

н

о

г

о

 

с

у

щ

е

с

т

в

а

,

с

п

о

с

о

б

н

о

г

о

 

п

о

л

н

о

ц

е

н

н

о

 

ж

и

т

ь

 

л

и

ш

ь

 

в

 

к

о

л

л

е

к

т

и

в

е

,

о

б

щ

е

с

т

в

е

 

и

 

в

з

а

и

м

о

д

е

й

с

т

в

у

ю

щ

е

г

о

 

с

 

д

р

у

г

и

м

и

 

л

ю

д

ь

м

и

.

П

о

д

х

о

д

ы

к

 

а

н

а

л

и

з

у

 

п

о

л

и

т

и

к

и

 

к

а

к

 

о

б

щ

е

с

т

в

е

н

н

о

г

о

 

я

в

л

е

н

и

я

:

  • политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;

    • политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;
    • политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.

    ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

    • Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.
    • Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
    • Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом
    • Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.
    • Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.
    • Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

    Структура политики:

    • Политический интерес – первопричина, осознанный источник политического поведения
    • Политические отношения – взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики и власти
    • Политическая организация, отражающая роль институтов, публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами
    • Политическое осознание – ориентация либо на сохранение данной политической системы либо на её дестабилизацию и изменение
    • Политическая деятельность – активность, направленная на изменение или сохранение существующих политических отношений
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      1. Власть  как социальное явление, ее функции и структура.

        Власть  – одно из фундаментальных  начал человеческого  общества. Это отношение  между людьми (государствами, нациями, классами, социальными  группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

    Теории  власти: 1. Реляционистские теории рассматривают власть как взамоотношение между, как минимум, двумя субъектами. 2.Бихевиоралистская теория.Политические и властные отношения рассматриваются как рыночные отношения. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы

    Свойства  власти: её всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессов, её способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Выделяют различные виды власти – экономическую и политическую, светскую и церковную, законодательную, исполнительную и судебную, центральную, региональную и местную, государственную, партийную, семейную, власть аппарата лидеров, родителей и т.д.

        Функции: поддерживание общественного порядка и стабильности, выявление, ограничение и разрешение конфликтов, достижение общественного согласия, принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности, управление делами общества.

        Субъекты  власти: социальные общности, государство, политические партии и организации, правящие элиты,групповое и индивидуальное лидерство, личная власть, отдельные личности в условиях выборов, толпа.

        Легитимность  власти. Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:

      • благодаря традиции
      • в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой политики пришли к власти
      • на базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      1. Основные  типы и ресурсы  власти.
     

    Политическая  власть выражает способность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к социальным общностям, этносам, индивидам, реализуя при этом свои собственные интересы. Функции политической власти:

    • господство – подчинение одних социальных групп, классов другим;
    • руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества;
    • управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;
    • контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
    • Целеполагания – определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
    • Интегративная – обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
    • Регулятивная – регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;
    • Дистрибутивная –определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

    Политическая  и государственная власть различны. Государственная власть – это вид политической власти, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, обладающей государственным суверенитетом. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это – высшая форма политической власти. Структуру государственной власти обычно составляют органы, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции.

    Впервые принцип  разделения властей нашел свое юридическое  оформление в Конституции США (1778 г.), а затем в конституционных  актах Великой Французской революции. Сейчас во многих странах власть разделена  на законодательную, исполнительную и судебную.

    Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности, либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека, либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами, денежной и налоговой системами и т.д. Госуд. Власть может легально использовать силу, может издавать законы, обязательные для всего населения. Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, гос. территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения и т.д. Действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. 
     
     
     
     
     
     
     

      1. Политическая  система общества и ее функции.

    Политическая  система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.  Она является сложным  образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость  компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

    Основными функциями политической системы являются следующие:

      1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
      2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
      3. Укрепление единства общества.
      4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
      5. Урегулирование конфликтов.

        Кроме того, политические системы выполняют  два базовых набора функций –  функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся:

      1. Политическая социализация и привлечение к участию
      2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена  между гражданами и государством
      3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики
      4. Политическая коммуникация

        Функции «вывода»:

      1. Разработка норм-законов
      2. Применение норм
      3. Контроль за соблюдением норм
     
     
      1. Институциональный и системный подходы  к анализу политической системы общества.

    Институциональный подход к анализу  политической системы

    Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность институтов, для которых проблема власти является центральной.

    Структурные элементы политической системы выстраиваются  в виде иерархии, вершину которой  образует государство как важнейший институт политической системы, обладающий легитимной властью.

    За ним выстраиваются  институты, которые различными способами  связаны с властью:

    • политические партии, стремящиеся к обладанию властью или участию в ней;
    • общественно-политические движения, организации, объединения, которые оказывают власти поддержку, либо отказывают в ней;
    • группы давления; большие общественные слои (классы);
    • церковь;
    • электорат и т.д.

    Деятельность  этих институтов регламентируется такими механизмами, как нормативно-правовая система (Конституция, законы, декреты, указы), обычаи, традиции, политическая культура, идеология. В рамках институционального подхода, предметом изучения является политическая система как совокупность политических институтов: государства, политических партий, движений, общественно-политических и общественных объединений, движений, организаций, больших общественных групп, наций, народностей, классов и механизмов, регламентирующих их деятельность, связанную с удовлетворением потребностей и интересов граждан. Такой подход дает возможность детально изучить природу отдельных институтов, их развитие, функционирование. Политическая система в этом случае предстает как единство многообразных частностей.

