Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

шпоргалки.docx

— 149.47 Кб (Скачать файл)

    Идеал политического  руководителя в конфуцианстве –  цзюнь-цзы(благородный муж).Противостоит ему-Сяо-Жэнь(низкий человек).Низкий человек в основном думает про личную выгоду, не умеет переносить трудности, не умеет подчинятьсвя, не умеет руководить, склонен к раздорам.Это результат незаботы человека о самом себе.Дэ низкого человека-это трава, дэ благородного мужа-это ветер.Куда ветер дует, туда трава и наклоняется.(Конфуций)

Легизм. Выдвигали принцип закона-фа. Известный легист Шан Ян в своей «Книге правителя области Шан» отмечал, что «мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ли, а никчемный связан ли». Шан Ян считался одним из идеологов централизованного бюрократического государства.Используя легизм китайский император Цинь Ши-хуаном в III в. до н.э. сумел объединить Китай и создать сильное централизованное государство.Легисты выступали против знания и просвещения народа, полагали, что из государства и сферы управления надо изгонять умных, талантливых. Прнцип Шу(искусство управления) Считалось, что политику необходимо строить на страхе и наказнии. Цель оправдывает средства, Использование в управлении принцип грубой силы и изощрённой хитрости, стимулирование доносительства и тотальной слежки. Легизм отдавал предпочтение натуралистической интерпретации человека, рассматривая последнего как от природы злое коварное животное.  
 

    1. Политические  учения Древней Греции (Сократ и софисты).

Специфика политического управления в Античности. Античность не разделяла общество и государство, мыслила их в единстве. Человек рассматривался прежде всего как часть государства. Устройство государства виделось как подражание гармоничному устройству космоса. Пифагорейский союз – церковь, философская школа, политическая организация. Была основана в южно-италийском городе Кротоне в 532 году. Пифагорейский союз фактически стоял у власти в этом городе в течение длительного времени. Это была не столько научная школа, сколько религиозно-этическое братство, нечто вроде монашеского ордена, члены которого обязывались вести «пифагорейский» образ жизни, включавший наряду с целой системой аскетических предписаний и табу также обязательства по проведению научных исследований.Своего рода «террористическая организация» Античности. Пифагорейская школа активно вмешивалась в политическую жизнь италийских полисов, что привело в конце концов к ее разгрому и бегству большинства ее последователей из Италии. Борьба против тирании и демократии – главная политическая задача пифагорейцев. Попытка создания новой аристократии – образовать господство лучших посредством религиозного союза и воспитания в философской школе. Воспитание просвещенных правителей, религиозное, умственное и нравственное. Стремление к сохранению традиций, почитания религии, правителей и родителей. Нет зла большего, чем безвластие (анархия). Наиболее справедлива власть богов. Идеальная форма правления - аристократия - прежде всего аристократия духа. Полит.исследованием занимался Героклит (всё течёт, всё изменяется)-против демократии. Демокрит считал, что полит.искусство – наивысшее, правильно управляемое государство – оплот общества. Политическая деятельность и подготовка к ней была одним из основных занятий софистов. Софисты (серед.5 века до н.э.)— это просветители, скептики, рационалисты, индивидуалисты и анархисты. Выросли на почве разложения натурфилософии.Представители - Протагор, Горгий,Гиппий, Продик. Основной принцип софистики – научить мыслить и говорить, «научить слабое быть сильным, а сильное - слабым». Основные положения софистики:

  • Законы общества противоположны законам природы, соответственно общественные законы можно и не соблюдать.
  • Считали, что законы общества устанавлив.слабым большинством с целью всех уравнять (софисты за естественное право, за право сильного)

    Альтернативное  направление – школа Сократа.Основные положения:

  • Сократ осуждает чрезмерную полит. активность, противник демократии.
  • Любое воспитание должно носить политический характер.Цель его жизни – воспитание политической элиты Греции.