    Системный подход к анализу  политической системы 

    Системный подход оставляет вне поля зрения отдельные  компоненты политической системы, и  рассматривает её во взаимодействии с другими подсистемами общественной системы. В данном случае сама политическая система выступает как подсистема общественной системы, где другие подсистемы представляют собой окружающую среду. На первый план выходят функции политической системы как на «входе», так и на «выходе». Впервые системный подход ввели в научный оборот американские ученые Талкотт Парсонс и Дэвид Истон для анализа общества в целом и политической системы в частности. Как считают американские исследователи, институциональный подход затрудняет понимание политической системы как саморегулирующегося и саморазвивающегося организма, активно реагирующего на команды-импульсы извне. Д. Истон считает центральным вопрос о самосохранении политической системы, поддержании её стабильности в условиях непрерывно изменяющейся окружающей среды. Он рассматривает политическую систему как взаимодействие, с помощью которого в обществе происходит распределение материальных и духовных ценностей, что предотвращает конфликты и напряжения. В системном подходе есть свои слабые места:

    • рассмотрение политической системы как единства затрудняет анализ роли и места в ней конкретных политических институтов, их воздействия на экономическую и духовную сферы.
    • главной функцией политической системы считается распределение материальных и духовных ценностей, при этом вне поля зрения остается их производство и накопление.
    • политические процессы рассматриваются вне классовой структуры общества, которая также оказывает существенное влияние на причины политических процессов.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      16. Государство в  политической системе  общества.

    Основным институтом политической системы традиционно  считается государство. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его предельно широко – как любую верховную власть над человеком. Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

    • во-первых, как институт господства, как носитель государственной власти и основной субъект политического управления. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;
    • во-вторых, как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь государство в широком смысле обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

    Характеристика  государства включает следующие критерии:

        1. Социальное назначение.
        2. Организационная структура.
        3. Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими институтами.
        4. Характер отношений с обществом, классами, нацией.

        Государство отличается от других социальных организаций  по наличию следующих признаков:

      • наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры
      • монополией на исключительную власть в отношении населения
      • правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной
      • суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения
      • организацией власти по определенному территориальному признаку
      • монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета и др.

    Основные  функции государства:

    • Посредническая функция: поиск формы компромисса между конфликтующими социальными группами, принуждение сторон к компромиссу;
    • Функция управления: воздействие на общество и отдельные его элементы с целью обеспечения его целостности и динамичного развития;
     
     

      17. Основные концепции  происхождения государства.

    1. Теория естественного происхождения; (Еще в античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства , Цель создания государства – общение между семьями и родами ради благой жизни. Государство – высшее достижение человеческой природы. Цель государства – общее благо. Государственная форма организации коренится в самой природе человека. Человек, по мнению Аристотеля, есть «животное политическое», то есть государственное)
    2. Теократическая; (В средневековых концепциях теократического государства, от Августина Блаженного до Фомы Аквинского, ключевыми были идеи града земного стремящегося к граду небесному и, как следствие этого процесса, установление теократического государства, вся полнота власти в котором была бы сосредоточена в руках папы Римского. В теократическом государстве было четкое разделение на светскую власть, которую олицетворял государь, и духовную, главой которой являлся папа Римский,   Государство рассматривалось по аналогии с человеческим организмом. Как в человеке разум должен властвовать над телом, так и в государстве светская власть, а также «тело государства» – экономика – должны подчиняться духовной власти. Души господствуют над телами; соответственно, тот, кто господствует над душами, господствует и над телами. Поэтому земной общественный порядок должен был ориентироваться на небесный, а подлинным правителем должны быть не короли или император, а Церковь в лице папы Римского. Только такое государство является подлинным, поскольку выражает интересы всего общества и интересы эти носят прежде всего духовный, а не материальный (экономический) характер)
    3. Теория общественного договора(Широкое распространение среди политических мыслителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т. Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан, Государство – искусственное образование, создание самих людей)
    4. Теория насилия (завоевания); Представители данного направления трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего).Представления о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства и права развивал Е. Дюринг.Насилие одной части первобытного общества над другой -- первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают собственность и классы.Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер К. Каутский и др.
    5. Марксистская; Первыми мыслителями, считавшими, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), были Конфуций, Платон и Аристотель.Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Насилие в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему вторичную роль. На первый план ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы. Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государство. Государство возникает в результате естественного исторического процесса развития первобытнообщинного строя. Марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров. Такое положение сохранится до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отмирает, перерастая в коммунистическое общественное самоуправление.
    6. Психологическая. Представители данного подхода усматривают истоки и основу общества и государства в психике людей (индивидуальной или коллективной).Согласно Габриэлю Тарду, вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. Сущностью всякого открытия и изобретения в жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Психологический подход развивал и Ф. Гиддинг, согласно которому первичным социальным фактом является сознание породы. Любое существо готово признать любое такое же разумное существо одной с ним породы. Все общественное и политическое развитие определяется сознанием породы, проводящим различие между разными породами и расами в обширном царстве одушевленных существ.
     

      18. Формы государственного  правления. 

    Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии. При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики. В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Существуют также суперпрезидентсике республики-страны Африки и Южной Америки.Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления. Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламентеСреди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.  Смешанные республики – бывают парламентско-президентские и президентско-парламентские, президент – глава гос-ва, двойная ответственность правительства перед президентов и перед парламентом, Франция, Швейцария, Беларусь.

      19. Правовое государство  и гражданское  общество. 

    Правовое  государство это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

      • наличие гражданского общества
      • ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие
      • всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти
      • суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти
      • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией
      • приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом
      • свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

        Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство  в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.Идея гражданского общества восходит к политико-юридической мысли античности. Данное понятие выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. «государство». Быть членом общества означало быть гражданином – членом государства. Это обязывало действовать в соответствии с государственными законами, не нанося вреда другим гражданам. Такое положение вещей определялось тем, что в античности и средние века отдельный человек по сути дела не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер жизни общества.  Переход от средневековья к новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства.Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу XIX века Гегелю. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых дуг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества – цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид. В демократическом обществе политические и социальные функции четко разделены и выполняются различными институтами. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством. Наряду с правом частной собственности важное значение имеет гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

        20.Специфика  формирования гражданского  общества в Республике  Беларусь.

     После провозглашения независимости политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером формирующегося гражданского общества выступает государство.Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. В нашей стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему подаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры.Граждане Беларуси получили возможность открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, другие демократические институты. Деятельность многочисленных общественных объединений базируется на постоянно совершенствуемой законодательной базе, основанной на Законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Избирательном кодексе Республики Беларусь и других.Слабой стороной деятельности всех общественных объединений Беларуси является незначительная география их активности, которая нередко ограничивается столицей страны.Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Существуют также молодежные организации, стоящие в оппозиции к официально зарегистрированным объединениям. Это «Зубр», «Молодая Громада», «Молоды Фронт», «Асацыяцыя молодых палітыкау», «Асацыяцыя студэнтаў-палшолагаў», «Аб'яднанне Белорускіх Скаўтаў» и другие. Они выступают дестабилизирующим фактором молодежного движения страны.Гражданское общество в Республике Беларусь находится в незавершившейся стадии образования в силу объективных причин: отсутствие прочного участия граждан в политических процессах, а также политических навыков и культуры.Гражданское общество в Беларуси прошло решающий этап становления: созданы и функционируют все его институты. Главной задачей современного этапа является закрепление положительных тенденций становления гражданского общества и создание благоприятных условий для его дальнейшего развития.

      21. Политическая система  Республики Беларусь.

    Политическая  система Республики Беларусь, как  самостаятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти.. Приход к власти Горбачева М.С. в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д.Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали – принятие новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы. В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации. Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.  

      22. Характеристика демократического  политического режима. 

    Термин "демократия" происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из demos - народ и kratos - власть, правление.

    Демократический режим – это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

    Предоставляя  своим гражданам широкие права  и свободы, демократическое государство  не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей.

    Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.

    В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.

    Критерием избрания того или иного человека в представительный орган является профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим.Источником власти в государстве является народ.

    Политическая  власть носит легитимный характер и  осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами.Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренцию политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.  
     

      23. Тоталитарный и  авторитарный политический  режим.

    Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим – феномен XX в. В политический лексикон термин «тоталитаризм» (от лат.весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ, юрист и политолог К. Шмитт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов, стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Первые тоталитарные режимы были сформированы после Первой Мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия).Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. В политической сфере для тоталитаризма свойственны: 1) Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;2) Монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции; 3) Срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. По существу, правящая партия превращается в «государство в государстве», становится над государством и над гражданским обществом;4) Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями. 5) Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод 6) Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы

    Авторитаризм  (от лат. auctoritas - власть) –система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти, масса населения отчуждается от власти. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. Фактический отказ от концепции разделения властей. Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, близких по духу, но при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. «Разрешено все, кроме политики». 

      24. Политическая элита: понятие, функции, типологии.

    Политическая  элита – это часть класса или  социального слоя, которая наиболее активно и влиятельно определяет способы и условия реализации интересов государства или большой  социальной группы людей. Итальянский социолог и экономист В.Парето сформулировал теорию круговорота элит, объясняющую социальное развитие. Тезису Маркса, что вся история является историей борьбы классов, он противопоставил тезис «история есть кладбище аристократов». Двигателем истории являются судьбы элиты, а не большинства. Элиты возникают из низших слоев, в процессе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают, а затем вырождаются. Такой круговорот элит является универсальным законом истории. Правящая элита включает в себя высший и низший слои. Высший (ядро элиты) состоит из правителей, которые принимают решения. Многочисленный низший слой является связующим звеном между высшим и всем обществом. В его обязанности входит проводить в жизнь решения правящего ядра и оправдывать их перед массой.

    • Основным слоем является экономическая элита. Данную группу составляют собственники, владеющие промышленными корпорациями, банками, страховыми компаниями, торговыми фирмами и т.п.
    • Политическая элита. Лица, занимающие высшие посты в гражданской или военной бюрократической машине (например, окружение президента, премьер-министра, руководители министерств, ведомств, партийных фракций в парламенте и др.).
    • Бюрократическая (административная) элита. Ее представители оказывают помощь высшему руководству, осуществляют контроль за работой различных административных органов, комиссий, советов.
    • Военная элита. Рост этой группы и ее влияние могут привести к ее превращению в самостоятельную политическую силу, способную подчинить себе все другие.
    • Идеологическая, «информационная» элита – видные представители науки, культуры, религии, образования, которые выполняют в обществе функцию идеологического воздействия, формирования мировоззренческих позиций, культурных ценностей в интересах господствующего класса.

    Различают открытые и закрытые элиты.

    • Открытые элиты: допускают спонтанный приход новых членов, осуществляют саморегуляцию сообщества, подвергая изгнанию нарушающих установленный порядок.
    • Закрытые элиты регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов; самостоятельно ни прийти, ни выйти из нее нельзя.
     

      25. Природа и функции  политического лидерства. 