    Качества политической элиты:

  • Аскетизм
  • Правитель должен уметь владеть собой
  • Самодостаточность (принцип автаркия)-этот признак отличает свободных от раба
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Учения  о государстве  Платона и Аристотеля.
 

Платон – ученик Сократа, издал 2 произведения «Государство», «Законы».

Идеи «Государства»:

  • Предпосылки возникновения гос-ва(разделение труда на физический и умственный, разделение сосоловий, частная собственность и наличие рабства)
  • Идеально гос-во – то, которое подражает общекосмической справедливости
  • Го-во - это микрокосм, идеально гос-во следует природным законамцель гос-ва и человека – подражание космической справедливости
  • С точки зрения Платона в человеческой душе 3 части- чувствительная(самая большая), волевая, разумная. Человеком должна управлять разумная душа (самая совершенная).
  • В идеальном гос-ве должны править философы-правители, которые должны следовать принципам и интересам гос-ва.
  • Идеально гос-во должно соблюдать 4 добродетели (мудрость своих правителей, мужество своих стражей, рассудительность и сдерживающая мера – в основном для 3 сословия, справедливость -когда каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в дела другого сословия)

    Создал философскую  школу «Академия», она одновременно являлась полит.организацией. Задача – подготовка разумных и образованных управленцев, принцип обучения – принцип Калакагатии (единство теоретических и практических наук)

    Неправильные  формы правления по Платону(идеал-аристократия):

  • Тимократия (власть воинов, честолюбцев)
  • Олигархия (власть богатого меньшинства)
  • Демократия (власть бедного большинства, демократию губит свобода и она превращается в охлократию – власть толпы)
  • Тирания

    Аристотель:Государство – важнейший вид общения, который объемлет собой все остальные. Целью государственного общения является достижение блага или счастья. «Государство же есть общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Государство создается не просто для того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо: «целью государства является благая жизнь».Только в государстве человек может быть счастлив.Человек – существо политическое. Тот, кто живет вне государства – либо недоразвитое существо, либо сверхчеловек, либо животное, либо бог. Человек относится к государству как часть к целому. Только в государстве человек достигает своего завершения и совершенства. В государстве наиболее явным образом воплощается справедливость, центральный принцип космической жизни. Возможны шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные.Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны:

  1. монархия (или царская власть) – правление одного, первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя.
  2. аристократия – правление немногих, но более одного.
  3. полития – правление большинства в интересах общей пользы.

    Неправильных  форм существует три: 1) тирания 2) олигархия 3)демократия.

  • тирания – та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя
  • олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных слоев,
  • а демократия – интересы неимущих.

    Одинаковой  чертой всех форм является то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы. Наилучшее государство то, где средние составляют большинство или оказываются сильнее обеих крайностей

    1. Политические учения Древнего Рима.

Сципион Африканский (185—129 гг. до н.э.) рассматривал знание как важнейшее условие успешной политики. Вопрос о соотношении знания и власти. Власть порождает знание, а знание есть власть. Полибий, участник кружка Сципиона: «изучение минувших событий во всех подробностях и в их истинном значении может дать руководящее указание относительно будущего». Полибий полностью отрицает независимое существование чистого знания, говоря, что «если изъять из истории то, что может научить нас, то от нее останется ничего не стоящее и совсем бесполезное». «История» в 40 книгах. Гос-ва – это живой организм, вечно не существует. Стадии гос-ва: возрастание, расцвет, упадок.Развитие общества Полибий рассматривал как движение по кругу, в ходе которого осуществл.последовательная смена 6 форм государственности(монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия). Преодолеть круг гос-ных форм способен только мудрый правитель, который устанавливает новую форму правления – смешанную.