    Политическое  лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе. Фридрих Ницше (1844-1900) первоосновой мирового процесса объявлял волю к власти. Ницше утверждал, что стремление к власти – естественное состояние человека, смысл и содержание истории. Помехой этому естественному стремлению является мораль, которую он называет оружием слабых. Концепция Ницше основана на делении общества на духовную аристократию (лидеров) и «недочеловеков», судьба которых – быть ведомыми. Французский психолог Гюстав Лебон (1841-1931) полагал, что общество вступило в «век масс», когда главную роль в социальной жизни играет толпа. Последователи стали доминировать над лидерами, задавая им программу деятельности. Политические лидеры вместо того, чтобы направлять мнение толпы, стараются за ним следовать.Марксистское направление политической науки исходит из социально-классовых оснований в объяснении лидерства. Политические лидеры – это представители социальных классов, лучше других осознающие и выражающие цели и устремления представляемых социальных групп. Функции политического лидера:

    • Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.
    • Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
    • Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
    • Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.
    • Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.
    • Функция гаранта справедливости, законности и порядка.
     
     
     
     

      26.Типологии  политического лидерства.

    Используя типологию, разработанную еще Н.Макиавелли, В. Парето выделил два типа лидеров: лис и львов. Типология лидерства по Максу Веберу: 1) Традиционное, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти становится королем). Традиционный лидер подчиняется определенным правилам, хотя за пределами собственно традиционной (ограниченной традиционными нормами) сферы компетенции он волен поступать по собственному усмотрению. 2)Рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его «разумность». В нем лидер-чиновник выступает как выразитель определенной государственной функции.3) Харизматические вожди стоят особняком: их притязания носят сугубо личный характер, опираются не на внешнюю силу традиций или закона, а на некое необычное личное качество, которое Вебер называет харизмой (личная святость).Р.Такер делит лидеров на три типа:

    • Консерваторы стремятся к сохранению статус-кво общества.
    • Реформаторы заинтересованы в постепенном совершенствовании общественного устройства, прежде всего властных структур.
    • Революционеры ставят своей задачей переход к принципиально иной общественной системе.

      Лякутюр выделяет пять типов политических лидеров: 1) избранник судьбы, 2) лидер, выбранный историей, 3) лидер, заполняющий вакуум, 4) несуществующий лидер, 5) антилидер. Избранник судьбы – лидер «по призванию». Лидер, выбранный историей, порождается ходом событий. Не имея первоначально твердых убеждений и определенной программы, он вырабатывает их в процессе своей деятельности и, добившись успеха, обретает веру в свою «миссию». Лидер, заполняющий вакуум – всего лишь эпизод в истории. Это человек, обстоятельства выдвижения и кратковременность пребывания у власти которого не позволяют ему наложить на историю какой-то определенный личный отпечаток. Несуществующий лидер – это лжепророк, сам не верящий в себя и свою миссию. Характерная особенность антилидера – нежелание быть олицетворением какой-то определенной политической линии. Такой человек избегает публичности, предпочитает править «из-за кулис». 

      27. Политические партии, их признаки и  функции.

        Политическая  партия – это общественная, обладающая особым правовым статусом политическая организация, представляющая собой добровольный союз людей,объединенных общностью политических взглядов,едиными политическими, экономическими, социальными, культурными и иными интересами, как правило, формально зафиксированными в программных документах, союз, который, опираясь на определенную идеологию, стремится активно участвовать в общественно-политической жизни страны, преследует  цель  завоевания   и  осуществления   политической  власти.Политические партии являются одними из самым важных, подвижных и активным элементов современных политических систем, главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом. Именно политические партии являются основной опорой гражданского общества.Отличительные признаки партии Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие» сформулировали отличительные признаки партии. Партия – организационно оформленная общность людей. Наличие устойчивых  местных  организаций, поддерживающих регулярные связи с руководством партии. Нацеленность на завоевание власти, либо участие в ее осуществлении. Обеспечение  народной  поддержки,  начиная  от голосования и кончая активным членством в партии.     

        К признакам партии относят:

    • активное участие в политической борьбе,
    • наличие членства,
    • определенная социальная база,
    • наличие политической программы и устава,
    • общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей,
    • наличие одного или нескольких лидеров.

    Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют  ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения  ею двух групп задач: внутренних и  внешних. К внутренним функциям относятся

      • набор членов
      • пополнение партийной кассы
      • регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии

        Осуществление внешних функций предполагает

      • борьбу за завоевание и использование политической власти
      • обеспечение связи масс с государственными структурами
      • отбор и рекрутирование политических лидеров и элит
      • согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса
      • осуществление политической социализации граждан
     

      28. Типологии политических партий и партийных систем.

    С точки зрения основания и условий приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии. Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей.Это прежде всего коммунистические и фашистские партии. Партии с точными и формально определенными принципами членства (Устав, формы и условия принятия в партию, способы парламентского поведения, награды и порицания по отношению к членам партии); Партии со свободным членством, принадлежность к которым выражается, например, посредством голосования за ее кандидатов (США).

          По  критерию партийного руководства:

    • партии коллективного руководства;
    • партии харизматического руководства, при котором полнота власти сосредоточивается в руках лидера в силу его авторитета в партии, либо в обществе в целом, его заслуг, придающих ему характер символа (Ф. Кастро);
    • партии консенсуального руководства, имеющие место тогда, когда партия является каналом представительства интересов различных социальных групп (например, либерально-демократическая партия в Японии).

      По  характеру партийных  доктрин и идеологической направленности партий:

    • Революционные стремящиеся к качественной реструктурализации общественной жизни;
    • Реформистские ориентированные на существенные качественные преобразования общества, но с сохранением его основных структур;
    • Консервативные стремящиеся к стабильному сохранению основных черт современной им социальной действительности;
    • Реакционные  целью которых является частичный или полный возврат к структурам предшествующих этапов развития общества.

     Существуют и другие типологии партий:

        • по принципу преследуемых целей – патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические, отстаивающие свою идейную чистоту
        • по принципу доминирующих целей и средств – консервативные (традиционалистские) и революционные
        • по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические, социал-демократические и либеральные
        • по принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой – авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские
        • по принципу отношения к правящему режиму – легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции
     
     

    29. Политические партии  современной Беларуси. 

    Становление и функционирование партийной системы  в Республике Беларусь. В Конституции Республики Беларусь подчеркивается: «Политические партии, другие общественные объединения... содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» (Конституция Республики Беларусь. Мн., 2005. С.5).

    В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация  политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету  для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной  тысячи учредителей (членов) от большинства  областей Республики Беларусь и Минска.

    Для создания республиканского профессионального союза необходимо «не менее 500 учредителей от большинства  административно-территориальных и  территориальных единиц соответствующей  территории, профессионального союза  на предприятии, в учреждении, организации  и в иных местах работы (учебы) –  не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек» (Сов. Бел. 1999. 28 янв.).В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица.В конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28. По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений. При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений:

      • партии правого толка, неолиберальной, антикоммунистической направленности;
      • демократические партии центристского характера;
      • партии левого крыла политических сил – коммунистической, социалистической ориентации
     

    30. Общественные объединения. Общественные объединения в Республике Беларусь.

    Общественное  объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

    В І  полугодии 2009 г. в республике зарегистрировано 47 новых общественных объединений, из которых республиканских - 12, местных - 35 (областных, Минских городских - 19 и районных, городских - 16), зарегистрировано 5 фондов, в том числе 1 международный  и 4 местных.

    По направлениям деятельности зарегистрированы на территории Республики Беларусь общественные объединения: физкультурно-спортивные - 524, благотворительные - 348, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные - 293, молодёжные - 173, в том числе детские - 24, инвалидов войны и труда, ветеранов - 136, национальных меньшинств - 106, научно-технические - 97, сторонников охраны природы, памятников истории, культуры - 70, творческие - 42, женские - 32 и прочие - 395. Деятельность общественных объединений регулируется нормативно-правовыми документами. 
    В Конституции Республики Беларусь в статье 36 определено право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. 
    Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. N 3254-XII «Об общественных объединениях» регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на объединение, и определяет принципы образования, регистрации и деятельности общественных объединений.
     

    31. Политический процесс: его основные характеристики.

    Политический  процесс — совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Мотивация целей кроется в потребностях и интересах людей. Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Политические интересы также могут порождаться духовными, культурными, нравственными, экологическими проблемами. Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности.

    Типы  и стадии политического  процесса. Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные. Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.Системный политический процесс в своем развитии проходит ряд стадий:

    • первая — конституирование политической системы;
    • вторая — функционирование политической системы;
    • третья — развитие политической системы;
    • четвертая — деградация и распад системы.
     

      32. Понятие и функции социальных конфликтов.

    Проблемой конфликта  занимались китайские философы в  VII-VI вв. до н.э., древнегреческие ученые Анаксимандр, Гераклит, Сократ, Платон, Эпикур и др. Так, Гераклит утверждал, что борьба всеобща, «все происходит через борьбу и по необходимости». Позже исследованиями конфликтов в обществе занимались Н.Макиавелли, А. Смит, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Л. Козер, К. Боулдинг (США), Р. Дарендорф (Германия) и др. Слово «конфликт» происходит от латинского столкновение. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловлен нов противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом. Понятие «политический конфликт» обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

        Виды  политических конфликтов:

      1. Межгосударственный.
      2. Классовый.
      3. Этнический.
      4. Между ветвями власти.
      5. Между политическими элитами.
      6. Между политическими лидерами.

    Для наличия  конфликта характерны три условия:

      • объективно складывающаяся конфликтная ситуация
      • субъекты конфликтов
      • повод для конфликтов

       В своем развитии конфликт проходит несколько  стадий: Обострение противоречий → кризис → усиление напряженности → конфликт.

    Разрешение конфликта  является  полным или частичным. Полное разрешение возможно лишь при  устранении его коренной причины. При  частичном разрешении конфликта  чаще изменяется только внешняя его  сторона, но при этом сохраняются  внутренние побуждения к продолжению  конфликта.

      33. Политические кризисы.

    Политический  кризис — это состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении политической напряженности.

    Проявлениями политического кризиса могут быть:

    • неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, своего рода паралич власти, когда даже законы не исполняются;
    • распространение политических идей, отрицающих ценность политической системы, переживающей кризисную ситуацию;
    • оппозиционная деятельность - явная или скрытая, направленная на ликвидацию существующей политической системы, государства и его органов.

    Причины кризиса:

    • падение уровня жизни народа,
    • национальные проблемы,
    • религиозный фанатизм,
    • несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей.
     

      34. Представительство и выборы.

    Теория представительства  начала формироваться в XVII-XVIII вв. Главная  заслуга в ее разработке принадлежит  ДжЛокк, А. де Токвиль, Дж.С.Милль, Б.Н.Чичерин и др.. Предполагалось, что избранные представители смогут защищать и реализовывать интересы народа лучше, чем сам народ. Принципы представительства и выборности представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос об инструментах и средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех ныне индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии. Выборы являются одним из ведущих институтов легитимизаци существующей политической системы и политического режима. Избирательные кампании обеспечивают возможности для пропаганды достоинств участия в голосовании. Акт участия в выборах увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Центральная проблема, которой занимаются партии, - это избирательный процесс. Успех на выборах является непременным условием выживания партии, мерой ее эффективности и жизнеспособности. Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. В списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. Чтобы добиваться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. В зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) вся территория страны, области, провинции, района при проведении выборов разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Под избирательной кампанией понимается установленный законом период, в течение которого политические партии, организации и государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеологически-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы.