Марк  Туллий  Цицерон (106-43  до  н.э.) государство возникает естественным путем, но закрепляется договором. Народ – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса.Государство – правовой союз, правовое общение. Идея правового государства, основанного на справедливости, а не силе. Цицерон вводит понятие гражданина как субъекта права. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности. В основе правильного государства лежит право. Все гражданские сословия в правильном  государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет  правовое  равенство своих граждан.Социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство существует от природы. Рабами нужно владеть справедливо, положение раба приближается к статусу наемного работника.Наилучшей из простых форм  правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Политическая  мысль Средневековья  и эпохи Возрождения.
 

В средневековых  концепциях теократического государства, от Августина Блаженного до Фомы Аквинского, ключевыми были идеи града земного стремящегося к граду небесному и, как следствие этого процесса, установление теократического государства, вся полнота власти в котором была бы сосредоточена в руках папы Римского. Государство рассматривалось по аналогии с человеческим организмом. Как в человеке разум должен властвовать над телом, так и в государстве светская власть, а также «тело государства» – экономика – должны подчиняться духовной власти. Души господствуют над телами, Поэтому земной общественный порядок должен был ориентироваться на небесный, а подлинным правителем должны быть не короли или император, а Церковь в лице папы Римского. Только такое государство выражает интересы всего общества и интересы эти носят прежде всего духовный, а не материальный (экономический) характер.В теократическом государстве было четкое разделение на светскую власть, которую олицетворял государь, и духовную, главой которой являлся папа Римский. Политические взгляды изложены в работах «О граде Божьем», «О свободной воле». Все социальные, государственные и  правовые установления предстают как следствие греховности человека. Греховность  предопределена замыслом творца, наделившего людей свободной волей. Людей Августин разделяет на два разряда (града), одним из  которых предназначено вечно  царствовать с богом, а другим - подвергнуться вечному наказанию с дьяволом. Фома Аквинский полагал, что общественный порядок – отражение небесного. Весь мир – строгая иерархическая организация, во главе которой стоит Бог.

Политические  учения эпохи Возрождения. Данте Алигьери (1265-1321) В работах «Пир», «О монархии» доказывал, что император получает власть не от папы, а от Бога. В сочинении «Защитник мира» (1324-1326гг.) Марсилий Падуанский возлагает на  церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Духовная власть должна быть отделена  от  вмешательства светской  власти  и наоборот. Разделил божественные и человеческие законы. Выделял  божественный  закон,  указывающий пути достижения вечного общего  блага,  и здесь авторитетом является  духовная власть (церковь); и человеческий закон, который   должен   отражать божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение  принуждением,  и здесь авторитетом является  светская   власть   (государство).Грешников (нарушителей  божественного закона) наказывает   Бог,   а   преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство. Настоящий источник всякой  власти  –  народ. От  него исходит как власть светская,  так и духовная.  Только  он  один  – носитель  суверенитета  и верховный законодатель. Народ - не все население государства, а лишь лучшая, достойнейшая его часть. Делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая служит общему благу; низшая заботится о своих частных интересах. Государственная власть действует посредством издания законов. Марсилио Фичино (1433-1499) считал, что человек повелевает социальным миром и космосом. Пико делла Мирандола (1463-1494) Полагал, что Бог ставит человека в центр космоса, делая его судьей мудрости, красоты и величия воздвигнутого им мироздания. Николло Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной.  Политика имеет свои  собственные цели  и свои законы, независимые не только от религии, но и от морали. Сама   религия   оказывается   подчиненной политическим  соображениям. Макиавелли ввел понятие «государственный интерес», целью действий правителя является успех, а не добродетель или порочность. «Государь» Макиавелли – технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Томас Мор (1478-1535) «Утопия» –первая часть – критика современной Англии, вторая – изложение утопийского образа жизни. Государство – заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах. Идеальное государство должно носить антииндивидуалистический характер. Необходимость отмены частной собственности. Обращение к первоначальному христианству с его идеалами всеобщего равенства. Процветание государства возможно только тогда, когда правитель будет глубоко образованным философом и морально безупречным человеком. Утопийская республика – одна большая семья, так как в ней нет противоречия между частным и общим. Нет бедных и нищих.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"