      35. Избирательные системы  современного мира.

    Существуют два  основных типа избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе победу одерживает кандидат, получавший больше голосов, чем любой другой кандидат. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

    Победителем на выборах считается кандидат, набравший  наибольшее число голосов. Многие континентальные европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждого округа избирается несколько кандидатов, число которых распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов.В ряде стран существует смешанная мажоритарно- пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двух партийности, пропорциональная система - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции. 

      36. Политическая идеология  и ее функции.

    Политическая  идеология –  форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, нац.образований.

    Функции:

    • функция легитимации власти(обосновывает право определенных соц.-политических сил на власть)
    • интегративная (сплачивает определ. соц.-политич.общность, формирует политическое сообщество)
    • конструктивная (принятие политической программы действий)
    • мобилизующая (воодушевить население на борьбу за их интересы)
    • критическая (позволяет критически относиться к действительности)
    • когнитивная (несет знание об обществе и его конфликтах)
    • нормативная
    • функция коммунитативного воздействия
    • компенсаторская

      Понятие политич.идеологии возникло в 1796 Антуан Дестют де Траси , эйдос-идея, логос-наука. 

      37. Основные принципы  классического либерализма.

    Либерализм как  самостоятельное идеологическое течение  сформировался в XVII веке на базе политической философии английских просветителей – Джона Локка (1632-1704),Томаса Гоббса (1588-1679), Адама Смита (1723-1790) в конце XVII - XVIII вв.

    1. Принцип частной  собственности. Это основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. В экономической сфере – идеалы свободного рыночного обмена, «частной конкуренции». Либералы выступали против протекционизма, против политического вмешательства в экономическую жизнь.

    2. Принцип индивидуализма

     3. Идея уникальности и независимости человеческого существования (свобода).

    4. Концепция  «естественных прав» человека. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и изначальное (от рождения)  равенство всех  людей.

    5. Понятие свободы  противопоставляется понятию демократии.

    6. Теория и  практика правового государства. В политической области высшей ценностью для либерализма является ПРАВО.

    7. Принцип конкуренции.  

    38. Развитие либеральных  идей в России  конца XVIII – начала ХХ вв. Восточноевропейский либерализм.

    Свободы и вольности, дарованные российским дворянам, были документированы Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (18 февраля 1762 г.).Жалованная грамота «на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II (апрель 1785 г.).Александр I (1777-1825). Его начальный период царствования отмечен проектами различных реформ социально-экономического и политического характера. Учитывая уроки декабристов, деятельность кружковцев Белинского, Герцена, Огарева и других, политическую активность славянофилов и западников, Александр II 19 февраля 1861 г. отменил крепостное право. Восточноевропейский либерализм связан с именами Б.Чичерина, П.Новгородцева, Б.Кистяковского.В своей эволюции восточноевропейский либерализм пришел к признанию двух важных моментов. 1). Определяющей роли государства в развитии общества. 2). О необходимости активной социальной политики. Восточноевропейский либерализм выступил против линии мальтузианского либерализма с его принципом отстранения государства от экономической и социальной жизни.Обосновал важную роль государства в жизни общества («охранительный консерватизм»).  

      39. Основные принципы  классического консерватизма.

    Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – идейно-политическое течение, возникшее в конце XVIII в. как альтернатива либерализму и связанным с ним революционным программам, а также любым типам радикализма и экстремизма. Как и все основные современные западные идеологии, консерватизм появился как реакция на Великую французскую революцию 1789–1799 гг. Термин «консерватизм», впервые использованный в 1818 г. французским писателем Ф.Шатобрианом

    Основные принципы консерватизма состоят в следующем:

    • культ сильного государства, контролирующего все сферы общественной жизни;
    • органическое понимание государства как целостной системы, которая не сводится к сумме составляющих его частей;
    • отрицание различия между государством и обществом, моралью и политикой;
    • приоритет интересов государства и общества перед интересами отдельной личности;
    • идея порочной и злой человеческой природы, требующей контроля со стороны социальных институтов, неверие в силу человеческого разума;
    • сохранение и поддержание сложившегося на протяжении веков традиционного социального порядка, подозрительное отношение к новациям;
    • приоритет опыта традиции перед научными теориями;
    • поддержка монархических, аристократических и элитарных форм правления;
    • сохранение и защита патриархальных форм семьи и государства, традиционных религиозных институтов;
    • неприятие демократии, революций и экстремизма;
    • поддержка национализма и патриотизма, неприятие космополитизма;
    • неприятие индустриализации, конкуренции и капитализма в экономике, идеализация крестьянского труда и деревенской жизни;
    • признание абсолютного неизменного характера религиозных, моральных и политических принципов;
    • приоритет духовных ценностей над материальными;
    • признание естественного социального неравенства и невозможности всеобщей свободы и равенства;
    • отрицание прогресса или признание регрессивного характера истории

      40. Русский консерватизм  XIX – начала ХХ вв.

    В первой трети  XIX в., как ответная реакция на проникновение и распространение либеральных идей сформировалось мощное течение русского консерватизма. Его специфика определялась не просто необходимостью противостояния либерализму, а более масштабной идеей противостояния западному влиянию и сохранения специфики исторического пути России.Важнейшим идеологом раннего русского консерватизма был Александр Семенович Шишков , В работе «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» , выступил против влияния Запада, так называемой галломании, на русский язык, культуру и обычаи.

    В журнале «Вестник Европы», начиная, Карамзин опубликовал ряд статей в поддержку монархии, сильного государства и с критикой подражания Западу в культуре и образовании. Сергей Николаевич Глинка автор знаменитого консервативного лозунга «Бог. Вера. Отечество». Согласно Глинке, стержнем русского духа является самодержавие. В политике у истоков русского консерватизма стоял видный государственный деятель Алексей Андреевич Аракчеев , глава неофициальной «русской партии», или «православной оппозиции», С.С. Уваров выдвинул идею патриотического образования, которое должно быть основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Славянофилы Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков выступали против реформ западного типа в государственном управлении, подвергали резкой критики западную культуру с позиций русского консерватизма. Иван Васильевич Киреевский - Россия и Запад представляют собой две различные цивилизации, в основе которых лежат два различных варианта христианства.

      41. Коммунистическая идеология. 

      42. Основные идеи  и принципы социал-демократии. 

        Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции и идей социалистов-утопистов. При этом главным стимулом утверждения социал-демократии являлось формирование и возрастание в конце XIX – начале XX веков роли и влияния рабочего класса. Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства. Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, необходимости трансформировать, совершенствовать ее. В экономической и политической борьбе той эпохи они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных перемен.Социал-демократизм считает необходимыми:

      1. Социальный и межгосударственный мир.
      2. Общественную свободу и солидарность.

        Социал-демократы  выступают за постепенное реформирование буржуазного общества и отказ  от классовой борьбы, народовластие, социальную защищенность,  поощрение  рабочего самоуправления и социальное партнерство. Оказавшись в ряде стран после второй мировой войны у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Социал-демократические партии и поддерживавшие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ. Социал-реформизм как одно из направлений социал-демократии возник в последней четверти XIX века. Его основой считается реформизм в рабочем движении, отрицавший необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата. Лидеры этого идеологического направления основой общественных преобразований считали реформы.

      43. Идеология классического  анархизма.

        Анархизм  – теория и утопический идеал свободного общественного устройства, исключающего господство людей над людьми. Анархизм отрицает политические и общественные порядки принудительного характера, прежде всего государство.  Согласно анархическим идеалам, для общества и его устройства требуются лишь свободное соглашение, свободная ассоциация, свободная федерация. В конце XIX – начале XX веков влияние анархизма в западноевропейских странах было достаточно сильным. В настоящее время его идеи непопулярны.В рамках анархизма можно выделить четыре направления:

      1. Индивидуализм. В центре внимания – человек как абсолютно свободный и независимый индивид, который с целью «защитить свою свободу» отрицает любые формы государства.
      2. Солидаризм. Заменяет принцип государственной власти и принципом взаимопомощи.
      3. Коллективизм. Капитал, средства производства, земля и учреждения вспомогательного характера становятся собственностью сельскохозяйственных и промышленных рабочих.
      4. Вольный коммунизм. Его теоретики считали важнейшим следствием общественной собственности на средства производства полный отказ от принудительной системы труда.
     

      44. Современные варианты  неоанархистских идеологий. 

      45. Ультраправые политические  идеологии.

        Родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Б. Муссолини. В основе его теории – нация и страна. Индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями. Они должны подавлять влечение к эгоистическим удовольствиям и строить новую жизнь, основанную на долге и отказе от частных интересов. В фашистской концепции человек является человеком лишь благодаря духовному процессу, которому он помогает, будучи членом семьи, социальной группы, нации и истории в целом. Нация, воплощенная  в государстве, может существовать лишь в том случае, если она прогрессивна. Бездеятельность – смерть. Война – единственное, что поднимает на высшую ступень всю человеческую энергию. Объект перестройки фашизма – не только стороны общественной жизни, но и их содержание – человек, его характер и вера. Для достижения этих целей вводится жесткая дисциплина и используется авторитет власти.

      46. Альтернативные идеологии  современности (феминизм, антиглобализм, технократизм).

    Фемини́зм (от лат.femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.Технократизм — власть, основанная на решении проблем через применение достижений науки и техники. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер. Основой технократической экономики является валовое производство энергии на душу населения. Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций. Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации. 
     

      47. Понятие, структура  и значение политической  культуры.

    Впервые  термин «политическая культура» использовал  в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора.

    Структура:

    1. Культура политического сознания (политические установки, полит.убеждения, полит.традиции)
    2. Культура полит.поведения (культура полит.участия, культура полит.деят-сти)
    3. Культура функционирования полит.институтов (культура принятия и реализации полит.решений, культура электорального прогресса, культура восприятия и регулирова. соц.-полит.конфликтов)

    Политическая  культура как часть политической системы испытывает на себе влияние  таких ее элементов, как государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, а также  влияние войн и революций.Первыми начали исследовать феномен политической культуры американские ученые Г. Алмонд, С.С. Верба, Г. Пауэлл. 

      48. Функции, типы, уровни  политической культуры.

        В современной политологии утвердилась классификация политических  культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна. Таких типов выделяют пять:

      • конфуцианско-буддийская
      • индо-буддийская
      • исламская
      • западная
      • православно-славянская

        Политическая  культура выполняет в обществе целый  ряд важных функций:

        1. Когнитивная (накапливает политические знания).
        2. Эмоциональная (формирует политические чувства).
        3. Оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок).
        4. Регулятивная (регулирует политическое поведение).
        5. Коммуникативная (культура лежит в основе политического общения).
        6. Интегративная (объединяет людей через систему ценностей).

        Политическая  культура оказывает влияние  на формы, функционирование и развитие государства  и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение  широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической и  религиозной культурой.

        Основные  элементы политической культуры:

      1. Политические традиции.
      2. Идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов.
      3. Ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом.

    То есть политическая культура является ценностно-нормативной  системой, которую разделяет большинство  населения. В системе ценностей  и установок политической культуры центральное место занимают те, которые  способствуют формированию и сохранению политической системы.Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы. Символ – это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею. К ним относятся флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки. 
     

      49. Политическая символика  как элемент политической  культуры.

    Структурным элементом  политической культуры является политическая символика. Символ — это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д. Посредством символов передаются традиции, подчеркивается связь времен, демонстрируются особенности страны. Политическими символами могут быть графические изображения звезды, креста, полумесяца, свастики, зверей (льва, лошади и др.), птиц, например орла; цвета (зеленый — любимый цвет мусульман, красный — коммунистов, черный цвет — символ скорби в Европе, белый — в Азии). Главные государственные символы — государственный флаг (стяг), герб и гимн. Эти символы выступают в качестве своеобразных визитных карточек государства, отражающих его отличия от других стран.Во многом символический характер носит Конституция страны. Помимо того, что это основной закон государства, она олицетворяет собой стабильность общества. В некоторых странах, например в США, конституция приобрела характер священного документа наравне с Библией. Гарантом конституции являются президенты стран. 

      50. Особенности белорусской  политической культуры.

    Политическая  культура в Беларуси развивалась  в русле политических культур  и культурных процессов, протекавших  на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить три этапа: досоветский этап развития политической культуры; советский этап; современный этап. Развитие политической культуры в Республике Беларусь в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс. В нем действуют как традиции, так и новые явления. Современная политическая культура включает элементы разных исторических эпох: от патриархальной (общинное сознание) до образцов гражданской политической культуры, ориентации на демократические ценности и демократические преобразования. Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях. К числу таких тенденций относится консервация сохранившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества. Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности:

    • демократию, и в первую очередь на утверждение реальных прав и свобод граждан (право на частную собственность, свобода слова, печати и др.);
    • правовое государство и гражданское общество, разделение властей;
    • свободу частного предпринимательства, конкуренцию;
    • неприятие авторитаризма и тоталитаризма;
    • государственный суверенитет;
    • приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

      51. Основные понятия  и идеи геополитики.

    География и  пространство выступают в геополитике  в той же функции, как деньги и  производственные отношения в марксизме  и либерализме.Они служат методом интерпретации прошлого, выступают как главные факторы человеческого бытия, организующие вокруг себя все остальные стороны существования. Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении «теллурократии» (сухопутного могущества) и «талассократии» (морского могущества). Вся история человеческих обществ рассматривается как состоящая из двух стихий «водной» («жидкой», «текучей») и «сухопутной» («твердой», «постоянной»).«Теллурократия», «сухопутное могущество» связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность. «Талассократия», «морское могущество». Этот тип. динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию.Приоритеты: кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального предпринимательства.Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные признаки. Зоны: 1) Внутриконтинентальные пространства становятся «неподвижной платформой», heartland («землей сердцевины»), которая устойчиво сохраняет теллурократическую 2) «Внутренний или континентальный полумесяц», «береговая зона», rimland представляют собой пространство интенсивного культурного развития. Здесь очевидны черты «талассократии», хотя они уравновешиваются многими «теллурократическими» тенденциями. 3) «Внешний или островной полумесяц» представляет собой «неизведанные земли», с которыми возможны только морские коммуникации.

      52. Основатели геополитики  и основные геополитические  школы.

    Фридрих Ратцель «Отец» геополитики, хотя сам он этого термина в своих трудах не использовал. Основная работа – «Политическая география».Рудольф Челлен, швед, (1864-1922) был первым, кто употребил понятие «геополитика».Геополитику Челлен определил следующим образом: «наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве». В своем основном труде «Государство как форма жизни» (1916) Челлен развил постулаты, заложенные Ратцелем. Хэлфорд Дж. Макиндер Для государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. В Мировой Остров Макиндер включает три континента: Азию, Африку и Европу.  Альфред Мэхэн-главным инструментом политики является торговля. Военные действия должны лишь обеспечивать наиболее благоприятные условия для создания планетарной торговой цивилизации.Исходит исключительно из «Морской Силы» и ее интересов. Для Мэхэна образцом Морской Силы был древний Карфаген, а ближе к нам исторически Англия XVII и XIX веков.  Карл Хаусхофер - необходимость создания «континентального блока» или оси Берлин-Москва-Токио. Карл Шмитт (1888-1985)-вся социальная реальность и особенно право проистекают из качественной организации пространства. В 1942 году Шмитт выпустил важнейший труд «Земля и Море». Петр Николаевич Савицкий- центральную позицию в рамках всего континента занимает Россия.

      53. Международные отношения. Основные черты, типы и виды международных отношений.

    Международные отношения – это сфера межгосударственного  и межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные  отношения: социальные, культурные, информационные.

        Цели  международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой  оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного  государства, они определяют и содержание международной политики.Тенденции в развитии международных отношений:

      1. Интернационализация почти всех сфер общественной жизни.
      2. Формирование глобальных проблем.
      3. Демилитаризация и демократия.

        Основные  субъекты международной политики:

        • народы
        • государства
        • межгосударственные объединения
        • всемирные, региональные, политические правительственные и неправительственные организации

    Содержание  и предназначение системы международных  отношений состоит в том, чтобы  найти пути и способы разрешения конфликтов между государствами  и странами, возникающих прежде всего в результате столкновения их реальных и нередко превратно понятых национальных интересов.  

      54. Беларусь в системе  современных международных  отношений.

    После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался  новый этап в международной жизни. С первых дней своей независимости  она подтвердила с трибуны  ООН (1991 г.) свое стремление, сформулированное в Декларации о суверенитете, стать  безъядерной и нейтральной державой. Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства.Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. Понимая, что потенциал взаимных отношений далек от своего максимума, Республика Беларусь приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"